А.Л.Яворский.

Столбы. Поэма. Введение к поэме “Столбы”. Столбы дооктябрьские

Может быть, странным покажется такое введение к поэме «Столбы», но оно напрашивается само собой.

В этом томе, прежде всего, пишется автором от своего имени, во-вторых, изложение насыщено восторженным лиризмом и нежностью к живописной природе Столбов и, в-третьих, автор создает в своих образах одухотворение природы. Все эти черты, свойственные интеллигенту конца прошлого столетия и началу двадцатого века, типичны для описываемого периода. Любование красотой и преклонение.

По существу, это записная книжка впечатлений и переживаний в природе и нахождение созвучного своим настроениям в этой природе. Отсюда героика и сказочность, окутывающие столбовские камни, что при манере письма стихом делают это произведение в целом, конечно, поэмой, воспевающей прелести Столбов и столбизма.

Если сюда прибавить искание в каждой песне, связанной с отдельным камнем (столбом), какой-то морали или ведущей мысли, то это, пожалуй, и будет главное и отличительное для первого тома поэмы.

Радости столбовской жизни измеряются количеством сожженных костров, уютом избушки, встречей с друзьями и песней во всех случаях жизни. Столбовские лазы — это необходимый момент для того же любования красотой окружающих гор, леса и камня.

В природе не ищут объекта своего физического развития и если это и имеет место, а это так, то этому не придается особого значения, все объясняется любопытством увидеть новое или старое в новом освещении.

Любознательность в природе переходит в искание знаний о ней здесь же, в ее живой лаборатории, среди воды, леса и камня («Развалы», «Подвершинный»).

Однако, в поэме уделено место новшествам, властно стучащимся в стены прошлого. Таким новым явился 1905 г. («Третий»), 1917 г. (там же) и 1925 г. — объявление заповедником Столбов («Лалетина», «Каштак», «Дикий»).

Империалистическая война 1914-1917 гг. и Отечественная война 1941-1945 гг. нашли свой след в роли столбиста, как защитника родины («Барьер», «Перья»).

Надпись «Свобода» на Втором столбе и «А все-таки свобода» на Третьем — это местные порывы из цепей реакции эпохи царизма, эти две надписи сами говорят за себя и дают, до некоторой степени, лицо передовой части старого столбиста, его внутреннего сопротивления и активной борьбы («Третий»).

В тридцати шести главах, посвященных каждая отдельному камню, вырисовывается и характер автора, как типичного столбиста-интеллигента.

Думается, что том второй поэмы о Столбах — как бы и когда бы она не была написана — будет звучать по-другому, в унисон своему времени, новой эпохе в жизни человека. Эпохе социализма-коммунизма.

Мечты видеть Столбы нетронутыми и защищенными от разрушений здесь сбываются. Это уже заповедник государственного значения.

Столбы, выковывающие смелых, пытливых и находчивых, бесстрашных людей, находят в организованном скалолазании свое новое место, а столбизм уже для некоторых начинает быть своего рода профессией. Спорт этого типа становится официально узаконенным наряду с другими его видами; соревнования и рекорд дают звания скалолазам, разбивая их по степеням. Наконец появляются, как и в другого рода спортах — чемпионы (лаза). Выезды столбистов по СССР на соревнования дают им право стать лучшими скалолазами страны. Столбизм начинает играть важную роль в альпинизме, как его школа.

Обо всем этом надо писать новый том и на живописном фоне Столбов создать второй том поэмы, в заголовке в введении к которому будет написано «Столбы после Октября».

Советская культура пришла на Столбы не сразу, она встретилась здесь с сильным еще духом старых сложившихся «компаний» и медленно повела наступление: в результате борьбы к 1935 году старый стиль столбизма был стерт и с этого года, по существу, наступила для столбизма новая эра.

Это новое и должно найти себя во втором томе поэмы, а что это сделать надо ясно для каждого заинтересованного в Столбах человека, имя которому было, есть и будет «Столбист», как бы оно не выглядело в освещении своей эпохи.

Когда пишут новое, нельзя забывать старое, т.е. то, из чего вышло это новое, претерпев на пути борьбы изменения, ломки и, наконец, новый облик, как противоположности. Это и есть переход в свою противоположность в процессе: критики, действия и победы.

Пожелаем авторам будущей поэмы (а думаю, что это будет коллектив) всяческого успеха.

АВТОР.

Оригинальный рукописный текст: стр. 1, стр.2

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
А.Л.Яворский.
Павлов Андрей Сергеевич
Павлов Андрей Сергеевич
А.Л.Яворский. Столбы. Поэма

Другие записи

Легенда о Плохишах. Народные гуляния
— Мужики! — взвизгнула обрадованная Ленка и кинулась прибывшему на широкую грудь. — Мужики! Невозмутимо улыбающийся гигант осторожно взял девку подмышки и усадил попом на нары. Его загорелая до дыр рожа светилась довольством и домашней радостью. Сзади Лебедя подпирал здоровенным кулем Захар. За ним Кузьма, Никодим, Валера Болезин. Изба сразу...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 70-е годы. 1971
1971 год. В Новогоднюю ночь искровцы В.Мазуров, А.Губанов, В.Гладков, В.Коновалов, А.Ферапонтов подняли на обледенелую вершину-лысину Митры группу ТЮЗа. Весной самоорганизовалась компания Любители, основав стоянку Голубка между Каином и Верхопузом (С.Баякин со товарищи). Снят д/фильм «Скалы зовут» (сценарий В.Денисова, режиссер И.Данилюк, оператор Т.П.Гордеев). 22 июня....
Красноярские Столбы (из воспоминаний). III. "Беркутовские затеи"
Восход солнца. Эту красоту нарождающегося дня на фоне подернутых синевой лесистых гор, панорамы раскинувшегося города, опоясанного голубой лентой Енисея — «Беркуты» непременно встречали только на 2-м столбе и обязательно с музыкой, танцами и чаепитием. Поднимались обычно еще затемно, с чайником, наполненным водой и музыкальными инструментами. Дрова находились по пути...
Тринадцатый кордон. Глава одиннадцатая
Июль был жарким и сухим. По всему краю, протянувшемуся от Саян до тундры и границ Арктики, горели леса. В конце месяца начались пожары и в заповеднике. Горожане ходили сюда за недозрелыми кедровыми шишками, за кислицей, жимолостью, черникой. Эти «шишкари» и «ягодники» иногда небрежно бросали в тайге недокуренную папиросу, уходя из леса, не гасили костер....
Обратная связь