Тронин Владимир Александрович

Сказания о Столбах и столбистах. Из столбистского фольклора

Вот уже полтора века в Красноярске не всем понятно кто такие столбисты? Кажется, чего проще. Это те, кто ходит в этот прославленный край тайги и скал постоянно, кто поднимается на скалы в меру своих сил. Вроде бы так, но это еще не все.

Для нас, тех, кто имеет основания считать себя столбистами, это понятие пошире. Не просто ходим и лазим. А еще и входим в круг общения столбовских изб и стоянок. То есть, ты кого-то знаешь и тебя кто-то знает.

После длительной борьбы лесников со столбистами большая часть изб и стоянок на Столбах была уничтожена. Но столбизм уничтожить невозможно, Для этого надо, чтобы не было Красноярска.

Столбизм живет. В нем появляются новые люди, новые компании, избы. Создано наконец городское объединение столбистов. Но стараются сохранить и старые традиции. О столбовских традициях надо писать отдельный труд. Мы остановимся на одной, всем доступной. Полазив днем или вечером по скалам, столбисты идут на ночевку. В избу или на стоянку. Варится ужин. Все собираются летом у костра на стоянке или у избы. Зимой в избе на нарах или у печки. Играют на гитарах, поют песни. Делятся впечатлениями о лазании, о других делах. И тут между песнями внимание людей привлекает ОН (реже она). Кто это ОН? Часто не самый заметный, не самый главный в этом обществе. Но затихают песни, прекращаются разговоры между собой. Даже дежурные отвлекаются от кухни. ОH начинает рассказывать...

Можно годами ходить у скал, даже лазить на них. Можно даже заходить на огонек к знакомым в избу или на стоянку. Если ты не пел или хотя бы не слушал столбовских песен, ты много потерял. Но если ты не слушал столбовских рассказов и сам не попробовал (если есть способности) рассказать что-то от себя, ты Столбы не понял. Это все равно вроде как хлеб съел, а масло уронил.

Жанр художественного живого рассказа на Столбах это какая-то причудливая смесь молодежного фольклора улиц, одесских рассказов, армейской в стиле Теркина или флотской «Травли на полубаке». Некоторые рафинированные гуманитарии считают, что здесь сильно влияние уголовного мира. Еще бы, триста лет ссылали сюда всех, кто под руку попадался. А с 30-х годов Краслаг в системе Гулага был не последним островком. Есть еще сейчас в городе две зоны. Влияние может и есть, но не оно здесь главное. Главное — вольный рассказ дает редкую возможность человеку самоутвердиться, выложить не только факты и отношение к ним, но и вложить душу в слово.

Чаще всего рассказчик стремился развеселить людей, отвлечь их от домашних забот и от проблем, с которыми они столкнулись на Столбах, и конечно же дать нужную информацию. Особенно любят слушать рассказы новые на Столбах люди. Они входят через эти рассказы в этот незнакомый, во многом непонятный им мир.

Надо видеть глаза и лица молодых, первый раз слушающих рассказы на Столбах. Это излучение — награда рассказчику, если дошел до души слушателя.

Жанр этот не стареет. Совершенствуется. Попадает на магнитную ленту. Некоторые с удовольствием слушают их дома и посылают в другие города друзьям. Вот теперь почти все ясно. Пора приступать к делу. Попробуем показать вам несколько рассказов в жанре «столбовского художественного трепа». На бумаге теряется яркость живого слова, здесь меньше колорита. Добавьте сюда свою фантазию и читайте для души.

В.А.Тронин

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Тронин Владимир Александрович
Деньгин Владимир Аркадьевич
Деньгин Владимир Аркадьевич
Боб Тронин. Сказания о Столбах и столбистах

Другие записи

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1905.
1905 год. Большевики организуют многочисленные митинги в укромных местах: на Гремячем ключе, под утесом Сторожевой, на Центральных Столбах. При возвращении с одного из таких митингов участников обстреляли представители власти ранив троих человек и убив слесаря ж.д. мастерских П.Чальникова. На одном из камней в Развале Четвертого появляется надпись-клятва «Убийцам никогда не простим...
Ручные дикари. Лисси и Гай
В углу большой вольеры — три ящика, поставленные один на другой. В отверстии верхнего ящика виднеются две мордочки: черная и рыжая. Уютно пригревшись, зверята спят, тесно прижавшись друг к дружке: ухо к уху, носик к носику. Это две лисички: Лисси и Гай. У рыженькой Лисси мордочка острая, длинная, глазенки лукавые,...
Столбистские истории
Алкоголь и скалолазанье Бог Зяма, богиня Софья и полковник милиции Высотно-сортирные обстоятельства Вот те рысь! Деревация Калибровка на Позвонке Жемчужина На кого шпионишь? Накормил, называется … Спасательная операция Несколько штрихов к портрету… Олеся, Олеся, Олеся… Песня остаётся с человеком… Принцесса...
На пик Коммунизма тридцать лет назад
В 1983 исполнялось 50 лет первому восхождению на пик Коммунизма (7495м). Его совершил наш земляк Евгений Абалаков. Этой дате решили посвятить восхождение красноярцы. Экспедицию возглавил В.Соболев — тогдашний председатель красноярской федерации альпинизма. Сам В.Соболев, хоть и был мастером спорта по альпинизму, но на высоту не ходил, поэтому в мозговой центр...
Обратная связь