Яворский Александр Леопольдович

1945 г.

 ...Открывшаяся в Красноярске в Доме учителя 16-го октября выставка произведений красноярских художников как бы подытоживала военные годы. В каталоге в разделе: Живопись, графика, скульптура Каратанов выступает со следующими произведениями:

За № 47 Осень... масло
За № 48 «Столбы» летом ,,
За № 49 «Столбы» зимой ,,
За № 50 Натурщик ... карандаш
За № 51 ,, ... ,,

...«Столбы летом» — это приблизительно такой же величины картина, изображающая так хорошо знакомую Каратанову «Архиерейскую площадку» Второго Столба с видом на далекий Дикий камень на горизонте. Вблизи два больших камня россыпи, и на них по человеку. Это, конечно, столбисты. Один лежит, другой сидит и между ними идет разговор, а в центре картины под самим верхом виден летящий ворон. Влево стена Второго столба. Типичная столбовская картина, которая вдруг вспомнилась художнику, и он передал ее со всеми деталями. Наверное, когда писал, не раз переживал, вспоминая свое молодое ушедшее время.

«Столбы зимой» — это тоже хорошо знакомый каждому столбисту вид на заповеднике Столбы. Здесь на первом плане коряжистые деревья и между ними одна из подвершинных отдельностей Столба, на которой в зимней одежде расположились два человека. Правый сравнительно молодой указывает куда-то по направлению Столба «Львиная пасть», а второй, похожий на самого художника, смотрит туда, на что-то указываемое первым. Всё заснежено. Впереди на соседнем громадном хребте возвышается Второй Столб и его отроги «Митра» и «Рукавицы». За ними на горизонте горы рек Слизневой и Маны. Нет надобности пояснять, что двое человек сидят на Четвертом столбе и, видимо, художник для ориентира имел фотоснимки этих 2-х видов и с присущей ему чуткостью к колориту дал на своих картинах нужную аранжировку красками. На имеющейся в каталоге репродукции этой картины находим подпись «Партизанская засада». Видимо, само неспокойное время войны подсказало кому-то это другое название, и оно было вставлено здесь. Бывает ведь, что зритель сам дает название картине художника, после чего художник, согласившись с этим более удачным названием, сам начинает называть свое произведение этим новым названием. Картина как бы получает второе крещение. Бывает и так.

Два карандашных рисунка с натурщика, видимо, сделаны художником во время его преподавания в вечерней студии для рабочих.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.14

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 50-е годы. 1951
1951 год. Многие труднодоступные скалы покорены зимой. 6 мая. В туманное, снежное утро в 6 ч. утра покорена Цыпа И.Ф. и В.И. (отцом и сыном) Беляк. Официальное восхождение на М.Беркут. 24 июня. Праздник 100-летия столбизма. Парад лучших скалолазов, приветственные речи зам. пред. горисполкома...
Легенда о Плохишах. Заповедник
В далекие семидесятые, когда Советский Спорт вышел из-под прицела Советской Обороны, появились спортсмены, забывшие о своем военно-прикладном значении. Разом наплодилось столько разгильдяйной нечисти, хоть отбавляй. Нет чтоб с малокалиберкой и на лыжах в стан врага (сто километров за два часа) — они гоняют шарами в пинг-понг. Нет чтоб сто...
Красноярская мадонна. Корни столбизма
Писатели, ученые, политические и религиозные деятели нечасто и очень смутно упоминают о столбизме. Лишь как о красочной подробности, достопримечательности. Никто и никогда не пытался осмыслить сути красноярского феномена. Удивительная естественность русского скалолазания, идеальная слитность человека с пейзажем как-то затенили уникальность...
Обратная связь