Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Столбы и вокруг. Академия искусств живой Природы. Физико-географический очерк территории заповедника «Столбы». Пейзаж и равновесие

Лишь Свет и Тьма!
Весь мир в их сочетанье
Всех философий пухлые тома
Все тайны жизни, все ее познанье
Лишь Свет и Тьма!
Пейзаж становится глубоким
И окрыляет дух людей
Вторгаемся в поэзию пространства
В свободно зарифмованные горы

Пейзаж и равновесие

Красивый пейзаж — дело государственной важности
К. Паустовский

Упрощенный философский образ рисует жизнь человека как постоянное поддержание равновесия между тьмой и светом, адом и раем, добром и злом, плюсом и минусом. Несложно представить контрольный экран равновесия человеческого существования, где слева под знаком минус клубятся клочьями мрака отрицательные эмоции: боль, страх, тоска, безысходность, неверие, а справа радужной аркой сияют человеческие радости на жемчужных столпах Человечности: Вера, Надежда, Любовь. Отрицательные эмоции разъедают души, разрушают тело, открывают доступ болезням. Радости делают человека чувствительным к каждому биению жизни, устремляют к совершенству, развивают и укрепляют тело.

Жизненно важно развивать в повседневной жизни умение радоваться, умение превращать прозу быта в поэзию бытия, владеть искусством перевода отрицания в удовольствие.

Несложно унылый европейский завтрак превратить в изысканное восточное чаепитие, нервное ожидание транспорта в пытливое созерцание, гигиеническую помывку в жаркий праздник души и тела.

Источники радостных ощущений безграничны, но, к сожалению, порою мы проходим мимо, не познав их благотворной прелести. Прежде всего, это касается эстетических наслаждений от восприятия прекрасных феноменов природы. Существует научное понятие — эмоциональный отдых, в основе которого лежат ландшафтные радостные эмоции. О том, что лес создает настроение, знали еще наши предки. «В бору веселиться, в березняке жениться, а в ельнике давиться!!!» — поговаривали в народе. Кто ж не знает, что: ель грустная, береза веселая, кедр могучий, пихта торжественная. Деревья с коническими кронами (ель, пихта) способствуют повышению активности нервной системы. Вид плакучей ивы, склоненной к зеркальной глади воды, настраивает на грустный лад. Мягкие очертания сосны с овальной и шарообразной кроной успокаивают, располагают к раздумью. Особое место занимает царь-дерево наших лесов кедр сибирский — дерево веселого творческого героизма созидающей жизни. В кедре воплотилось: и героическая стойкость, и могучее величие жизни, и ее веселая добрая красота. Кедры, вознесшиеся на пьедесталах скал живыми скульптурами в стиле «бонсай» это уже небожители, герои и боги растительного мира. Живые божества растений в гранитно-сиенитовом храме Столбов. Преклонись пред ними человек! Столбисты и сами, словно ожившие граждане и герои Эллады населили свой лес не только богами и героями. На тропах и в чащах живет немало друзей — хорошо узнаваемых деревьев. На Лалетинской тропе это:

ива-Кикимора — за кордоном,
дерево-Бутылка — у начала Пыхтуна,
Ух — дерево и Хитрый пень — на Пыхтуне,
кедр — Усач — на скале Гитара,
Сосновый поцелуй — на Первом Столбе,
Кедровый фонтан — на Внучке,
Поклонный кедр — Четвертого Столба,
Кедр — на Честном Слове.

На Ближних Столбах завсегдатаи знают:

Дедушку — дерево, Золотого Слона,
дерево — Носорог, дерево — Олень,
Упавшего Богатыря, березовую Рогатку,
Разрыв — кедр, Домкрат — кедр.

Большие любители знают группу сосен Сестры на Барьерах, кедрового Змея на Крепости, Березовую Радугу Деньгина на Крепостном Калтате, Подпорный кедр на Семнадцатом Развале.

Если перейти от лесных портретов к пейзажам, то первенство будет за сосняком — брусничником.

Уходящие к небу склоны Барьеров, Копьевой гривы, Центрального Куйсумского хребта с редкими золотыми соснами и глянцевыми коврами черничника и брусники — картины величавого покоя и торжественного движения жизни. В ветреный, солнечный день, когда по небу плывут кучевые облака, хорошо упасть, затеряться в колыхании глянцевых волн и ощутить музыкальное движение леса — торжественное вступление к симфонии «Золотой век Человечности».

В пихтовых чащах, застланных вечнозеленой кремниевой травкой скородой, блеска и глянца не меньше, но здесь золото и простор сменяются сумрачной сочностью малахита, затененной густыми занавесями темно-серых стволов и иглистых лап. Пихтач умеет сверкать и искриться, когда растет на возвышении, где косые лучи утреннего и послеобеденного солнца способны проявить малахитовую сочность пихтовой чащи, высекая и в этой сумрачности веселые искры жизни. Во время сплошного цветения трав чудо как хорошо брести в сумерках по белой благоухающей реке цветов, стиснутой черными стенами елей, усыпанных зелеными свечками. Вероятно самый красивый столбовский пихтач — «стройный лес Развалов» на Дальних Столбах. В начале зимы, когда все вокруг припудрено белым, стоящие на гребне хребта могучие, вечно колеблемые ветром пихты кажутся черными, выделяясь на фоне заснеженной тайги стройной богатырской дружиной. Здесь единственное место на Столбах, где красота леса как бы затеняет красоту одного из самых удивительных скальных сооружений.

Очень любимы столбистами таежные аллеи основных троп, воспетые в песне «По коридорам между сосен» такие как: Вигвамовская просека, Саклинский сворот, просека от Второго Столба, Огневка — на Центральных Столбах, Устюговский тракт и Соболиная аллея — на Такмаке, Пушкинская роща — за Кабаргой. Оригинальна ни на что не похожая Тайная Карагановая аллея под Чертовым Пальцем. Печальна и таинственна «Дорога в никуда» в осиннике крупно-травном в истоках Глаголевой рассохи.

Особенно благотворно сказываются на настроении и самочувствии человека чередование пейзажей различного эмоционального плана: грустных и веселых. По мнению врачей, переход от минора к мажору улучшает деятельность желез внутренней секреции, увеличивает количество витаминов в крови. Столбисты, в своем упоительном стремлении к скалам, проходя за день от 18 до 40 километров, буквально купаются в пейзажных контрастах горно-таежного рельефа.

Цветовая палитра лесных пейзажей оказывает на зрителя исключительно сильное впечатление. Гете писал: «Цвета действуют на душу, они могут вызвать чувства, побуждающие эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют».

Зеленый и голубой цвета успокаивают нервную систему, красный возбуждает ее — но быстро утомляет, серый вызывает апатию, желтый внушает бодрые мысли. Красный цвет создает ощущение тепла, а зеленый и голубой — прохлады.

Воздействие цвета на человека столь велико, что им издавна пользовались во врачебной практике. В средние века красным цветом лечили ветряную оспу, корь, скарлатину. Зеленый цвет снижает кровяное давление, расширяет сосуды, снижает зрительное переутомление.

Желтый цвет стимулирует деятельность сердца, легких, увеличивает их выносливость. Под воздействием голубого цвета успокаивается дыхание. Влияет на человека и степень освещенности. Яркий свет возбуждает нервную систему, более спокойный снимает нервное напряжение.

Едва ли не самый красочный чисто лесной пейзаж на Столбах «Рябиновые зори» в верховьях Ельничной рассохи круглый год, радующие сочностью своих красок: весной — нежной белизной цветов, летом — изумрудной зеленью многокрылых листьев, осенью и зимой — рубиновыми салютами жарких ягод.

Впрочем, для избалованных пейзажем столбистов-камнепоклонников все эти чисто лесные картины второстепенные, проходные. Скальные рыцари — гурманы пейзажа предпочитают пейзажи героические, исключительные, подобные шедеврам великих поэтов, словно бы сошедшие на сибирские скалы со страниц поэзии Индокитая.

Плоские вершины камней, небольших скал-отдельностей, уступы и стены высочайших Столбов, живая феерия экзотических, изысканных картин растительных сообществ в стиле «бонсай» и «икебана»: танцующих рощ, скальных садиков, альпийских ковров, живых скульптур и излучающих движение вертикальных картин битвы жизни.

Вершиной столбовского пейзажа является полетные картины, открывающиеся с ключевых панорамных точек метко названных видовками. Видовки это место где пробуждается гордое зрение души и человек начинает видеть то, что называется Родиной. Усталый, взмокший, ломившийся торопливо сквозь лесную чащу, делает еще несколько неохотных шагов по каменным уступам и мир вдруг распахивается, словно при взлете. Сколько воздуха, света, жизненного восторга обрушивается на человека, смывая усталость и, словно бы раскрывая за спиной орлиные крылья. Недаром лучшие компании столбистов называли себя именами парящих птиц: Беркуты, Соколы, Грифы.

В любленный в скалы все на свете может
Взойди на скалы и тогда поймешь
Улыбку мира всей лесною дрожью
И городов кубическую ложь
Поймешь и то, что жизнь проходит даром
И что давно пора уже в полет
Туда где небо светится пожаром
Сжигая буквы символа Вперед

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Шалаш около Музейного камня. На Акулькиной гриве
На снимке шалаш и около него группа работников Музея Красноярского края: Кудрявцев Андрей Васильевич /фотограф/, Соболев Александр Николаевич /геолог/, Тугаринова Вера Ивановна /жена Директора Музея/, Юдина Екатерина Леонидовна, Боровский Валентин Васильевич /Секретарь Геогр. О-ва и писатель/, Юдина Елена Леонидовна /машинистка/, Тугаринов Аркадий Яковлевич...
История компаний. Нелидовка
В Нелидовку меня привёл в начале 60-х годов мой товарищ по школе Саша Миронов. Хозяевами её были Леня Брытков (Брут) и его брат Володя (Бурмота). Хоть и родные братья, а люди совершенно разные. Брут — мастер спорта по боксу в тяжёлом весе, работал инженером-строителем, а Володя по натуре артист — учился на философском факультете,...
Сказания о Столбах и столбистах. Три встречи. Часть 3
6 ноября 1978 года иду я поздно вечером на очередной грифовский юбилей. Спускаюсь с барьеров к Калтатской стоянке по хорошо пробитой тропе. И вижу очень непривычную картину для этих мест. Перекрывая тропу, полукругом, стояло 6-7 темных мужских фигур. Стало тоскливо. Абреки и прочие столбовские лихачи взревели бы, наехали бы враз....
Ручные дикари. Варнак
Он должен был играть главную роль в кинофильме «Варнак и Кирюшка», но съемка фильма не состоялась, потому что хотите верьте, хотите нет — он обиделся! Конечно, получить щелчок по носу никому не приятно. Но он был сам виноват — кто его просил...
Обратная связь