Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. II. Археологический период

Эпоха палеолита (древнекаменный век)

300 тыс. лет назад . Появление в Красноярье и на Столбах кроманьонского человека («И гаснет луч, а может быть, душа того, кто жил когда-то в Кроманьоне»).

Эпоха неолита (новокаменный век)

По многочисленным находкам каменных и костяных орудий, по характеру рельефа (гипотеза столбиста-краеведа М.Ф.Величко) в верхней части Такмаковской гряды (Устюговская площадка, Устюговская ниша, Сквозная пещера в Большом Беркуте, Емельянов Мыс) находилась охотничья стоянка-крепость небольшого кочевого племени (рода).

Эпоха бронзы и раннего железа

Тотем

 

На основании тюркских легенд аборигенов, частично подтвержденных топонимикой, раскопками и находками, скальные массивы Моховского ущелья (Такмаковская гряда, Ермак, Китайская Стенка) служили ареной шаманизма (общение с духами, ритуальные жертвоприношения), чему в большой степени способствовали положительная для человеческого организма энергетика сиенитовых обнажений и их высокая скульптурная образность. Святилище было посвящено жизнетворному началу, уходящему корнями к матриархату. Главная вершина Такмаковской гряды до XX века носила название Кызым (девушка). На этюдах В.И.Сурикова и В.Янова (писанных на перевале Диван) утес смотрится фигурой женщины в восточном одеянии. Кызым (обрусевшее Кизямы) назывался комплекс утесов и сиенитовых арок в нижней части Такмаковской гряды (уничтожены каменотесами в конце XIX века). Кызым называлась и речка (ныне Моховая), пропилившая в сиенитах 5 км ущелье. Поклонялись здесь и 17 м изваянию животворного фаллоса (скала Тотэм). Центром святилища служили находящиеся друг над другом сиенитовые арки Большого Беркута и Голубых Ворот в гребне Первого Буруна.

Ранее средневековье

По мнению работавших на Моховой археологов А.С.Еленева, В.И.Громова, Н.К.Ауэрбаха после монгольского нашествия XIII века, превратившего большую часть цивилизованного мира в пустыню, укромные места Такмаковской гряды и две пещеры на ее восточном склоне служат убежищем мирному населению в бесконечной череде степных набегов и войн.

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Красноярская мадонна. Столбы и вокруг. Академия искусств живой Природы. Красноярск. Дымы.
по картине Худоногова Знаки обреченных городов Значения комфорта и гордыни Струнами провисших проводов Розовые отсветы пустыни Знаки обреченных городов Значения комфорта и гордыни Вся зелень леса горами опилок И вся Сибирь жестоким полем брани Гигантомания чудовищных коптилок Значения комфорта и гордыни Струнами провисших проводов В тот...
Красноярская мадонна. Второй Столб. Восточная сторона
Более подробное знакомство с рельефом высочайшего Столба лучше начать с восточной стены, наиболее освоенной человеком. Стена довольно круто сбегает вдоль склона крутизною до 30°, меняя относительную высоту каменных отвесов: южная часть стены у Архиерейской площадки — 30 метров, в центре...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1905.
1905 год. Большевики организуют многочисленные митинги в укромных местах: на Гремячем ключе, под утесом Сторожевой, на Центральных Столбах. При возвращении с одного из таких митингов участников обстреляли представители власти ранив троих человек и убив слесаря ж.д. мастерских П.Чальникова. На одном из камней в Развале Четвертого появляется надпись-клятва «Убийцам никогда не простим...
Красноярская мадонна. Люди Столбов. Отец столбизма.
Эпоха отдельных случайных восхождений закончилась с появлением на Столбах А.С.Чернышева. Александр Семенович Чернышев родился 28 мая 1851 г. в селе Сухой Бузим в крепкой крестьянской семье. Символично, что в этом же году состоялось первое официально зарегистрированное восхождение на Первый Столб группы воспитанников Владимирского сиротского приюта во главе с преподавателем Вениамином Капиным. А.С.Чернышеву...
Обратная связь