Яворский Александр Леопольдович

Этнографический вечер

...Кроме Столбов, как обязательных мест посещения в этом 1910 году была сделана кратковременная поездка в с.Езагаш, что выше Красноярска по Енисею на 100 километров. Здесь в то время работал топографом общий друг Каратанова и всей Третьей Каратановской компании Михаил Масленников. Приехали на пароходе и завезли с собой лодку. Прожили 3 дня. Побродили в окрестностях Езагаша, заглянув в его речную долину с речкой того же имени. Осмотрели место бывшего винного завода Щеголева. Теперь здесь нет и следа построек и вся долина на месте бывшего завода поросла буйной, буквально непроходимой чащей крапивы. Ходили под вечер вдоль села и пели сибирские проголосные песни. Затем поплыли на лодке по течению обратно в Красноярск, посетив попутно чуть ниже Езагаша на правой стороне Енисея за островом так называемую «ледяную пещеру», которая оказалась только нишей со щелью, но со льдом. С песнями ехали до самого Красноярска.

Еще один поход в дружной столбовской небольшой компании по рч. Базаихе с остановкой в течении двух дней на Больших Аялах.

Живописная речка Базаиха всегда привлекала Каратанова и его друзей, своею какой-то интимной обстановкой. Здесь в глухой долине речки нет широты горизонта, нет и большой воды, как на Енисейских плёсах. Неумолчный шум Базаихи, ее затейливые небольшие зигзаги, скалы, идущие вниз к бурливой речке с высоких то голых, то облесенных хребтов как-то особо настраивают человека в противовес шуму на тишину и уют. Здесь поется мало, за человека неустанно напевает свою таежную песню шумливая речка. Недаром же само название по одному из авторов /Долгоруков. «Путеводитель по Сибири»/ происходит от чисто сибирского слова базланить, т.е. кричать заглушающе. В уютном шалаше из лиственничной коры на Больших аялах хорошо провели время и вернулись домой отдохнувшими, несмотря на трудную дорогу и тяжелый груз. Отдых не в ничего неделании, а в переключении, так понимают его многие красноярцы, так представлял его себе и художник Каратанов.

Кроме мелких работ в виде этюдов в этом 1910 году Д.И.Каратанов написал картину под названием Второй Столб. Это 65×90 см картина маслом на картоне изображала Второй Столб с его отрогами, видимый из-за осинника. Весна, лес без листьев, еще лежит снег, но в воздухе чувствуется бодрящее тепло. Период пробуждения в природе дал хорошо почувствовать художник в этом полотне. Здесь зиме сказано — нет, весна берет свои права и снег доживает свои последние дни. Картина писалась осенью, но настроение в ней ранневесеннее.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.12

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Край причудливых скал. 5. В эстетическом районе заповедника
Всякий, кто посетит Государственный заповедник «Столбы», неизбежно скажет, что был в чудесном уголке. Ознакомление с заповедником лучше всего начать с Эстетического района. Из города туда можно попасть несколькими путями: Лалетинским логом, гористым Каштаком, через Зеленый лог на Калтате и через Змеиное городище и Моховой ключ. Первый маршрут —...
Красноярская мадонна. Столбы и вокруг. Академия искусств живой Природы. Властители воздуха
В этой роще березовой Вдалеке от страданий и бед, Где колеблется розовый Немигающий утренний свет, Где прозрачной лавиною Льются листья с высоких ветвей, - Спой мне, иволга, песню пустынную, Песню жизни моей. Пролетев над поляною И людей увидав с высоты, Избрала деревянную Неприметную дудочку ты, Чтобы в свежести...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1910.
1910 год. Беркуты открывают на Первом Столбе хода Труба и Колокол. Компания Голубые покоряет Садик на северной стене Сокола и прокладывает ход Голубые катушки на Первый Столб. Первый красноярский кинолюбитель Чулков Михаил Прокопьевич заснял кинематографическую фильму о Столбах и столбистах. Дважды продемонстрировали свое искусство лучшие...
Столбы. Поэма. Часть 19. Глаголь
Каприз ключа, текущего не прямо, Причиною того невольно стал Что лог, углом загнувшийся упрямо, Глаголем кто-то исстари назвал. Так он и был Глаголевым ложочком, А ключ его — Глаголевым ключом. Крестьянушка-базаец здесь лесочком Охотно промышлял и вывозил по нем. А камень, что над склоном приподнялся, Столбист Глаголем...
Обратная связь