Коновалова Е. Вечерний Красноярск

Александр Гримайло: "Цирк перетек за границу"

70 процентов наших артистов работают в западных программах

Режиссер Александр Гримайло пришел работать в советский еще цирк в период его расцвета. Начинал с клоунады, постепенно перешел в режиссуру. В 1996 году был главным режиссером I Всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства, проходившего на Красной площади в Москве. Но с тех пор ситуация изменилась: как с горечью говорит режиссер, у нынешней российской власти цирк не в чести: В последние годы он в основном работает за границей — номера и программы, поставленные Гримайло, не раз получали самые престижные международные награды.

— Интересная у вас фамилия, Александр Иванович. Вы случайно не родственник покровителям циркового искусства монакским князьям Гримальди?

— Вы знаете, очень отдаленно. Фамилия вообще-то из одного корня, итальянская. Но когда мои предки осели на Украине, она трансформировалась в Гримайло. Может, отсюда моя подсознательная тяга к цирку? (Смеется.) Хотя я вовсе не из цирковой семьи. Родился в провинциальном украинском городке. Мама — врач скорой помощи, отец был директором Дворца культуры. Умер рано, мне еще пяти лет не исполнилось: Так что никто меня на это не подбивал. Однако же с 6 лет хотел быть клоуном — и стал им. Стукнуло что-то в голову. Несколько лет проработал клоуном-эксцентриком.

— В таком случае как клоун стал режиссером?

— Я и режиссером хотел быть всегда — начинал в народном театре, параллельно занимался в цирковом кружке. В то время в районе Горловки, где мы жили, были очень хорошие коллективы — многие «звезды» вышли оттуда. С некоторыми из них мы вместе начинали в детстве. Например, клоуны Саша Романовский и Ваня Коваленченко, звезда канадского цирка «Дю Солей» Володя Кехаял — он вообще легендарная личность! Пока не получил травму, в Голливуде даже начинал сниматься в фильме «Тарзан-2» — он был невероятно похож на первого исполнителя этой роли. Уже восьмой год — в британском шоу «Эклипс», я тоже в нем когда-то работал — но в качестве режиссера.

Я все прошел — работал клоуном, актером. Но и в театре, и в цирке педагоги в голос твердили, что я должен заниматься режиссурой. И, нужно отдать им должное, — предоставляли возможность пробовать, ставить какие-то кусочки. Сначала я окончил цирковое училище, потом ГИТИС. И вскоре окончательно ушел в режиссуру.

— Ставите только полномасштабные программы?

— Нет, чаще готовлю отдельные номера — это интереснее, хотя и гораздо кропотливее. У моего театрального педагога Марии Иосифовны Кнебель есть книга «Репетиция — любовь моя». Могу сказать то же самое о своем отношении к репетициям. Помните ахматовские строчки: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи:»? Так и в режиссуре — знаете, как радостно видеть, когда на твоих глазах из осколков, обрывков постепенно рождается что-то мощное! А когда картинка собрана в кучу, мне уже неинтересно. И шлифовать номер дальше, латать какие-то дыры — это не по мне.

Клоун, который не любит клоунаду
— С какими жанрами предпочитаете работать?

— Практически со всеми, кроме дрессуры — животных в цирке не люблю. Хотя в последние годы сделал несколько номеров, преимущественно комических. Например, в этом году мой номер, поставленный для артиста Сергея Тростецова «Мистер Далматинец», получил «Бронзового клоуна» на фестивале в Монте-Карло — впервые за всю историю цирка русский номер с собаками был удостоен там такого приза! На следующий год мой номер с попугаями поедет сразу на несколько фестивалей. Но вообще-то заниматься с животными муторно, им же не скажешь — пойди туда, сделай это, слишком долгий процесс. Дрессируют-то их другие, я только ставлю номер.

— Я не ошибаюсь, самый близкий вам жанр — клоунада?

— Ошибаетесь. (Улыбается.) Несмотря на мое клоунское прошлое, не могу сказать, что мне это столь же близко как режиссеру. Слишком трудоемкий процесс — на постановку одного номера нужно как минимум два года. Как минимум!

— Почему так много?

— Потому что сложнее жанра в цирке нет — можете не сомневаться. Клоунада — это не столько профессия или жанр, сколько мировоззрение, особый внутренний мир. Если он у человека отсутствует, получается кривляние, всякие голые задницы — и не более. А чтобы воспитать особое мировоззрение, нужно много времени. Недавно я ставил клоунский дуэт. Год занимались этюдами, еще год — непосредственно клоунадой. А потом один из партнеров этого дуэта вообще ушел из цирка, и весь труд насмарку! Хорошо, что второго вернул, нашел ему напарника — и еще полгода занятий. Три года жизни на них потратил:

— Такое ощущение, что в российском цирке хорошие клоуны сейчас вообще на вес золота...

— Не только в России — во всем мире. Многие наши клоуны, к тому же, давно уехали за границу. Но там немножко другая клоунада — у них особенно популярны буффонадники. Принц Ренье Монакский просто боготворил этот жанр и активно его поддерживал. Хотя в нашем понимании — они не смешные. Но те клоуны, к которым мы привыкли в России, почему-то все реже и реже требуются на Западе.

— А к какому направлению можно отнести то, что делает Слава Полунин?

— Слава многое взял из классической клоунады, апробировал это еще в «Лицедеях». Но сейчас у него особое направление — он клоун-мим, клоун-философ, если хотите:

Не хочу участвовать в разрушении
— Вас, Александр Иванович, часто называют режиссером-авангардистом. Что такое авангард в цирке?

— Прежде всего — особое мышление режиссера, балетмейстера, художника, всех, кто занят в создании номера. Трюки в общем-то те же самые: например, жонглер, как кидал шарики, так их и кидает. Но меняется концепция: компоновка элементов, изломы тела, форма бросков, используется современная пластика. На Западе сейчас очень распространено новое направление в балете — что-то на стыке танца, спорта и цирка, супермодерн — вы даже не представляете, что это такое! И когда все элементы накладываются на классический цирковой язык, получается совершенно обособленное произведение. Как на подиуме: каждый раз, когда показывают моду следующего сезона, кажется, что все это уже когда-то было. Но меняются детали — цвет, фурнитура, и все смотрится иначе. Казалось бы, что в этом плохого? Однако же многих консервативно настроенных людей такие вещи раздражают — наверное, потому, что сами не способны придумать что-то свое...

— Почему же тогда считается, что в России традиционно распространен дивертисментный цирк?

— Вы знаете, если все время твердить, что культура России — нечто исконно-посконное, фольклорно-лапотное, эта зараза так и будет распространяться. Искусство должно быть любым! Главное, чтобы оно было нескучным. И авангард, между прочим, всегда рождался в России — известнейшие в мире художники, архитекторы, дизайнеры, модельеры были русские, просто их давным-давно отсюда выдавили. Также и цирковой авангард: он появился в России в 80-е годы прошлого века, перетек на Запад, где благополучно развивается. У нас же, как и прежде, затаптывается: Причем в России и так называемого традиционного цирка уже почти не осталось: то, что сегодня показывают в провинции — дискредитация любого цирка. Новое поколение не знает, что такое классика и авангард — им показывают мусор, не побоюсь этого слова. О чем говорить, если ситуация в стране, во всей российской культуре такова, что многое сейчас здесь подлежит даже не умиранию, а умерщвлению. Я 30 лет занимаюсь своим делом. В 70-е годы в Советском Союзе был пик, ренессанс циркового искусства. Я приходил созидать и не собираюсь участвовать в разрушении.

— Что вы подразумеваете под разрушением?

— Когда уничтожается генофонд цирковой режиссуры, художников, артистов. Лучшие живут и работают за границей — там они востребованы, у них есть деньги и слава. Тот же самый Слава Полунин давно живет во Франции. И, я вас уверяю, несмотря на всю свою популярность в «Лицедеях», он никогда бы не пробил здесь свое Snow show — мировая слава к нему пришла лишь потому, что он сделал это за границей! В России так было всегда — нет пророков в своем Отечестве... Здесь артистов унижают как самый непотребный продукт, выдавливают из страны совершенно сознательно. Остаются посредственные, послушные — с ними работать неинтересно. На серьезные постановки деньги не выделяются, повсюду — келейность и чиновничий произвол. Но, честно говоря, я давно уже перегрустил на этот счет. Не хочу бороться, доказывать всяким однодневкам, что я хороший, — глупо тратить свое время и силы на борьбу с чиновниками, которые меняются каждый год. Я творческий человек и должен созидать. Благо работы хватает — меня постоянно приглашают в Европу, Америку и Мексику. Оплачивают все: перелеты, отели — лишь бы я с ними работал. А здесь можно предлагать свои услуги бесплатно — и никому ничего не надо! За аренду заламывают совершенно неподъемные цены. В Лас-Вегасе снимал огромный зал — 100 долларов за три дня, и репетируй, сколько хочешь. А в Москве небольшое помещение стоит 30-40 долларов за час. Разница очевидна...

В цирках будут казино
— Я слышала, вы также работали и в Кении. У кенийского цирка есть какие-то особенности?

— Вообще-то кенийского цирка в природе нет и, может быть, никогда не будет. Просто несколько лет назад мы с моим другом, работником ООН, открыли в Найроби цирковую школу, дабы отвлечь молодежь от улицы: там полно бездомных детей — колются, нюхают всякую дрянь: Желающих попасть к нам было хоть отбавляй: в день отсматривали по 300 человек! Благо их ничему не нужно учить, они все могут от природы — нет в мире нации крепче, сильнее и прыгучее. Отобрали самых лучших и сейчас уже предлагаем этих артистов по всему миру, они зарабатывают деньги, часть из которых идет на школу. А недавно у них сменилось правительство, и нам даже выделили здание. К вопросу о культуре: даже Кении — нищей стране, где доллар в день считается крупной зарплатой — понадобилась цирковая школа! Запад вообще давно принял метод, придуманный в Советском Союзе: все начинается с цирковых школ и субсидирует их государство. А у нас ведутся разговоры, чтобы продать цирковое училище! Все эти рассуждения о необходимости самоокупаемости культуры приведут к тому, что через пару-тройку лет в России не останется ни одного циркового здания. Они же самые удобные — как правило, расположены в центре города, вместительные. Как пить дать, распродадут под казино и развлекательные центры:

— Полагаете, в лучшем случае останутся шапито?

— Вы знаете, когда не было цирковых зданий, шапито работали лишь в теплые месяцы, и этого было вполне достаточно. Проблема не в том, нужны или не нужны стационарные цирки. Хотя мне обидно, что кто-то на них в наглую посягает, — я сам когда-то давал деньги на строительство этих зданий, у всех артистов прежде вычитали на это треть зарплаты. И что же, сегодня их за здорово живешь пустят с молотка?! Но дело в том, что стационарные цирки устарели в своем нынешнем виде. И больше не могут существовать только за счет цирковых программ, нужен гибкий подход. Должны прийти толковые, энергичные директора, опытные режиссеры. И тогда цирк станет настоящим культурным центром. В противном случае, если разрушат школу — подрежут сухожилия не только российскому, но и мировому цирку: вопреки всему наши артисты до сих пор самые лучшие, в западных программах их порядка 70 процентов.

— А когда вы впервые получили приглашение работать на Западе?

— Во-первых, КГБ меня 18 лет вообще никуда не выпускал. Видимо, считали неблагонадежным, думали, что я хочу остаться там, — не знаю, откуда они это взяли.

— Поводов не давали?

— Вы знаете, поводы, наверное, давал: никогда никому не подчинялся, диссидентствовал, меня даже выгнали из комсомола. Но оставаться за границей не собирался и не собираюсь. В 80-е немцы предлагали политическое убежище, и я отказался — не мое: Лет двадцать назад, еще в советские времена, ушел из всех государственных организаций. Выпустили меня за кордон лишь в 91-м, уехал в Японию на три года. И все, с тех пор я свободно перемещаюсь по всему миру.

— Планы расписаны на месяцы вперед?

— Как минимум — на полгода. Текущий год у меня был распланирован по дням. 31 декабря летел в Мексику. Пробыл там две недели — и сразу в Париж на фестиваль, оттуда в Монте-Карло, потом на репетиции в Германию, Америку, Швейцарию — еще и в Питере успел порепетировать! Жизнь проходит в самолетах и поездах. Но мне нравится такой ритм.

«Грифы» зовут
— Еще успеваете выкроить время на поездку в Красноярск...

— Нужно отдать должное моему шилу в заднице. (Смеется.) 80 лет заповеднику «Столбы» — как не приехать? К тому же три года уже здесь не был, друзей захотелось повидать: Вот и вырвался на недельку на «Грифы». (Одна из изб в заповеднике, где собираются столбисты. — Ред.)

— А почему именно на «Грифы»?

— Так получилось с самого начала. Вообще-то я инструктор по туризму — с юности занимался скалолазанием, альпинизмом, на байдарках ходил. По Альпам лазил, в знаменитом Мексиканском каньоне побывал, исходил весь Кавказ. А на Столбах как-то не доводилось. И когда почти 24 года назад поехал с цирком на гастроли в Красноярск, друзья, актеры Театра на Таганке, настоятельно порекомендовали обратиться к Валерию Хвостенко. Он-то меня и привел на «Грифы». Помню, в первый раз попал туда в марте — я был в дичайшем восторге от Столбов! Ночью меня затащили на Деда, утром глянул — не поверил, что смог туда забраться. Вот с тех пор и выбираюсь по возможности.

— В столбисты вас посвятили по всем правилам?

— А как же! Валера долго бил меня калошей — хорошо, что было холодно и я натянул двое штанов. (По традиции так посвящают на Столбах новичков. — Ред.) И хоть бы кто-нибудь предупредил, что бьют до тех пор, пока не скажешь спасибо! (Смеется.)

— Приезжаете отдохнуть в хорошей компании или полазить?

— И за тем, и за другим. Лазаю всегда один, хотя понимаю, что это чревато. На Первый и Второй Столбы поднимаюсь редко — они зализанные. Предпочитаю Крепость, Манскую стенку — дикие скалы. Перья для меня сейчас физически тяжеловаты, падал оттуда раза два — к счастью, на страховке. А пять лет назад сорвался с Крепости — тоже на страховке, но сломал два ребра. Адреналинчик был хороший! Впрочем, в цирке это обычная практика. Клоун вообще должен уметь все. Я и в сетку прыгал, по канату ходил — все попробовал за четыре года училища.

Не «скалолазы» мы...
— Помнится, несколько лет назад вы задумывали ставить в Красноярске мюзикл «Скалолазы» — идея еще не угасла?

— Я бы назвал его экстрим-шоу, к мюзиклу он не имеет прямого отношения. Деньги на постановку пообещал лично Лебедь. Мы были знакомы еще по Туле: я там работал главным режиссером цирка, а он, офицер Тульской десантной дивизии, со своими солдатами помогал разгружать нам ящики с реквизитом: Но после его гибели я понял, что идее конец.

— Отчего так безысходно? У новых властей не нашли поддержку?

— Ни малейшей! Встречался с представителями и краевых, и городских властей Красноярска, предлагал разные варианты. Вообще, максимальная стоимость проекта — полмиллиона долларов. Но можно было сэкономить на аренде помещения — стоило лишь краевому руководству разрешить нам репетировать в одном из театров, все равно там площадки заняты не все время. Балетмейстер Валерий Терешкин предлагал попробовать своих ребят, спортсмены из клуба скалолазов готовы были работать не ради денег — ради интереса! Да можно было вообще все решить еще проще, стоило лишь властям над нашим обращением к спонсорам поставить шапку — при поддержке администрации Красноярского края. Спонсоры бы сами потянулись! А в ответ услышал знаковую фразу: деньги небольшие, но мы тебя не знаем — сначала сделай, а там посмотрим. Извините, сказал, я вам не мальчик. Процесс трудоемкий: чтобы нанимать зал, репетировать, проводить кастинг, нужны гарантии и поддержка. Мы же готовы были ввязаться в проект, которого не знала мировая практика!

— И в чем же его уникальность?

— В самой специфике. Я еще десять лет назад говорил: мир заполонит экстрим. Что и наблюдаем сегодня: люди бросаются на парашютах с небоскребов, летают на скейтах, сноубордах, прыгают со скал — это популярно везде! Идея «Скалолазов» была анонсирована на международном уровне, наше экстрим-шоу и сейчас еще готовы пригласить крупнейшие европейские фестивали. Есть сценарий, эскизы, музыка. Причем значимость идеи — не только в ее зрелищности, но и в огромной воспитательно-просветительской работе. Темы мужества, преемственности поколений — это никогда не устареет. И в закрытом помещении человек иначе воспримет драматургию окружающей его жизни. Иногда мы видим, что кого-то на улице бьют по голове, и проходим мимо. А когда на сцене Отелло душит Дездемону, нас прошибают слезы: Театр дает возможность проникнуть вглубь. Но, увы, у чиновников это отклика не находит. Три года пообивал пороги — все впустую: Поэтому идея жива — были бы спонсоры! Надеюсь, в Красноярске среди них есть неравнодушные люди.

Досье «ВК»
Гримайло Александр Иванович, цирковой режиссер, заслуженный деятель искусств России.

Родился 29 ноября 1951 года в г. Енакиево Донецкой области.

В 1976 г. окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства.

С 1977 по 1984 год — артист-клоун. Получил диплом Всесоюзного конкурса артистов цирка (1982), приз «Уральский самоцвет» (1982), две золотые медали конкурса «Тульский левша» как клоун (1980-81) и как режиссер (1982-83).

Первые режиссерские опыты — цирковые спектакли, созданные совместно с А. Колмыковым с 1980 по 1984 гг.: «Все как в сказке», «Рождение, жизнь и смерть клоуна», «Двадцать лет спустя», «Левша», «Фауст», «Страна Грустилия».

С 1984 по 1990 год — главный режиссер Тульского государственного цирка. Выпустил в эти годы около 30 цирковых номеров и аттракционов, 20 цирковых спектаклей.

В 90-е годы работал в Центральном цирковом институте Москвы. Затем — в Японии, Кении, многих странах Америки и Европы.

Номера и программы, поставленные А. Гримайло, — обладатели многочисленных престижных всероссийских и международных наград. Среди них — призы фестивалей в Монте-Карло, Париже, Лозанне, Москве, Санкт-Петербурге и др.

Главный режиссер I Всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства на Красной площади в Москве (1996 г.), автор и организатор международного Рождественского фестиваля цирка во Фрайбурге (Германия).

В 1999-2001 гг. создал шоу-программу «Батлинс», большой шоу-мюзикл «Транс» (по «Маленькому принцу» А. Сент-Экзюпери) в Великобритании, участвовал в разработке и создании шоу «Эклипс».

В соавторстве с известным художником Михаилом Шемякиным готовит авангардное шоу «Метафизика. Геометрический цирк». Проект предполагает использование живописи и сценографии в сочетании с авангардными цирковыми номерами.

И на Столбах есть место шоу
По замыслу режиссера, «Скалолазы» — это «фантастическая история о фантастических людях, живущих в реальном мире, но уходящих в заоблачный мир прекрасного, где скалы становятся для них родным домом». Основное место событий — Красноярские Столбы. Продолжительность шоу — два акта.

Первое действие открывает сказитель-бард с гитарой. Он поет о том, что сегодня, на рубеже веков, у людей не пропадает тяга к перемещениям, передвижениям, путешествию, риску. «Есть особый микромир — пристанище дум невероятных и удивительных людей. Название этому месту — Красноярские Столбы».

В продолжение всего зрелища происходящее на сцене перемежается столбистскими песнями и байками. По версии автора, дух столбизма зарождался еще в те времена, когда люди в шкурах с каменными топорами охотились на мамонта. Внезапно одного из них хватает птеродактиль, пролетающий мимо, и уносит ввысь...

Людей в шкурах сменяют отдыхающие, лениво прогуливающиеся с зонтиками и тросточками. Сейчас уже никто и не вспомнит, когда Столбы стали традиционным местом отдыха красноярцев.

Сборы, подъемы, посвящение новичков — все это своеобразный ритуал, которому неукоснительно следуют из поколения в поколение. В сценарии есть сцена, где поется о традиционных развлечениях на Столбах. А их на скалах немало: сделать сальто на Перьях, затащить самовар на вершину скалы, чтобы напиться чаю вдали от суеты: Кто из столбистов не предавался подобным занятиям хоть раз в жизни?

Серия ужасов и страшилок на тропе: о покойниках, о «черном альпинисте», о медведях и маралах с выпученными красными глазами во время гона. Растянувшись цепочкой по тропе, новички сиротливо озираются по сторонам и шарахаются от каждого шороха, завывания ветра, хруста веток в кустах. А между тем на тропе их поджидает озорник. Его импровизированная шкура — это полушубок, вывернутый наизнанку. На повороте кого-то хватает за ногу страшный монстр — какой-нибудь ненормальный, зарывшийся в сугроб. Он иной раз и на дереве может просидеть часами, в ожидании прохожего. А под мостом ждет соловей-разбойник — Васька из соседней избы, прослышавший про большой отряд новичков.

Серия страшилок продолжается по-настоящему правдивыми историями про былые времена. По тропам в поисках еды, выпивки и развлечений бродили беглые зеки, маньяки, абреки.

И конечно, что за шоу без любви — романтических историй на Столбах еще больше, чем шуточных баек!

Под занавес кто-то преодолевает вертикальные стены и карнизы, неожиданно возникшие на сцене. На кого-то падает веревка, и он карабкается вверх, крепко уцепившись за нее обеими руками. В центре этого танца — дети. Все участники шоу выходят на сцену, где поют финальную песню об общей судьбе и общей радости. И имя ей — Столбы!

Беседовала Елена Коновалова
Фото Марата Винского
Вечерний Красноярск № 38 (38) среда, 16 ноября 2005 г.

Автор →
Коновалова Е. Вечерний Красноярск

Другие записи

Вестник "Столбист". № 7 (31). Третий Столб
Под козырьками Третьего Столба Увидеть можно времени круженье Сто лет мелькнуло; словно бы вчера Здесь родилось столбистское движение. Третий Столб расположен на левом склоне долины ручья Столбовский Калтат. Если к району Центральных Столбов Вы подошли по Каштаковской тропе, то вначале перед Вами предстанет Столб Четвертый. А спустившись...
В гостях у скалолазов и альпинистов
Снизу деревянный маленький домик на скале кажется почти сказочным. Так естественно вписывается он в темно-серую горизонтальную щель у самой вершины, что невольно думаешь: уж не сам ли он вырос тут вроде гриба? Ведь даже самые высокие, стройные кедры верхушками не достают до середины отвесного обрыва. Метрах в трех от земли — конец толстой,...
На «Буранах» по северным просторам
Путешествия На пороге встречи двух столетий исполняется 80 лет со дня первой экспедиции на Таймыр известного полярного геолога-исследователя, первооткрывателя Норильского медно-никелевого месторождения профессора Николая Николаевича Урванцева. В память об этом человеке, обладателе двух больших золотых медалей Географического общества, главном геологе Норильского комбината,...
Чем Саяны хуже Альп?
Родные горы могут стать вторым Клондайком Двадцатого мая 1996 года на вершину Эвереста один за другим поднялись трое красноярцев: Петр Кузнецов, Валерий Коханов и Григорий Семиколенов — самый молодой участник этой славной экспедиции: не бывали наши до того на вершине...
Обратная связь