Яворский Александр Леопольдович

1945 г.

 ...Открывшаяся в Красноярске в Доме учителя 16-го октября выставка произведений красноярских художников как бы подытоживала военные годы. В каталоге в разделе: Живопись, графика, скульптура Каратанов выступает со следующими произведениями:

За № 47 Осень... масло
За № 48 «Столбы» летом ,,
За № 49 «Столбы» зимой ,,
За № 50 Натурщик ... карандаш
За № 51 ,, ... ,,

...«Столбы летом» — это приблизительно такой же величины картина, изображающая так хорошо знакомую Каратанову «Архиерейскую площадку» Второго Столба с видом на далекий Дикий камень на горизонте. Вблизи два больших камня россыпи, и на них по человеку. Это, конечно, столбисты. Один лежит, другой сидит и между ними идет разговор, а в центре картины под самим верхом виден летящий ворон. Влево стена Второго столба. Типичная столбовская картина, которая вдруг вспомнилась художнику, и он передал ее со всеми деталями. Наверное, когда писал, не раз переживал, вспоминая свое молодое ушедшее время.

«Столбы зимой» — это тоже хорошо знакомый каждому столбисту вид на заповеднике Столбы. Здесь на первом плане коряжистые деревья и между ними одна из подвершинных отдельностей Столба, на которой в зимней одежде расположились два человека. Правый сравнительно молодой указывает куда-то по направлению Столба «Львиная пасть», а второй, похожий на самого художника, смотрит туда, на что-то указываемое первым. Всё заснежено. Впереди на соседнем громадном хребте возвышается Второй Столб и его отроги «Митра» и «Рукавицы». За ними на горизонте горы рек Слизневой и Маны. Нет надобности пояснять, что двое человек сидят на Четвертом столбе и, видимо, художник для ориентира имел фотоснимки этих 2-х видов и с присущей ему чуткостью к колориту дал на своих картинах нужную аранжировку красками. На имеющейся в каталоге репродукции этой картины находим подпись «Партизанская засада». Видимо, само неспокойное время войны подсказало кому-то это другое название, и оно было вставлено здесь. Бывает ведь, что зритель сам дает название картине художника, после чего художник, согласившись с этим более удачным названием, сам начинает называть свое произведение этим новым названием. Картина как бы получает второе крещение. Бывает и так.

Два карандашных рисунка с натурщика, видимо, сделаны художником во время его преподавания в вечерней студии для рабочих.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.14

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Ручные дикари. Фенька
У каждого человека есть свои заветные желания, и даже если желания эти трудно исполнимы, каждый в глубине сердца надеется: а вдруг?.. Одним из таких заветных и заведомо безнадежных желаний для меня было — познакомиться лично с выдрой, зверем удивительно интересным и в наше время редким. И вдруг это желание исполнилось. Нам...
Купола свободы. Послесловие
На Столбах ценятся хорошие скалолазы и хорошие рассказчики. Джонатан Тесенга кругом молодец. Он сплел хорошую байку, наверняка поразил воображение соотечественников. Только очень уж серьезен. А для нас гости — всегда повод поразвлечься. Вот и на этот раз — большая компания энтузиастов сопровождала американских гостей. Джонатан, Бритни и Джон нам понравились....
Полвека в искусстве
Познакомился я с художником Андреем Прокофиевичем Лекаренко, видимо, в 1918 году во время постройки на Столбах избушки Нелидовки. Два неразлучных друга Лекаренко и Вощакин бродили всегда вместе. Вскоре они стали завсегдатаями нашей избушки и вместе бродили по Столбам, лазали, пели, а иногда шли в дальние путешествия на Дикие камни. Поэтому было...
Столбы. Поэма. Часть 27. Седловой
Там, где нога людская не ступала, Таких земель на свете нет, Везде прошел, быть может мало, Тот человека тяжкий след. Таких других следов в природе Буквально нет ни у кого, Лишь у медведя нечто вроде Напоминает след его. Недаром — Дядя Пим зовется По очертаньям он следа, Но след медвежий...
Обратная связь