Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. II. Археологический период

Эпоха палеолита (древнекаменный век)

300 тыс. лет назад . Появление в Красноярье и на Столбах кроманьонского человека («И гаснет луч, а может быть, душа того, кто жил когда-то в Кроманьоне»).

Эпоха неолита (новокаменный век)

По многочисленным находкам каменных и костяных орудий, по характеру рельефа (гипотеза столбиста-краеведа М.Ф.Величко) в верхней части Такмаковской гряды (Устюговская площадка, Устюговская ниша, Сквозная пещера в Большом Беркуте, Емельянов Мыс) находилась охотничья стоянка-крепость небольшого кочевого племени (рода).

Эпоха бронзы и раннего железа

Тотем

 

На основании тюркских легенд аборигенов, частично подтвержденных топонимикой, раскопками и находками, скальные массивы Моховского ущелья (Такмаковская гряда, Ермак, Китайская Стенка) служили ареной шаманизма (общение с духами, ритуальные жертвоприношения), чему в большой степени способствовали положительная для человеческого организма энергетика сиенитовых обнажений и их высокая скульптурная образность. Святилище было посвящено жизнетворному началу, уходящему корнями к матриархату. Главная вершина Такмаковской гряды до XX века носила название Кызым (девушка). На этюдах В.И.Сурикова и В.Янова (писанных на перевале Диван) утес смотрится фигурой женщины в восточном одеянии. Кызым (обрусевшее Кизямы) назывался комплекс утесов и сиенитовых арок в нижней части Такмаковской гряды (уничтожены каменотесами в конце XIX века). Кызым называлась и речка (ныне Моховая), пропилившая в сиенитах 5 км ущелье. Поклонялись здесь и 17 м изваянию животворного фаллоса (скала Тотэм). Центром святилища служили находящиеся друг над другом сиенитовые арки Большого Беркута и Голубых Ворот в гребне Первого Буруна.

Ранее средневековье

По мнению работавших на Моховой археологов А.С.Еленева, В.И.Громова, Н.К.Ауэрбаха после монгольского нашествия XIII века, превратившего большую часть цивилизованного мира в пустыню, укромные места Такмаковской гряды и две пещеры на ее восточном склоне служат убежищем мирному населению в бесконечной череде степных набегов и войн.

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Столбы. Поэма. Часть 14. Второй
Посвящается Авениру Т. Воскресный день, чуть солнце на восходе, На Первом и Втором, и там и тут, На каждом выторенном ходе Столбисты пестрой змейкою ползут. И в воздухе таежном чистом, чутком, Их раздаются голоса, И эхо уходящею погудкой Разносит их по дремлющим лесам. И Первый и Второй на перекличке, И эхо бродит, бьется о гранит. Столбиста ноги,...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 50-е годы. 1957
1957 год , 28 июля. Э.Шильдин, В.Ноздрин, А.Обедин, В.Картинова с помощью альпснаряжения покорили бастион Верблюжонок в массиве Крепости, присвоив утесу имя Фестивальный в честь Московского международного фестиваля молодежи и студентов. Столбист Медведь (преподаватель физики Медведевский) покоряет Манских Близнецов на Иджимском хребте...
Купола свободы. 06. Далеко внизу (перевод семьи Хвостенко)
ДАЛЕКО ВНИЗУ пожилая женщина только начинала подъём. Старые потрёпанные трико и вязаный свитер, волосы стянуты тугим пучком на затылке. На ногах странные резиновые изделия, такие же, как у Теплыха, привязанные тесёмками наподобие балетных тапочек. Олег объяснил, что это галоши, традиционная обувь столбистов. Мягкая резина, из которой...
Про полёт с Митры
[caption id="attachment_7046" align="alignnone" width="300"] Соколенко Вильям Александрович[/caption] Когда пытаются подковырнуть — мол, как, дескать, тебя это в пьяном виде угораздило — давно уже бисер не мечу, а прямиком к Уроду отправляю — иди, у него поинтересуйся. Тем же тоном и...
Обратная связь