Это сладкое слово «Свобода»
В «Красноярском рабочем» уже публиковались отрывки из рукописи Константина Михайловича Шалыгина, известного столбиста, которую он готовит для Красноярского книжного издательства. Предлагаемый сегодня очерк рассказывает о том, как зарождались на Столбах революционные традиции
Собирая материалы о революционных событиях на Столбах в государственных архивах и музеях, в домашних архивах старых столбистов, каждый раз убеждался, какую огромную роль играли Столбы в становлении революционных традиций, в организации трудящихся Красноярска на борьбу с Царским самодержавием.
Революционная деятельность на Столбах набирала силы одновременно с развитием столбистского движения — столбизма. Наибольшее развитие это движение получило в восьмидесятые годы прошлого столетия, чему способствовали строительство и пуск в эксплуатацию железной дороги, появление в Красноярске промышленности. Вместе с ними зародился в Красноярске рабочий класс. На Столбы стали постоянно ходить рабочая молодежь, учащиеся гимназий и фельдшерской школы, передовая интеллигенция. Под скалами оборудуются стоянки и строятся первые избушки, формируются небольшие коллективы, получившие названия компаний, появляются свои обычаи и традиции. Время на Столбах всегда протекало в коллективе, в совместном труде, в хозяйственных заботах, что вырабатывало в столбистах свободный и вольный характер. Они свободно обсуждали любые темы, выражали недовольство царским строем. Антиправительственные и революционные песни стали обычным явлением на Столбах. Свободное высказывание идей и мыслей привлекало сюда людей свободолюбивых, объединяло их на общую борьбу.
Росту популярности Столбов и развитию революционного движения во многом способствовали политические ссыльные. Через Красноярск прошли представители всех этапов русского революционно-освободительного движения, начиная от декабристов, народников и кончая марксистами, большевиками. Многих из них судьба связала со Столбами. Здесь они находили приют, скрывались от преследований царской, а позднее и колчаковской власти. На Столбах они вели большую пропагандистскую работу среди молодежи.
Художник Д. И. Каратанов вспоминал: «В избу под Третьим столбом ходила и революционно настроенная молодежь, находившаяся под влиянием социал-демократов. Здесь они проводили воспитательную работу, умело используя время отдыха. Когда в избушке не было посторонних людей, разгорались жаркие споры и дискуссии по различным вопросам, волнующим в то время молодежь, читалась запрещенная литература, изучались труды известных революционеров. Обыкновенно такие беседы заканчивались пением революционных песен».
Со Столбами связана революционная деятельность Петра Ананьевича Красикова, который в 1894 году за связь с группой «Освобождение труда» был исключен из Петербургского университета и выслан на три года в родной Красноярск. Здесь он организовал марксистские кружки среди рабочих городских предприятий, гимназистов и акушерско-фельдшерской школе.
По свидетельству красноярской гимназистки Саши Безруковой, она познакомилась с П. А. Красиковым на Столбах в 1895 году и вступила в руководимый им марксистский кружок, где получила хорошие знания и закалку, стала пламенным большевиком на всю жизнь. Сохранилась фотография, на которой запечатлены П. А. Красиков, гимназистка Саша Безрукова и фельдшерица Мария Веселюк, тоже участница марксистского кружка, стоящие на вершине Четвертого столба.
Под Третьим и Четвертым столбами находился центр политической деятельности. Здесь останавливались рабочие железнодорожных мастерских, депо, гимназисты и политические ссыльные. Даже сторож в избушке был политическим, с партийной кличкой Ефим. Он постоянно жил в избушке. Есть основания утверждать, что П. А. Красиков, бывая на Столбах, участвовал в политических дискуссиях и чтении нелегальной литературы.
Большое значение в развитии революционных событий как в Красноярске, так и на Столбах, сыграло пребывание в Сибири В. И. Ленина. С кружком часто бывающих на Столбах красноярских фельдшериц Владимира Ильича, скорее всего, познакомил П. А. Красиков. С кружковцами он быстро освоился и вскоре стал своим человеком. Т. Н. Витвинова в своих воспоминаниях пишет: «Когда я училась в фельдшерской школе, Владимир Ильич часто бывал у нас в колонии (в квартире в доме Курулевых по улице Песчаной). Помогал изучать труды Маркса, умело направлял наше мировоззрение на новые социал-демократические формации». Из этих же воспоминаний мы узнаем, что в гостях у фельдшериц вместе с Владимиром Ильичом побывали его соратники по партии: Г. М. Кржижановский, В. В. Старков, А. А. Ванеев.
В эти годы события на Столбах развивались очень бурно.
Кружковцы начали распространять среди рабочих листовки и прокламации, разъясняющие им политические общеклассовые задачи пролетариата, призывающие их к забастовкам, к борьбе с общим врагом — капиталистами и правительством. Такие листовки разбрасывались по Лалетинской дороге и Манской тропе, где часто ходили столбисты.
В 1899 году на Втором столбе в труднодоступном месте политическим ссыльным Островским, учителем Денисюком и мещанином Беловым масляной краской крупными буквами было написано слово «Свобода».
Призыв к свободе произвел потрясающее впечатление на красноярцев. О нем заговорили не только на стоянках и у костров, но и по всему городу, обсуждая смелый поступок столбистов. Неоднократные попытки полицейского управления уничтожить ненавистное слово не давали результата. Каждый раз после таких попыток его подновляли.
В 1901 году полицейскими была сделана еще одна попытка уничтожить надпись «Свобода». Однако стерли только первую букву. В ответ на это на Третьем столбе вскоре появилась надпись: «А все-таки «Свобода». Осенью 1912 года группа столбистов из компании «Беркуты» подкрасила надпись, сделав три цвета. В середине широкая белая полоса, а обрамление букв красного и черного цвета. Сделать это было не так-то просто, пишет в своих воспоминаниях Н. Л. Степанов.
По сути, это слово было призывом к борьбе. Различные надписи и призывы стали часто появляться на Столбах, вплоть до установления Советской власти в Красноярске. В 1897 году у основания Первого столба появилась надпись «Социализм», а через год кто-то добавил «осуществится». На южной стороне Деда написали «Пролетарий», а на Дикаре — «Губернатор — мошенник». На отроге Первого столба красной краской было написано «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Эта надпись была сделана на крутой площадке и видна только с вершины Первого столбе.
Начиная с 1901 года для борьбы с революционным движением организуется постоянный надзор за Столбами, выделяются наблюдатели за «порядком» и специальные сыщики. Периодически проводятся облавы и аресты.
В одно из таких «нашествий» были арестованы четыре столбиста: Д. И. Каратанов, Г. И. Козлов, А. С. Шестоков (фамилию четвертого столбиста установить не удалось). В день ареста они находились в избушке под Третьим столбом, когда нагрянули сначала уездная полиция, а затем жандармы. Обыск проходил тщательно: жандармы лазали под нары, перешаривали печку, в пазах между бревнами, на полках, в снегу около избушки. Но никаких компрометирующих документов не обнаружили. Столбистам пытались предъявить обвинение в печатании и распространении прокламаций. Следуя под конвоем в Красноярск, они пели «Варшавянку», «Марсельезу».
Ленинская газета «Искра» в № 22 от 1 июня 1902 года писала: «Накануне 1 Мая улицы Красноярска были красны от прокламаций Сибирского Союза РСДРП, и встревоженная полиция понеслась отыскивать типографию и — куда бы вы думали! — на Столбы...»
Отдых на Столбах сменился «отдыхом» в тюремной камере, начались допросы арестованных, которые ничего не дали. Пришлось всех четверых выпустить из тюрьмы.
Но полицейское управление продолжает усиленное наблюдение за Столбами. 22 июня 1904 года на имя начальника жандармского управления поступила докладная за № 2452: «Агентурным путем получены мною сведения, что политически неблагонадежные лица и сочувствующие им рабочие города Красноярска предполагают в одно из чисел 27, 28 или 29 сего июня собраться близ города в местности под названием Столбы для празднования годовщины бывшей демонстрации на Столбах в прошлом году. Во время собрания предполагается обсуждение вопроса о принятии мер противодействия правительству, чтобы заставить его возвратить ссыльных на место родины и т. д. Затем, если на Столбы соберется значительное количество сочувствующих лиц, то тогда двинутся массой в город Красноярск для производства уличных беспорядков...»
Революционно настроенная молодежь под видом празднования 10-летия со дня строительства избушки под Третьим столбом решила устроить антиправительственную демонстрацию, цель которой — привлечь к этому событию внимание любителей природы, столбистов и рабочую молодежь. К празднику готовились основательно.
Еще до прихода из города отдыхающих на вершине столба водрузили красный флаг с крупной надписью «Свобода». Другой флаг с яркой надписью «За свободу» закрепили у избушки. Когда собралось много народу, на вершину столба залезли писарь нотариальной конторы Григорий Трегубое и рабочие железнодорожных мастерских Михаил Соколов, Федор Голубев и Иван Петров. Вскоре оттуда на все Столбы раздавались призывы: «Да здравствует свобода!», «Долой самодержавие», «Долой императора!». Подробности празднования юбилея избушки мне удалось узнать из «Дела Енисейского губернского управления о противоправительственной демонстрации, бывшей 29-30 июня в местности Столбы, и об аресте участников демонстрации...», которое хранится в Красноярском краевом государственном архиве. Всю церемонию, проходившую около избушки, наблюдали жандармы, спрятавшиеся за кустами...
О смелом и отважном поступке красноярских столбистов-революционеров стало известно далеко за пределами Красноярска. Газета «Искра» сообщила об этом в № 26 за 15 октября 1902 года.
Участники событий Владимир Островский, Виктор и Владимир Беловы, Иван Войков, Иван Ефимов, Федор Первухин, Георгий Трегубов, Михаил Лещинский, Михаил Малышевский, Софья Германова были арестованы и препровождены в Красноярск для содержания под арестом. Многие участники демонстрации сумели скрыться в лесу. Не были арестованы и активисты — Федор Голубев, Иван Петров и Михаил Соколов. В. Островский подвергнут тюремному заключению на четыре месяца. Г. Трегубов отсидел в тюрьме один месяц. Остальные после допроса были освобождены.
Революционная буря, пронесшаяся над Россией в 1905 году, начала в 1906 году понемногу утихать. Наступил период реакции (1907-1910 гг.). В городе проходили повальные обыски и аресты. Пропагандистская работа сильно осложнилась. В этот период еще большее значение приобрели Столбы, где конспирация под видом отдыха была удобной и менее опасной. На Столбах заметно активизируется деятельность красноярских революционеров.
Не было ни одного лета, чтобы там не произошло политического события, которое сразу же получало широкую огласку среди населения города. Ранней весной 1906 года жандармы сожгли избушку под Третьим столбом, полагая, что молодежь лишится пристанища, перестанет ходить на Столбы. Уничтожение избушки не снизило накала революционной борьбы на Столбах. Сюда стало ходить еще больше народу. Революционеры селились под скалами, подальше от основных многолюдных дорог. Под Четвертым столбом обосновались Григорий Трегубов, Михаил Масляников, Дмитрий Каратанов. Частые налеты казаков и жандармов затрудняли проведение пропагандистской работы с молодежью, поэтому революционеры вынуждены были переселиться в более глухое место, построив новую стоянку под Вторым столбом, с западной его стороны. Молодежь проводила здесь воскресные дни и отпуска. Одновременно строится стоянка за Четвертым столбом на Каштаковской тропе (сюда казаки не заглядывали, так как ездили только по Лалетинской тропе).
Немалую роль в пропагандистской работе сыграла на Столбах компания из избушки «Нелидовка». Начинал строить ее активный участник революционного движения Д. И. Каратанов со своими соратниками и друзьями, достраивали передовые люди того времени Н. Н. Нелидов, А. Н. Нелидов, А. Л. Яворский, А. И. Роганов, Н. И. Рутковская. Тогда же избушку часто посещала и рабочая молодежь железнодорожных мастерских. Для проведения собраний и политических дискуссий революционерами использовалось и местечко под столбом Сторожевой Такмаковского района, расположенное невдалеке от города. Пройти туда было легко через Цветущий Лог или речку Базаиху.
На Столбах находили себе убежище от жестоких репрессий многие отважные борцы за свободу.
Старый столбист-революционер Н. Л. Степанов в своих воспоминаниях писал: «Следуя традициям старого поколения столбистов, нередко на нашей стоянке находили себе укрытие от преследования царских властей передовые люди того времени. В 1911-1912 годах в одиночку жандармы не заглядывали на Столбы, а периодически устраиваемые облавы успеха не имели.
...Люди шли к нам уверенно и смело. На Столбы их обычно направляли большевики, рабочие железнодорожных мастерских В. Ляпунов, А. П. Богачев. А. П. Августинович и другие товарищи, с которыми у нас — столбистов — была установлена постоянная связь».
На протяжении всего времени борьбы за установление Советской власти в Красноярске Столбы играли большую роль. Многие юноши и девушки-столбисты — погибли в этой борьбе в период белочешского мятежа, участвуя в боях в составе частей Красной Гвардии и в партизанских соединениях. Вот лишь одна судьба.
В 1919 году в Омске была расстреляна Агния Свещева. Скрыв свою настоящую фамилию, она умерла под именем Антонины Ковригиной. На Столбы она начала ходить с 1910 года, еще совсем юной девушкой. По своей натуре Агния была веселой, жизнерадостной. В 1917 году вступает она в красноярский «Клуб рабочей молодежи», который в период белочешского мятежа распространял листовки, доставал оружие и медикаменты для партизан. Агнии Свещевой партия поручала дела, требующие большой отваги и находчивости. В Красноярске она организовывала передачи заточенным в тюрьму большевикам. В Томске охраняла работу подпольной Всесибирской конференции. В Омске работала в партийном комитете.
Столбы, расположенные в глухой тайге, невдалеке от Манского района, служили удобным местом для связи с партизанским отрядом Щетинкина. В журнале метеостанции заповедника за 1926 год наблюдателем М. И. Алексеевым сделана запись: «По тропе, идущей к Беркутянскому ручью, столбисты из компании „Старая сакля“ нашли заряженную, сильно заржавевшую гранату. Предполагалось, что она была потеряна партизанами. Решили сдать ее в Музей истории». Репрессии, проводимые как в городе, так и на Столбах, не смогли заглушить разгорающееся пламя борьбы с колчаковской армией. На жестокость столбисты ответили призывами к борьбе. На скалах появились надписи: «Долой сибирское временное правительство», «Смерть Колчаку!» и другие.
В 1919 году огненным костром на макушке столба Большой Беркут взвился красный флаг. Он был хорошо виден из города, призывая всех красноярцев подняться на борьбу с ненавистным врагом. Подъем флага осуществила, несомненно, хорошо организованная группа отважных столбистов, так как в то время ход на вершину был очень сложным.
...Наступил 1920 год. Красноярск снова стал советским.
Многое еще из истории революционного движения на Столбах не установлено. Исследования необходимо продолжать. Никто и ничто не должно быть забыто. Имена отважных героев-столбистов необходимо увековечить установкой мемориальных досок, восстановить революционные надписи, сделанные на скалах.
К. Шалыгин
«Красноярский рабочий»,
05.08.87 г. № 179 (20570)
Материал предоставлен Сиротининым В. Г.
Предоставлено →
Сиротинин Владимир Георгиевич