Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. II. Археологический период

Эпоха палеолита (древнекаменный век)

300 тыс. лет назад . Появление в Красноярье и на Столбах кроманьонского человека («И гаснет луч, а может быть, душа того, кто жил когда-то в Кроманьоне»).

Эпоха неолита (новокаменный век)

По многочисленным находкам каменных и костяных орудий, по характеру рельефа (гипотеза столбиста-краеведа М.Ф.Величко) в верхней части Такмаковской гряды (Устюговская площадка, Устюговская ниша, Сквозная пещера в Большом Беркуте, Емельянов Мыс) находилась охотничья стоянка-крепость небольшого кочевого племени (рода).

Эпоха бронзы и раннего железа

Тотем

 

На основании тюркских легенд аборигенов, частично подтвержденных топонимикой, раскопками и находками, скальные массивы Моховского ущелья (Такмаковская гряда, Ермак, Китайская Стенка) служили ареной шаманизма (общение с духами, ритуальные жертвоприношения), чему в большой степени способствовали положительная для человеческого организма энергетика сиенитовых обнажений и их высокая скульптурная образность. Святилище было посвящено жизнетворному началу, уходящему корнями к матриархату. Главная вершина Такмаковской гряды до XX века носила название Кызым (девушка). На этюдах В.И.Сурикова и В.Янова (писанных на перевале Диван) утес смотрится фигурой женщины в восточном одеянии. Кызым (обрусевшее Кизямы) назывался комплекс утесов и сиенитовых арок в нижней части Такмаковской гряды (уничтожены каменотесами в конце XIX века). Кызым называлась и речка (ныне Моховая), пропилившая в сиенитах 5 км ущелье. Поклонялись здесь и 17 м изваянию животворного фаллоса (скала Тотэм). Центром святилища служили находящиеся друг над другом сиенитовые арки Большого Беркута и Голубых Ворот в гребне Первого Буруна.

Ранее средневековье

По мнению работавших на Моховой археологов А.С.Еленева, В.И.Громова, Н.К.Ауэрбаха после монгольского нашествия XIII века, превратившего большую часть цивилизованного мира в пустыню, укромные места Такмаковской гряды и две пещеры на ее восточном склоне служат убежищем мирному населению в бесконечной череде степных набегов и войн.

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Сергей Баякин. Стихи и песни
Я на «Столбах» (запись в mp3 см. здесь ) Я на «Столбах»! Лесник глядит в ночной прицел, Но, может, я останусь цел, И к черту страх! И черту страх, и к черту страх, и к черту страх! Я на «Столбах», я на «Столбах», я на «Столбах»! Я на скале! Здесь пальцы чувствуют гранит, Но притяжение манит, Манит к земле. Манит к земле,...
По реке Мане
Выше Красноярска в двадцати пяти верстах в Енисей справа впадает красивая таежная река Мана. Ее быстрые и прозрачные воды идут из белогорий, в которых на значительной высоте находятся Манские озера, дающие из себя на север р.Ману. Около предгорий на Мане расположен поселок Нарва, откуда обычно красноярцы из года в год летом спускаются...
Были заповедного леса. Люди заповедника. Лесовод Мария Николаевна Ширская
По всей территории столбовского нагорья у Марии Николаевны разбросаны кедровые питомники и опытные посадки кедра. Ее домик в «Нарыме» — маленькая опытная станция, где на всех столах, подоконниках и стульях — ящики с ее «ребятишками» — маленькими пушистыми проростками кедра. Мария Николаевна отдается своей работе со страстью и всякую неудачу воспринимает как личную обиду....
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1910.
1910 год. Беркуты открывают на Первом Столбе хода Труба и Колокол. Компания Голубые покоряет Садик на северной стене Сокола и прокладывает ход Голубые катушки на Первый Столб. Первый красноярский кинолюбитель Чулков Михаил Прокопьевич заснял кинематографическую фильму о Столбах и столбистах. Дважды продемонстрировали свое искусство лучшие...
Обратная связь