Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Столбы и вокруг. Академия искусств живой Природы. Красноярск. Дымы.

по картине Худоногова

Знаки обреченных городов
Значения комфорта и гордыни
Струнами провисших проводов
Розовые отсветы пустыни
Знаки обреченных городов

Значения комфорта и гордыни
Вся зелень леса горами опилок
И вся Сибирь жестоким полем брани
Гигантомания чудовищных коптилок
Значения комфорта и гордыни

Струнами провисших проводов
В тот проводок вплели такие реки!
А он и иней выдержать не смог
Неужто мы ослепли, человеки?
Струнами провисших проводов\

Розовые отсветы пустыни
Сибирь была богаче Эльдорадо
И вот уж ничего кроме полыни
Кислотного и Фтористого ада
Розовые отсветы пустыни

Знаки обреченных городов
Отравили, дали голубые
На помойки вывезли богов
Сказочно убогая Россия
Знаки обреченных городов

Перья

А ведь силы мироздания отвели Красноярскую чашу для цветения человечности, для талантов созиданья. Сам Бог велел быть здесь столице новой России: небольшой, компактной, чистенькой и насквозь просвеченной солнцем. Начать нужно с закона о стольном граде и об охране окружающего ландшафта, дабы не воссоздать новые Московские джунгли, заросшие мафиозностью и коррупцией, и не разрушить природное великолепие Красноярья. Вышвырнуть ядовитые производства, возродить тепловой режим Енисея, разгрести хлам и на месте замусоренных промышленных пустынь, взметнуть каменные аккорды солнечной архитектуры Ле Корбюзье. Впрочем, дикая московская политика, возможно, еще не скоро дорастет до божественной чаши над Енисеем, а вот Академия Наук могла бы найти здесь себе достойную столицу, дабы обрести самостоятельность от московского холуйства и начать наконец служить народу.

В прочем, хватит о житейском днище, наша цель в роскошном обрамлении. На запад и северо-запад от часовни сквозь новые районы Взлетки, Северного, Солнечного, Покровки, Ветлужанки начинается бывшее царство кочевников Тюлькина земля, известная как Арейская степь («тюрко-язычное племя ариков»). Современные географы, в нарушение традиций, называют местность красноярской лесостепью. Невысокие холмы Арейской степи, удаляясь от Енисея, постепенно растворяются в просторах величайшей равнины земного шара — Западно-Сибирской низменности. В северном направлении хорошо видна красноватая пирамида Дрокинской горы — идеальный полигон для свободных полетов на дельтапланах и паропланах. На восточной границе города овальная возвышенность Бадалык, стоящая на пластах бурого угля. Выходивший на поверхность уголь еще в девятнадцатом веке добывался на хозяйственные нужды жителями окрестных степных деревень. Позднее была пробита шахта, по узкоколейной железной дороге снабжавшая топливом Красноярск в жестокие годы войны. Интересны левобережные речные обрывы Енисея ниже города. Среди многочисленных ласточкиных городков и заячьих хуторов притаились роскошные обнажения горных пород с отпечатками древних растений и животных.

За Енисеем, над городом, заросшие синь-тайгой, последние волны горного прибоя Саян, разделенные надвое по диагонали долиной Базаихи. От устья Базаихи горой Вышка начинается стокилометровый хребет — водораздел Енисея и Базаихи, который в давние времена назывался Камасинским (граница расселения самодийского племени таежных охотников камасинцев), а позднее стал Торгашинским по стоящей у его подножия , по речке Паниковка одной из старейших русских красноярских деревень — казачьей станицы Торгашино (ныне поселок Торгашино в черте города).

С 1890-ых годов геологи находят в известняках у Торгашино окаменевшие археоциаты — бокаловидные морские организмы, служащие геологическим хронометром и рассказавшие о теплом море, плескавшемся здесь 550 млн. лет назад. По традиции, по месту хронологических находок, море, существовавшее некогда на месте нынешнего Красноярска, назвали Торгашинским. В горах над Торгашино карстовые пещеры, в том числе и знаменитая Бездонная яма, до 1960 года считавшаяся глубинным рекордом СССР — 176 метров. Торгашиным был и самый великий красноярец художник В.И. Суриков. Получилась цепь названий: Торгашинская фамилия — казачья станица Торгашино — рабочий поселок Торгашино — Торгашинский хребет — Торгашинское историческое море — Торгашинские карстовые пещеры — сын Торгашиной Прасковьи Федоровны — Василий Иванович Суриков и потомки их — кинорежиссеры Н. Михалков, С.Кончаловский. Уж как истребляли все русское, казачье, хозяйское ... . Ан, нет загубленные сожженные дотла дубовые рощи России, из родимой земли, от глубинных корней вновь доносят до нас живую эстафету, привет героических предков. Ныне Торгашиных можно встретить повсюду — от Торгашино до Калифорнии. Представители самых современных профессий: дизайнеры, менеджеры, программисты, но вглядись и пятьдесят поколений героических предков пахарей, всадников и воинов проступят сквозь суперсовременные одежды: могучие плечи, прогнутые обхватом ноги, плавная походка моряка и всадника.

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Домик Экскурсанта
В 1925 году 30 июня было издано Обязательное постановление Енисейского Губернского Исполнительного Комитета в пункте 3 гласящее: 3/ Возведение жилищ и постройку шалашей. Примечание 1. Постройка жилищ и шалашей допускается лишь в зоне между границами собственно заповедника /собственно Столбы/ и зоопарка и, во всяком случае, не ближе полувёрстного расстояния от самих Столбов и проходов между...
Байки от столбистов - III. Наглые, да еще и дураки
Коовцы вели себя уже не столь нагло, как их предшественники каовцы, однако по-прежнему назойливо: бить не решались, на допросы не водили, но постоянно совали повсюду свои бдительные носы. Ну, с этим-то столбисты легко смирились: чем бы дитя ни тешилось...: Хотя они скорее мешали порядку на Столбах, испокон веку заведенному самими...
Воспоминания Шуры Балаганова. Три песенки
Стоянка Бесы, Столбы Лишь только расстилает весна цветы ковром Надолго покидаем свой надоевший дом Рюкзак закинув за плечи, уходим на Столбы От улиц опостылевших и городской толпы Не манят ни кино, ни рестораны Ни всполохи неоновых огней Их нам заменит всплеск зари багряной И свет костра нам во сто крат милей...
Красноярская мадонна. Перья (Пальцы). Львиная Пасть
В танцующем море гранита В буйстве стихий сумасбродном Душа скалолаза раскрыта В танцующем ритме свободном В танцующем море гранита. В буйстве стихий сумасбродном, Всплеснувшем планетные соки Застывшие камнем холодным Грани остры и жестоки. В буйстве стихий сумасбродном. Душа скалолаза раскрыта И сердце веселый глашатай Зовет нас на праздник полета...
Обратная связь