Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. II. Археологический период

Эпоха палеолита (древнекаменный век)

300 тыс. лет назад . Появление в Красноярье и на Столбах кроманьонского человека («И гаснет луч, а может быть, душа того, кто жил когда-то в Кроманьоне»).

Эпоха неолита (новокаменный век)

По многочисленным находкам каменных и костяных орудий, по характеру рельефа (гипотеза столбиста-краеведа М.Ф.Величко) в верхней части Такмаковской гряды (Устюговская площадка, Устюговская ниша, Сквозная пещера в Большом Беркуте, Емельянов Мыс) находилась охотничья стоянка-крепость небольшого кочевого племени (рода).

Эпоха бронзы и раннего железа

Тотем

 

На основании тюркских легенд аборигенов, частично подтвержденных топонимикой, раскопками и находками, скальные массивы Моховского ущелья (Такмаковская гряда, Ермак, Китайская Стенка) служили ареной шаманизма (общение с духами, ритуальные жертвоприношения), чему в большой степени способствовали положительная для человеческого организма энергетика сиенитовых обнажений и их высокая скульптурная образность. Святилище было посвящено жизнетворному началу, уходящему корнями к матриархату. Главная вершина Такмаковской гряды до XX века носила название Кызым (девушка). На этюдах В.И.Сурикова и В.Янова (писанных на перевале Диван) утес смотрится фигурой женщины в восточном одеянии. Кызым (обрусевшее Кизямы) назывался комплекс утесов и сиенитовых арок в нижней части Такмаковской гряды (уничтожены каменотесами в конце XIX века). Кызым называлась и речка (ныне Моховая), пропилившая в сиенитах 5 км ущелье. Поклонялись здесь и 17 м изваянию животворного фаллоса (скала Тотэм). Центром святилища служили находящиеся друг над другом сиенитовые арки Большого Беркута и Голубых Ворот в гребне Первого Буруна.

Ранее средневековье

По мнению работавших на Моховой археологов А.С.Еленева, В.И.Громова, Н.К.Ауэрбаха после монгольского нашествия XIII века, превратившего большую часть цивилизованного мира в пустыню, укромные места Такмаковской гряды и две пещеры на ее восточном склоне служат убежищем мирному населению в бесконечной череде степных набегов и войн.

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

1904 г.
Начавшийся новый под 1904-й семья Яворских встретила, как и всегда по-семейному дома. А обычай этот состоял в том, что отец, купив заранее бутылку шампанского, которое попросту называлось шипучкой, выждав до без 5-ти минут 12 торжественно открывал эту бутылку и наливал всем по небольшому стаканчику. Жидкость шипела и пенилась....
Горы на всю жизнь
История становления и развития советского альпинизма неразрывно связана с именами заслуженных мастеров спорта СССР Виталия Михайловича и Евгения Михайловича Абалаковых. Они родились и выросли на красноярской земле, на берегу Енисея. На знаменитых красноярских «Столбах» началась их дорога к вершинам альпинистского мастерства и мировой спортивной славе. Покорители высочайших...
Юбилей
Приметы для программистов великая вещь. Байки про погоду, да зарплату - от них никуда не отвернешь. По приметам, разбросанным на лицах вышестоящего начальства, деятельность Поручика в качестве программиста в известной торговой сети “Буханка” подходила к концу. Причин накопилось великое множество,...
Байки. Искры в ночи
Рождество я встретил в Старой Беркуте. Боря Струнин, Боря Абрамов, Нина Теплых, Валя Пономарева . В избушке уютно, чисто и тепло. Девушки поют на два голоса. Душевно. Прозвучала баякинская «З аблудились в отрогах великаны Столбы ». И вдруг одна строчка, которая раньше шла мимоходом, меня зацепила. Возник образ...
Обратная связь