Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Столбы и вокруг. Академия искусств живой Природы. Красноярск. Дымы.

по картине Худоногова

Знаки обреченных городов
Значения комфорта и гордыни
Струнами провисших проводов
Розовые отсветы пустыни
Знаки обреченных городов

Значения комфорта и гордыни
Вся зелень леса горами опилок
И вся Сибирь жестоким полем брани
Гигантомания чудовищных коптилок
Значения комфорта и гордыни

Струнами провисших проводов
В тот проводок вплели такие реки!
А он и иней выдержать не смог
Неужто мы ослепли, человеки?
Струнами провисших проводов\

Розовые отсветы пустыни
Сибирь была богаче Эльдорадо
И вот уж ничего кроме полыни
Кислотного и Фтористого ада
Розовые отсветы пустыни

Знаки обреченных городов
Отравили, дали голубые
На помойки вывезли богов
Сказочно убогая Россия
Знаки обреченных городов

Перья

А ведь силы мироздания отвели Красноярскую чашу для цветения человечности, для талантов созиданья. Сам Бог велел быть здесь столице новой России: небольшой, компактной, чистенькой и насквозь просвеченной солнцем. Начать нужно с закона о стольном граде и об охране окружающего ландшафта, дабы не воссоздать новые Московские джунгли, заросшие мафиозностью и коррупцией, и не разрушить природное великолепие Красноярья. Вышвырнуть ядовитые производства, возродить тепловой режим Енисея, разгрести хлам и на месте замусоренных промышленных пустынь, взметнуть каменные аккорды солнечной архитектуры Ле Корбюзье. Впрочем, дикая московская политика, возможно, еще не скоро дорастет до божественной чаши над Енисеем, а вот Академия Наук могла бы найти здесь себе достойную столицу, дабы обрести самостоятельность от московского холуйства и начать наконец служить народу.

В прочем, хватит о житейском днище, наша цель в роскошном обрамлении. На запад и северо-запад от часовни сквозь новые районы Взлетки, Северного, Солнечного, Покровки, Ветлужанки начинается бывшее царство кочевников Тюлькина земля, известная как Арейская степь («тюрко-язычное племя ариков»). Современные географы, в нарушение традиций, называют местность красноярской лесостепью. Невысокие холмы Арейской степи, удаляясь от Енисея, постепенно растворяются в просторах величайшей равнины земного шара — Западно-Сибирской низменности. В северном направлении хорошо видна красноватая пирамида Дрокинской горы — идеальный полигон для свободных полетов на дельтапланах и паропланах. На восточной границе города овальная возвышенность Бадалык, стоящая на пластах бурого угля. Выходивший на поверхность уголь еще в девятнадцатом веке добывался на хозяйственные нужды жителями окрестных степных деревень. Позднее была пробита шахта, по узкоколейной железной дороге снабжавшая топливом Красноярск в жестокие годы войны. Интересны левобережные речные обрывы Енисея ниже города. Среди многочисленных ласточкиных городков и заячьих хуторов притаились роскошные обнажения горных пород с отпечатками древних растений и животных.

За Енисеем, над городом, заросшие синь-тайгой, последние волны горного прибоя Саян, разделенные надвое по диагонали долиной Базаихи. От устья Базаихи горой Вышка начинается стокилометровый хребет — водораздел Енисея и Базаихи, который в давние времена назывался Камасинским (граница расселения самодийского племени таежных охотников камасинцев), а позднее стал Торгашинским по стоящей у его подножия , по речке Паниковка одной из старейших русских красноярских деревень — казачьей станицы Торгашино (ныне поселок Торгашино в черте города).

С 1890-ых годов геологи находят в известняках у Торгашино окаменевшие археоциаты — бокаловидные морские организмы, служащие геологическим хронометром и рассказавшие о теплом море, плескавшемся здесь 550 млн. лет назад. По традиции, по месту хронологических находок, море, существовавшее некогда на месте нынешнего Красноярска, назвали Торгашинским. В горах над Торгашино карстовые пещеры, в том числе и знаменитая Бездонная яма, до 1960 года считавшаяся глубинным рекордом СССР — 176 метров. Торгашиным был и самый великий красноярец художник В.И. Суриков. Получилась цепь названий: Торгашинская фамилия — казачья станица Торгашино — рабочий поселок Торгашино — Торгашинский хребет — Торгашинское историческое море — Торгашинские карстовые пещеры — сын Торгашиной Прасковьи Федоровны — Василий Иванович Суриков и потомки их — кинорежиссеры Н. Михалков, С.Кончаловский. Уж как истребляли все русское, казачье, хозяйское ... . Ан, нет загубленные сожженные дотла дубовые рощи России, из родимой земли, от глубинных корней вновь доносят до нас живую эстафету, привет героических предков. Ныне Торгашиных можно встретить повсюду — от Торгашино до Калифорнии. Представители самых современных профессий: дизайнеры, менеджеры, программисты, но вглядись и пятьдесят поколений героических предков пахарей, всадников и воинов проступят сквозь суперсовременные одежды: могучие плечи, прогнутые обхватом ноги, плавная походка моряка и всадника.

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Сказания о Столбах и столбистах. «Уют»
В застойно-запойные лихие 80-е «Нарым» густо населяла неформальная туристско-отдыхающая публика. Кто в 02, кто в крольчатнике, кто еще где — без пол-литры не разберешь. Мы мало знали эти избы, хотя в свое время из 02 выдернули Юлю Крупенину и Серегу Тарзана. Но вот наш Вова Д., как человек известный в столбовских кругах, знал...
А.Л.Яворский. "Из истории Столбов"
1901 год В конце марта 1901 года художники Д.И.Каратанов, А.С.Шестаков и иконописец Г.И.Козлов, воспользовавшись праздничными пасхальными днями, ушли на Столбы и поселились в «Чернышевской избушке» под Третьим Столбом. В долине уже таяло, а на горах был еще снег и столбисты шли по Лалетиной на лыжах. Пасха была ранняя — 28 марта. Назавтра к ним...
Байки. Путь в столбизм
Из переписки вконтакте. АЯ: Здравствуйте, меня зовут Настя, и я пишу статью про столбизм. Могу ли я поговорить с вами об этом? Мне интересна именно ваша история — когда вы первый раз пришли на Столбы, почему там остались, что лично для вас значит это движение? ВИ: А почему именно я и моя история?...
Красноярские Столбы (из воспоминаний). Примечания А.Л.Яворского
Стр.3. — Роганов не был художником, а был фотограф-любитель. Преподаватель Ефремов никакого отношения к строительству избушки не имел. (строили: Яворский, Роганов, Нелидовы Николай и Александр и Hюpa Рутковская в 1912 г.). Бревна не расколотые пополам, а цельные. Подпольной типографии на Столбах никогда не было. На фотографии крестик поставлен неправильно, его надо перенести вправо, где...
Обратная связь