Тронин Владимир Александрович

Сказания о Столбах и столбистах. Из столбистского фольклора

Вот уже полтора века в Красноярске не всем понятно кто такие столбисты? Кажется, чего проще. Это те, кто ходит в этот прославленный край тайги и скал постоянно, кто поднимается на скалы в меру своих сил. Вроде бы так, но это еще не все.

Для нас, тех, кто имеет основания считать себя столбистами, это понятие пошире. Не просто ходим и лазим. А еще и входим в круг общения столбовских изб и стоянок. То есть, ты кого-то знаешь и тебя кто-то знает.

После длительной борьбы лесников со столбистами большая часть изб и стоянок на Столбах была уничтожена. Но столбизм уничтожить невозможно, Для этого надо, чтобы не было Красноярска.

Столбизм живет. В нем появляются новые люди, новые компании, избы. Создано наконец городское объединение столбистов. Но стараются сохранить и старые традиции. О столбовских традициях надо писать отдельный труд. Мы остановимся на одной, всем доступной. Полазив днем или вечером по скалам, столбисты идут на ночевку. В избу или на стоянку. Варится ужин. Все собираются летом у костра на стоянке или у избы. Зимой в избе на нарах или у печки. Играют на гитарах, поют песни. Делятся впечатлениями о лазании, о других делах. И тут между песнями внимание людей привлекает ОН (реже она). Кто это ОН? Часто не самый заметный, не самый главный в этом обществе. Но затихают песни, прекращаются разговоры между собой. Даже дежурные отвлекаются от кухни. ОH начинает рассказывать...

Можно годами ходить у скал, даже лазить на них. Можно даже заходить на огонек к знакомым в избу или на стоянку. Если ты не пел или хотя бы не слушал столбовских песен, ты много потерял. Но если ты не слушал столбовских рассказов и сам не попробовал (если есть способности) рассказать что-то от себя, ты Столбы не понял. Это все равно вроде как хлеб съел, а масло уронил.

Жанр художественного живого рассказа на Столбах это какая-то причудливая смесь молодежного фольклора улиц, одесских рассказов, армейской в стиле Теркина или флотской «Травли на полубаке». Некоторые рафинированные гуманитарии считают, что здесь сильно влияние уголовного мира. Еще бы, триста лет ссылали сюда всех, кто под руку попадался. А с 30-х годов Краслаг в системе Гулага был не последним островком. Есть еще сейчас в городе две зоны. Влияние может и есть, но не оно здесь главное. Главное — вольный рассказ дает редкую возможность человеку самоутвердиться, выложить не только факты и отношение к ним, но и вложить душу в слово.

Чаще всего рассказчик стремился развеселить людей, отвлечь их от домашних забот и от проблем, с которыми они столкнулись на Столбах, и конечно же дать нужную информацию. Особенно любят слушать рассказы новые на Столбах люди. Они входят через эти рассказы в этот незнакомый, во многом непонятный им мир.

Надо видеть глаза и лица молодых, первый раз слушающих рассказы на Столбах. Это излучение — награда рассказчику, если дошел до души слушателя.

Жанр этот не стареет. Совершенствуется. Попадает на магнитную ленту. Некоторые с удовольствием слушают их дома и посылают в другие города друзьям. Вот теперь почти все ясно. Пора приступать к делу. Попробуем показать вам несколько рассказов в жанре «столбовского художественного трепа». На бумаге теряется яркость живого слова, здесь меньше колорита. Добавьте сюда свою фантазию и читайте для души.

В.А.Тронин

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Тронин Владимир Александрович
Деньгин Владимир Аркадьевич
Деньгин Владимир Аркадьевич
Боб Тронин. Сказания о Столбах и столбистах

Другие записи

Над Моховой (думы)
Сегодня под Малым Такмаком как-то особенно хорошо. И не потому, что в этот ясный теплый день ласковое солнце греет своими лучами. Нет. Просто хорошо, что и я в унисон всему окружающему согрет внутри приятными воспоминаниями прошлого, связанными с Такмаком. Есть одна правильная мысль. Все, что нам нравится...
Байки. Однорукий флейтист
Байка, рассказанная Сашей Хританковым на веранде визит-центра 25 июня 2006 года. В оные времена на Столбах пользовался популярностью такой прикол. В погожий день удивленных туристов останавливали звуки флейты. Музыкант был худ, бедно одет, пустой левый рукав пиджачка заправлен в карман. И хоть и с одной рукой, но играл он виртуозно. Финал. Поклон....
Легенда о Плохишах
Введение Дело на вокзале Приворот Полный квасец Заповедник Дуськина щелка Эдельвейс Первые радости Мутота В гостях у Боба Будни Филиппок Дед и бабки Ночная кутерьма Ленка и деликатесы прочие Народные гуляния Птицы вещие
Столбы. Поэма. Введение к поэме “Столбы”. Столбы дооктябрьские
Может быть, странным покажется такое введение к поэме «Столбы», но оно напрашивается само собой. В этом томе, прежде всего, пишется автором от своего имени, во-вторых, изложение насыщено восторженным лиризмом и нежностью к живописной природе Столбов и, в-третьих, автор создает в своих образах одухотворение природы. Все эти черты, свойственные...
Обратная связь