Попов Юрий Георгиевич

Горы на всю жизнь. Первая вершина. 2

В дореволюционное время альпинизмом в России занимались немногие энтузиасты. Сегодня их тысячи. Альпинисты покоряют вершины Кавказа, Памира, Тянь-Шаня, Алтая.

Советский альпинизм — это массовая школа мужества, он во многом поставлен на службу народу. Больше половины сухопутных границ СССР опоясаны горами.

Учитывая большое значение альпинизма в освоении горных районов, его оздоровительную, воспитательную, а также хозяйственную и оборонную роль, развитию этого вида спорта в нашей стране уделяется первостепенное значение. Советская школа альпинизма — это массовость, коллективизм, взаимопомощь. Отсюда первое и основное требование альпинизма — его безаварийность. Технически очень сложный вид спорта, он требует и многолетней, разносторонней и квалифицированной подготовки.

Нередко непосвященные спрашивают, кто взошел на вершину первым. Советские альпинисты таких вопросов не задают. Победа над вершиной достигается всей группой в целом.

Первым горовосхождением в советское время был подъем на Казбек в 1920 году Марии Павловны Преображенской, учительницы из города Владикавказа. Ее сопровождал горец Яни Безуртанов, известный в то время кавказский проводник. Однако история массового советского альпинизма начинается с восхождения восемнадцати студентов во главе с профессором Г.Николадзе на вершину Казбека 28 августа 1923 года. А уже в 1935 году на Эльбрус поднялось в общей сложности больше двух тысяч человек!

Альпинистские восхождения по сложности делятся на шесть категорий трудности, шестая — самая сложная. Кроме того, имеются еще и промежуточные или полукатегории. Их девять: 1Б, 2А, 2Б, ЗА, ЗБ, 4А, 4Б, 5А, 5Б. Всего, следовательно, вместе с основными восхождения по трудности делятся на 15 категорий и полукатегорий.

Такая «шкала трудности» позволяет с большой точностью определять сложность любого горного маршрута. В зависимости от подготовленности альпинисты (или скалолазы) и совершают восхождения по маршрутам, заранее известной категории трудности.

Все маршруты подразделяются по классам восхождения на:

технически сложные (на вершины до 5500 метров по отвесным стенам)
высотно-технические (на вершины от 5500 до 6500 метров)
высотные (на вершины свыше 6500 метров)
класс траверсов (прохождение вершин горного хребта или стены через несколько, но не менее трех вершин и седловин)

По всем этим классам проводится чемпионат страны по альпинизму. Легких маршрутов нет, каждый из них по-своему труден и имеет особенности. На большой высоте очень низкие температуры (-30-40 градусов), необычайная сухость воздуха, солнечная радиация и недостаток кислорода. Например, на высоте 6000 метров атмосферное давление равно 353 миллиметрам ртутного столба (против 765 на поверхности земли), а на 7000 метров — около 300 миллиметров. Приходится часто останавливаться, восстанавливать дыхание, чтобы продолжить путь к цели. А технические трудности? Ледники, скальные «стенки», утесы, осыпи... Все это надо преодолеть, чтобы достичь вершины.

Прекрасным альпинистом был Сергей Миронович Киров. В 1910 году он взошел на Казбек. Свои впечатления от этого восхождения он описал в газете «Терек» за 2 сентября 1910 года:

«Какой простор! Какая очаровательная красота во всех этих снежных гигантах, мощно возвышающихся к небу!.. Какое разнообразие цветов и тонов в этих скальных утесах бесконечной цепи гор, теряющихся где-то далеко, далеко... Как глубоко все это трогает душу и сердце человека! Им овладевает такое чувство восторга, описать которое — сверх человеческих сил».

А в следующем, 1911 году С.М.Киров покорил восточную вершину Эльбруса.

Общение с природой и преодоление трудностей — вот что влечет в горы человека. Никогда в горах не прекратятся лавины, ураганы и метели, все теми же останутся отвесные утесы, камнепады и ледники. Без опасности и риска нет альпинизма.

Но всегда будут смельчаки, желающие изведать недоступное. Прекрасно сказал о стремлении человека к открытию тайн природы и своих возможностей Джавахарлал Неру:

«...Может быть, ответ в том, что это часть извечных поисков человека, некий избыток той жизненной энергии, что движет человеком из века в век в его попытке всегда достичь более высокого пика человеческих устремлений. Даже если Эверест станет обычным явлением, всегда найдутся более высокие Эвересты; даже если наша Земля станет без тайн, всегда найдутся другие пики для восхождений и другие миры для исследований...» 1 .

_______________________________________________

1 Сб. «Побежденные вершины», М., «Мысль», 1972.

Ю.Г.Попов

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Попов Юрий Георгиевич
Деньгин Владимир Аркадьевич
Деньгин Владимир Аркадьевич
Ю.Г.Попов. Горы на всю жизнь

Другие записи

Барак на устье Сынждула
О бараке на устье Сынджула мы знали очень мало, т.к. бывали там мало и чаще всего только проходом. Это постройка, связанная с заготовкой леса в этом районе. Как и всякое убежище, имеющее крышу, барак был посещаем туристами, охотниками и рыбаками. На снимке, относящемся к 1925 году, на протяжении неизвестного времени /но не позже десятых...
На Столбах
Часть I. Богиня Любви Часть II. Ангел Смерти Об авторе и его повести Критик отметит, конечно, что повесть не лишена литературных слабостей. Но, согласитесь, прочитав, ее долго не забудешь. Странное, тревожное впечатление производит она. Как вы знаете, в 1908 году Владимир Афанасьевич проводил со студентами практику в районе Красноярских...
Верхняя стоянка на Диком камне
В прежнее время большинство столбистов на Дикие камни не ходило, их посещали только отдельные компании, которые мы хорошо знали, как компании исключительные. Это были: все Каратановские, Шестаковские, Митича и особо мечтательных одиночек, ходившие сюда отдохнуть от столбовского шума. Ходили, но и тоже редко и основатели столбизма Чернышев и Суслов. В их время им было...
Байки от столбистов - III. Байки от Виктора Коновалова. Воздушный извозчик
Вот уже более двадцати лет я занимаю самую высокую должность в Красноярске. Я — контролер на верхней станции канатно-кресельной дороги, «канатки», как называют ее в народе. Изо дня в день, из года в год я — здесь, высоко над городом, наблюдаю за порядком, встречаю и провожаю пассажиров. Сколько же их прошло мимо меня за эти...
Обратная связь