Горы на всю жизнь. Подо мною — весь мир. 4
Евгений Абалаков был талантливым скульптором. С юности увлекался он живописью, и его первые походы по Алтаю и Саянам отмечены целой серией характерных зарисовок. С особым настроением сделаны зарисовки красноярских «Столбов».
Наброски, зарисовки «Столбов» встречаются и в студенческих тетрадях, среди записей лекций и в альбомах последних лет. Эти дорогие ему воспоминания Евгений Михайлович бережно пронес через всю жизнь.
А рисовал он много, на каждой вершине, в каждой экспедиции. В этих набросках и законченных рисунках нам дороги верность и точность изображаемого. Ему были созвучны и близки каждый штрих вершины, каждый поворот скалы, игра света и тени в разные часы.
«Вглядываясь в рисунки Евгения, — вспоминает Михаил Ануфриков, — мы начинаем по-новому воспринимать знакомую окружающую природу. И в них всегда поражало нас особое, глубоко гармоническое спокойствие горных вершин».
Как скульптор Е.М.Абалаков был не менее одаренным. Кроме названных работ, он создал памятник В.И.Ленину в Керчи (разрушен гитлеровцами во время войны). Шестнадцать портретных работ были выполнены во время учебы в Высшем художественном институте.
Поощрен был и его конкурсный проект памятника А.С.Пушкину. Скульптуры «Горнолыжник», «Альпинистка» были представлены в вернисажах Всесоюзной художественной выставки в Музее изобразительных искусств (1938-1939 гг.). Бронзовая скульптура «Лыжник», портреты спортсменов Миклашевского, Гусака, Ростовцева заняли свое место в Музее спорта в Лужниках. Всего же в мраморе, бронзе, камне он оставил около тридцати скульптур, причем первая — «Песня свободы» — выполнена в Красноярске (до 1927 года).
Евгений Михайлович был любимым учеником Веры Ивановны Мухиной — народного художника СССР. Она отмечала редкий талант Евгения. Скульптор, профессор Е.Ф.Балашова писала:
«Последняя работа Абалакова — „Военный альпинизм“. Боец в накинутой на плечи плащ-палатке стоит на скале. В руках автомат. Стоит спокойно. Но во всей фигуре такая сила, такая стальная мощь, что вы верите, что враг не пройдет, пока стоит на скале этот боец! В этой скульптуре воплотились лучшие черты самого Абалакова».
Но в мир горных вершин Абалаков проникал не только как спортсмен и художник. В нем все время жил страстный ученый, географ, исследователь. Стоит только прочитать его путевые записки, дневники, его статьи и доклады, как увидишь человека разносторонних научных интересов. Его знание строения гор, жизни ледников, помощь, оказанная в изучении горных узлов и районов, — неоценимый вклад в историю высокогорной географии.
И еще: завидный литературный дар. То, что чувствовал и знал, он свободно излагал в самых различных жанрах и форме. Здесь были наблюдения, анализ явлений, эстетическая оценка окружающего его мира. Не было лишь одного: суждений по «касательной», с обходом острых моментов. Тактичность — великолепная и довольно редкая черта — была в высшей степени присуща Евгению Михайловичу и в его повседневном общении с людьми любого круга и в его литературных оценках, где этические и эстетические нормы были в строгом согласии. И юмор: самобытный, мягкий, доброжелательный.
Герой Социалистического Труда, писатель Николай Тихонов об альпинизме писал так:
«Альпинизм — неизъяснимое чувство гор, непреодолимое желание еще и еще возвращаться в полный захватывающих чудес горный мир. Выдающийся альпинист Евгений Абалаков, первый победитель высочайших вершин страны, так характеризовал это горное очарование: «То сверкающая, радостная, то грозная и гневная, вызывающая на единоборство, то таинственная, неуловимой завесой скрывающая себя и лишь на мгновение открывающаяся фантастическими видениями, суровая, прекрасная, вечно зовущая стихия горных вершин» 1 .
__________________________________________
1 П.С.Рототаев. К вершинам. М. ФиС, 1977., с.21.
Ю.Г.Попов
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Попов Юрий Георгиевич
Попов Юрий Георгиевич
Ю.Г.Попов. Горы на всю жизнь