Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. II. Археологический период

Эпоха палеолита (древнекаменный век)

300 тыс. лет назад . Появление в Красноярье и на Столбах кроманьонского человека («И гаснет луч, а может быть, душа того, кто жил когда-то в Кроманьоне»).

Эпоха неолита (новокаменный век)

По многочисленным находкам каменных и костяных орудий, по характеру рельефа (гипотеза столбиста-краеведа М.Ф.Величко) в верхней части Такмаковской гряды (Устюговская площадка, Устюговская ниша, Сквозная пещера в Большом Беркуте, Емельянов Мыс) находилась охотничья стоянка-крепость небольшого кочевого племени (рода).

Эпоха бронзы и раннего железа

Тотем

 

На основании тюркских легенд аборигенов, частично подтвержденных топонимикой, раскопками и находками, скальные массивы Моховского ущелья (Такмаковская гряда, Ермак, Китайская Стенка) служили ареной шаманизма (общение с духами, ритуальные жертвоприношения), чему в большой степени способствовали положительная для человеческого организма энергетика сиенитовых обнажений и их высокая скульптурная образность. Святилище было посвящено жизнетворному началу, уходящему корнями к матриархату. Главная вершина Такмаковской гряды до XX века носила название Кызым (девушка). На этюдах В.И.Сурикова и В.Янова (писанных на перевале Диван) утес смотрится фигурой женщины в восточном одеянии. Кызым (обрусевшее Кизямы) назывался комплекс утесов и сиенитовых арок в нижней части Такмаковской гряды (уничтожены каменотесами в конце XIX века). Кызым называлась и речка (ныне Моховая), пропилившая в сиенитах 5 км ущелье. Поклонялись здесь и 17 м изваянию животворного фаллоса (скала Тотэм). Центром святилища служили находящиеся друг над другом сиенитовые арки Большого Беркута и Голубых Ворот в гребне Первого Буруна.

Ранее средневековье

По мнению работавших на Моховой археологов А.С.Еленева, В.И.Громова, Н.К.Ауэрбаха после монгольского нашествия XIII века, превратившего большую часть цивилизованного мира в пустыню, укромные места Такмаковской гряды и две пещеры на ее восточном склоне служат убежищем мирному населению в бесконечной череде степных набегов и войн.

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Сказания о Столбах и столбистах. Абреки в «Нарыме»
Летом 1960 года начали мы ходить на «Cтолбы». Учились лазить, наблюдали столбовскую публику, очень колоритную и разную. Видели мы часто на скалах и под скалами дружную компанию, явно выделяющуюся из остальной столбовской братии. Молодые, чуть постарше нас парни, здоровые, веселые, одеты в красивые расшитые бисером жилетки с пиковым тузом...
Головешкина избушка
Головешкина избушка, она же избушка Лисовского, она же Телегинская избушка и она же избушка Прокопьева. Эта избушка была расположена в Иваховом логу /по Базайски/ или в Потаенном логу /по номенклатуре Роганова/. Ложок этот находится между Калтатом и Моховой и сходит...
Портрет А.Л.Яворского. Автор Каратанов, карандаш 1911 г.
[caption id="attachment_35083" align="alignnone" width="231"] Каратанов Дмитрий Иннокентьевич[/caption] А.Яворский ГАКК, ф.2120, оп.1., д.49
Люлины сказки. Сказ о том, как бурый зверь у Люли мешок с провиантом похитил
«А, так это у тебя!» — говорит каждый, кому Люля начинает рассказывать эту историю, кто более или менее общается с обитателями Столбов. И хохочет. Часть 1. Появление Зверя. Итак. Случилось это во времена стародавние, когда Люля была молода, резва и амбициозна, однако такой же распи zd дяйкой, как и сейчас....
Обратная связь