Тронин Владимир Александрович

Сказания о Столбах и столбистах. Из столбистского фольклора

Вот уже полтора века в Красноярске не всем понятно кто такие столбисты? Кажется, чего проще. Это те, кто ходит в этот прославленный край тайги и скал постоянно, кто поднимается на скалы в меру своих сил. Вроде бы так, но это еще не все.

Для нас, тех, кто имеет основания считать себя столбистами, это понятие пошире. Не просто ходим и лазим. А еще и входим в круг общения столбовских изб и стоянок. То есть, ты кого-то знаешь и тебя кто-то знает.

После длительной борьбы лесников со столбистами большая часть изб и стоянок на Столбах была уничтожена. Но столбизм уничтожить невозможно, Для этого надо, чтобы не было Красноярска.

Столбизм живет. В нем появляются новые люди, новые компании, избы. Создано наконец городское объединение столбистов. Но стараются сохранить и старые традиции. О столбовских традициях надо писать отдельный труд. Мы остановимся на одной, всем доступной. Полазив днем или вечером по скалам, столбисты идут на ночевку. В избу или на стоянку. Варится ужин. Все собираются летом у костра на стоянке или у избы. Зимой в избе на нарах или у печки. Играют на гитарах, поют песни. Делятся впечатлениями о лазании, о других делах. И тут между песнями внимание людей привлекает ОН (реже она). Кто это ОН? Часто не самый заметный, не самый главный в этом обществе. Но затихают песни, прекращаются разговоры между собой. Даже дежурные отвлекаются от кухни. ОH начинает рассказывать...

Можно годами ходить у скал, даже лазить на них. Можно даже заходить на огонек к знакомым в избу или на стоянку. Если ты не пел или хотя бы не слушал столбовских песен, ты много потерял. Но если ты не слушал столбовских рассказов и сам не попробовал (если есть способности) рассказать что-то от себя, ты Столбы не понял. Это все равно вроде как хлеб съел, а масло уронил.

Жанр художественного живого рассказа на Столбах это какая-то причудливая смесь молодежного фольклора улиц, одесских рассказов, армейской в стиле Теркина или флотской «Травли на полубаке». Некоторые рафинированные гуманитарии считают, что здесь сильно влияние уголовного мира. Еще бы, триста лет ссылали сюда всех, кто под руку попадался. А с 30-х годов Краслаг в системе Гулага был не последним островком. Есть еще сейчас в городе две зоны. Влияние может и есть, но не оно здесь главное. Главное — вольный рассказ дает редкую возможность человеку самоутвердиться, выложить не только факты и отношение к ним, но и вложить душу в слово.

Чаще всего рассказчик стремился развеселить людей, отвлечь их от домашних забот и от проблем, с которыми они столкнулись на Столбах, и конечно же дать нужную информацию. Особенно любят слушать рассказы новые на Столбах люди. Они входят через эти рассказы в этот незнакомый, во многом непонятный им мир.

Надо видеть глаза и лица молодых, первый раз слушающих рассказы на Столбах. Это излучение — награда рассказчику, если дошел до души слушателя.

Жанр этот не стареет. Совершенствуется. Попадает на магнитную ленту. Некоторые с удовольствием слушают их дома и посылают в другие города друзьям. Вот теперь почти все ясно. Пора приступать к делу. Попробуем показать вам несколько рассказов в жанре «столбовского художественного трепа». На бумаге теряется яркость живого слова, здесь меньше колорита. Добавьте сюда свою фантазию и читайте для души.

В.А.Тронин

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Тронин Владимир Александрович
Деньгин Владимир Аркадьевич
Деньгин Владимир Аркадьевич
Боб Тронин. Сказания о Столбах и столбистах

Другие записи

Байки от столбистов - III. Алтайские хроники времен нашей юности. Как тесен мир...
Два года спустя я снова ехал на Алтай, только на этот раз уже не в такой развеселой компании, а лишь вдвоем с Володей Кейдуном. Мы немного опоздали, с базы Актру уходила в лагерь последняя машина, свободных мест в которой не было. Я вынул из рюкзака «Рябиновое игристое» местного производства, хлопнул пробкой, и вино выплеснулось пеной...
1934 г.
...Во время своего отпуска Каратанов жил на Столбах около 40 дней. Для того чтобы не отвлекаться от работы он на этот раз не жил в дружественной ему избушке Нелидовке, где всегда много народа, а жил в избушке, стоящей несколько в...
Как мы на Белуху ходили. Часть I. Летом.
Памяти Жени Косарева 1. Предыстория Мне кажется, это было в 1971 году. Но немного предыстории. Я и мои близкие друзья Володя и Наташа Пивоваровы увлекались спортивным туризмом и к этому году совершили уже немало подвигов. Дружба наша началась в 1964. Жили мы тогда в Новосибирском Академгородке. Собралась группа в зимний поход по Восточному...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 70-е годы. 1973
1973 год. Скалолазы Буревестника (в основном Политех), руководитель В.А.Тронин (Боб Акула) Грифы встретили Новый год в Первой Снежной избе под Китайской Стенкой. Начала работу канатно-кресельная дорога Бобровый лог на северо-западном склоне Такмаковской гривы. Резко изменились маршруты подходов к Такмаку и через хребет Каштак....
Обратная связь