Попов Юрий Георгиевич

Горы на всю жизнь. Подо мною — весь мир. 4

Евгений Абалаков был талантливым скульптором. С юности увлекался он живописью, и его первые походы по Алтаю и Саянам отмечены целой серией характерных зарисовок. С особым настроением сделаны зарисовки красноярских «Столбов».

Наброски, зарисовки «Столбов» встречаются и в студенческих тетрадях, среди записей лекций и в альбомах последних лет. Эти дорогие ему воспоминания Евгений Михайлович бережно пронес через всю жизнь.

А рисовал он много, на каждой вершине, в каждой экспедиции. В этих набросках и законченных рисунках нам дороги верность и точность изображаемого. Ему были созвучны и близки каждый штрих вершины, каждый поворот скалы, игра света и тени в разные часы.

«Вглядываясь в рисунки Евгения, — вспоминает Михаил Ануфриков, — мы начинаем по-новому воспринимать знакомую окружающую природу. И в них всегда поражало нас особое, глубоко гармоническое спокойствие горных вершин».

Как скульптор Е.М.Абалаков был не менее одаренным. Кроме названных работ, он создал памятник В.И.Ленину в Керчи (разрушен гитлеровцами во время войны). Шестнадцать портретных работ были выполнены во время учебы в Высшем художественном институте.

Поощрен был и его конкурсный проект памятника А.С.Пушкину. Скульптуры «Горнолыжник», «Альпинистка» были представлены в вернисажах Всесоюзной художественной выставки в Музее изобразительных искусств (1938-1939 гг.). Бронзовая скульптура «Лыжник», портреты спортсменов Миклашевского, Гусака, Ростовцева заняли свое место в Музее спорта в Лужниках. Всего же в мраморе, бронзе, камне он оставил около тридцати скульптур, причем первая — «Песня свободы» — выполнена в Красноярске (до 1927 года).

Евгений Михайлович был любимым учеником Веры Ивановны Мухиной — народного художника СССР. Она отмечала редкий талант Евгения. Скульптор, профессор Е.Ф.Балашова писала:

«Последняя работа Абалакова — „Военный альпинизм“. Боец в накинутой на плечи плащ-палатке стоит на скале. В руках автомат. Стоит спокойно. Но во всей фигуре такая сила, такая стальная мощь, что вы верите, что враг не пройдет, пока стоит на скале этот боец! В этой скульптуре воплотились лучшие черты самого Абалакова».

Но в мир горных вершин Абалаков проникал не только как спортсмен и художник. В нем все время жил страстный ученый, географ, исследователь. Стоит только прочитать его путевые записки, дневники, его статьи и доклады, как увидишь человека разносторонних научных интересов. Его знание строения гор, жизни ледников, помощь, оказанная в изучении горных узлов и районов, — неоценимый вклад в историю высокогорной географии.

И еще: завидный литературный дар. То, что чувствовал и знал, он свободно излагал в самых различных жанрах и форме. Здесь были наблюдения, анализ явлений, эстетическая оценка окружающего его мира. Не было лишь одного: суждений по «касательной», с обходом острых моментов. Тактичность — великолепная и довольно редкая черта — была в высшей степени присуща Евгению Михайловичу и в его повседневном общении с людьми любого круга и в его литературных оценках, где этические и эстетические нормы были в строгом согласии. И юмор: самобытный, мягкий, доброжелательный.

Герой Социалистического Труда, писатель Николай Тихонов об альпинизме писал так:

«Альпинизм — неизъяснимое чувство гор, непреодолимое желание еще и еще возвращаться в полный захватывающих чудес горный мир. Выдающийся альпинист Евгений Абалаков, первый победитель высочайших вершин страны, так характеризовал это горное очарование: «То сверкающая, радостная, то грозная и гневная, вызывающая на единоборство, то таинственная, неуловимой завесой скрывающая себя и лишь на мгновение открывающаяся фантастическими видениями, суровая, прекрасная, вечно зовущая стихия горных вершин» 1 .

__________________________________________

1 П.С.Рототаев. К вершинам. М. ФиС, 1977., с.21.

Ю.Г.Попов

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Попов Юрий Георгиевич
Попов Юрий Георгиевич
Попов Юрий Георгиевич
Ю.Г.Попов. Горы на всю жизнь

Другие записи

Сказания о Столбах и столбистах. Почти как в Чикаго
Сырой холодной осенью 1982 г. мы с другом зашли в избу «Изюбри». Народа в избе было немного. Кто-то играл на гитаре, кто-то пораньше лег на нары, кто-то управлялся по хозяйству. На столе горит свеча. За столом сидит незнакомый молодой парень. За столом больше никого. Перед ним открытая бутылка водки. Он наливает немного в стакан....
История компаний. Тётя Лана
Коссинская Иоланта Сигизмундовна Иоланта Сигизмундовна, кандидат биологических наук, ленинградка, блокадница, работала в заповеднике главным лесничим. За природу радела, порядок поддерживала, хотя случались и перегибы. На Базаихе, рядом с управлением заповедника, у кого-то во дворе на цепи жила овчарка. Относились к ней плохо, с цепи не спускали, голодала и били жестокие хозяева. Как-то...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 50-е годы. 1956
1956 год . Сгорела изба Дырявая. У просеки от Второго Столба к Нелидовским Камням, на левом берегу Столбовского Калтата построена спортбаза горного техникума — изба-гигант Шахтерка (9×12 м). [caption id="attachment_1365" align="alignright" width="300"] Босиком по Танцплощадке[/caption]   Среди столбистов модны джаз, буги-вуги, рок-н-ролл. Компании Пуп-сик и Прометеи,...
1949 г.
В этом году вместе со своею внучкой Аллой Каратанов прожил на Столбах в избушке Перья 21 день. Снова воспоминания, так сильно волнующие художника, но и приятные от присутствия с ним близкого человека. За этот период он сделал карандашный рисунок «Сосны» и акварельный рисунок «Папоротники». Кроме того Столбы вдохновили его к написанию картины «Столбы»,...
Обратная связь