Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Второй Столб. Западная стена

Второй Столб, Митра

Западную стену лучше всего обозревать с верхней части поляны Нарым. При первом же взгляде становится ясно, что перед нами фасад скального сооружения, а красивая восточная стена всего лишь тыл, черный ход. Второй Столб здесь так же наклонен вдоль склона, но выглядит мощнее, массивнее, монолитнее. Грозные черные отвесы почти везде имеют относительную высоту 100 м. Однако и в западной стене легко узнаются основные детали, уже знакомые по восточной: широченная вершина; южное и северное плечи утеса; Бегемот с Танцплощадкой на спине; все три Поперечных Разлома и даже восточная горизонтальная линия Свободы имеет свое продолжение на западном фасаде. Как раз по этой горизонтали и можно понять разницу в высоте стен: Восточная горизонталь проходит посреди стены, деля пополам ее высоту, Западная же, находясь на том же расстоянии от вершины, обрывается вниз 90 метровыми отвесами.

Двигаясь с севера на юг, от Сарачевской площадки через Осиную Пасеку, в самом начале горизонтали западной стены, сразу за «головой» Бегемота открывается невидимая с земли Детская Комнатка (Верхняя Комнатка). Она состоит из трех высоченных стен и неба вместо кровли. Название связано с тем, что семейные компании нередко оставляли здесь своих малышей, чтобы налегке, скоренько сбегать на вершину. Случалось, что вернувшись, родители долго не могли выманить своих чад, заигравшихся в таинственных сумрачных пустотах пещеры Уходящих Слонов — маленького гротика в южной стене комнаты.

Южнее Детской Комнаты западная горизонталь расширяется, образуя лесистый Галин Садик, ставший в 1907 году поднебесной тюрьмой для пяти полицейских, влезших сюда, чтобы уничтожить надпись «СВОБОДА».

По монолитному отвесу западной стены от Галиного Садика отходит полка Галина Площадка. Полка широкая, но отсутствие опоры для рук над 90-метровой пропастью делает переход серьезным психологическим испытанием. Существует легенда о девушке — революционерке, забежавшей сюда, спасаясь от погони жандармов и сорвавшейся в пропасть. Опытный проводник использовал эту легенду, как прием «заговаривания зубов» новичкам, которые зачарованные рассказом и всей столбовской атмосферой, покорно двигались за сказочником по уютной рощице. «И тут Галя вскочила на этот камень, спрыгнула и пошла, пошла, по-шла...» — заливается столбовский соловей и с последним словом благодарные слушатели обнаруживали себя, как бы парящими над скальной пучиной. Люди цепенели без всяких команд, вроде: «Морская фигура — замри!». За поворотом полка сходится на нет, продолжаясь тонкой щелочкой, от которой вниз сквозь лишайниковый покров протянулись ливневые полосы. Фантазеры утверждали, что это «полосы смерти», процарапанные сорвавшейся революционеркой. Столбисты, не знакомые с фундаментальными трудами по психотерапии, давно уже открыли магическую связь с голосом человека, ощутимую и материальную, как страховочная веревка. Чтобы оживить окаменевших спутников и провести их назад над пропастью, вожатый заводил новую историю. Убедившись, наконец, что камни отмякли — вел их, поддерживая голосом, ни на секунду не прерывая рассказ.

Второе предание, более похожее на истину, рассказывает о скрывающемся, после побега из ссылки, мужчине-революционере со странной кличкой Галя. При появлении посторонних беглец укрывался в уютном Садике западной стены. Отсюда были видны все человеческие перемещения: по Лалетиной тогда проходила проселочная дорога, а леса были изрядно прорежены вырубками.

По вертикальной линии Второго (Центрального) Поперечного Разлома, начинающегося между Бегемотом и вершиной, центр западной стены украшен еще одним кубическим гротом. Нижняя Висячая Комнатка вместо пола обрывается 45-метровой стеной. Первыми жильцами Висячей Комнатки, состоящей из потолка и трех стен, стали спартаковцы из избушки «Сакля» Валерий Гаврюшкин и Тоха Вставский. Романтикам понадобилось 3 часа изнурительного рискованного лазания в связке, чтобы 15 минут повисеть на лесенках-стремянках под потолком кубической пустоты. Произошло это в июле 1966 года. Еще более мимолетные «квартиранты» появились в Висячей Комнатке в сентябре 1975 года на VI Чемпионате СССР по спортивному скалолазанию. Здесь была проложена трасса мужского индивидуального лазания. Сильнейшие скалолазы страны потерпели поражение в поединке с утесом. Только пятеро смогли добраться до финиша. Первым «размочил» трассу столбист Ферапонтов по прозвищу Седой. Чемпионом стал столбист А. Демин, серебро завоевал столбист Н. Молтянский.

Стометровая вертикаль западной стены, соединяющая зеленый лес и синее небо, всегда волновала воображение столбистов. Можно часами сидеть у подножия, вглядываясь в нее. Черная стена, устремленная к небу, так же притягивает взгляд, очищает и облагораживает душу, как и ревущие падение Ниагары, или цветущие миражи Гималаев. Юный Е. Абалаков, как знак восклицания, знак восторга этой стеной делал стойку на руках на кромке ее обрыва. Любил здесь сидеть, свесив в обрыв ноги, распевая песни, известный столбист 1950-60 годов В. Власов по прозвищу Гапон. Однажды, в каком-то отчаянном восхищении красотой высоты, он, закончив песню, швырнул в пропасть любимую гитару, которую лелеял многие годы... Позднее, оплакивая подругу (от которой уцелела одна задняя дэка, долго служившая для раздувания костра в Нарыме), Гапон признался, что невысказанные чувства, так переполнили душу, что хотелось даже прыгнуть вслед за гитарой.

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Красноярская мадонна. Столбы и вокруг. Академия искусств живой Природы. Красноярск. Дымы.
по картине Худоногова Знаки обреченных городов Значения комфорта и гордыни Струнами провисших проводов Розовые отсветы пустыни Знаки обреченных городов Значения комфорта и гордыни Вся зелень леса горами опилок И вся Сибирь жестоким полем брани Гигантомания чудовищных коптилок Значения комфорта и гордыни Струнами провисших проводов В тот...
Фаны. Сезон 1987
Флешбэк. Ненаписанная книга про всё и ни о чём. Часть первая. Едем на чемпионат. Грачева Алиса во время нашей недавней встречи на вечере альпинистов и скалолазов с милой женской непосредственностью сказала, что ждёт от меня книгу. Нет, не забытую вернуть книгу, а ни много ни мало, книгу, написанную мной. Дорогая Алиса Ферминовна, ну что бы...
Столбы. Поэма. Часть 32. Подвершинный
Под самой вершиной хребта, нелюдима Почти незаметный на фоне лесном, Во мхах утопающий, елью теснимый Запал камешок, точно гном. И кто его знает, — как здесь оказался, Какими судьбами, зачем и когда Отстал от других и навеки остался Затерянный в дебрях тайги без следа? Так там и лежит под...
Байки от столбистов - III. Ой, Вань, смотри, какие клоуны!
В конце 60-х в наш песенный мир Столбов вихрем ворвался Владимир Высоцкий. Мы старательно хрипели песни из фильма «Вертикаль», «ЯК-истребитель», «Порвали парус» и многие прочие творения этого необычного барда. А в 1971 году мне посчастливилось быть на концерте Владимира — почти камерном концерте, в зальчике Ленинградского института ядерной физики. Высоцкий...
Обратная связь