Красноярская мадонна. Дед. Ходы и лазы
В настоящее время известно пять ходов и лазов на вершину Деда. Наиболее популярен элегантный, разнообразный ход Хомутик по восточной части южной стены через левое Ухо. Простенький подъем по Бороде и далее распором по широкой расщелине прямо в ушную раковину.
Сквозная горловина ушной раковины образует Хомутик – первую изюминку лаза. Из простейшего, надежного сидячего распора «спина-руки в одну стену, ступни ног в другую» нужно сделать гимнастический шпагат в воздухе меж двух стен и вытолкнуть себя левой ногой в нависающее над головой каменное горло Хомутика. При обратном переходе из Хомутика в шпагат ход более сложен и рискован.
Второй изюминкой хода является Поцелуйчик – последняя предвершинная стенка с восточной стороны. Техника подъема здесь вынуждает человека прижаться лицом к скале. В 1958 году художник В.Капелько из компании «Каргалыга» первым отверг эти нежности, взлетев на Поцелуйчик прыжком похожим на орлиный взлет. Ход Хомутик-Поцелуйчик следует считать надежным, относительно безопасным маршрутом свободного лазанья для лазающих столбистов 9 категории сложности.
Подъем Помидором на ДедаПравее – восточнее начинается лаз Лунный Проспект, пересекающий справа налево, с востока на запад трассу Хомутика-Поцелуйчика буквой икс. Лаз состоит из двух неравноценных частей: с земли трудная, рискованная откидка Лунный, пересекающая лицо Второго (более восточного) Деда и далее к вершине совсем простенький Проспект. Иксообразная связка маршрутов Хомутик-Поцелуйчик и Лунный Проспект позволяет комбинировать ножницы маршрутов-соседей.
В 1990-ые годы выпуклый овал сиенитовой отдельности Второго Деда и пересекающую его диагональ Лунного почему-то стали величать Помидором, вероятно в угоду голодным временам. Лунный опасный, рискованный лаз высшей 11 категории сложности.
Самый легкий, но опасный лаз Катушка начинается, как и вышеперечисленный, с юга, легким, ступенчатым подъемом на восточное плечо Деда. Обогнув полуокружием вопроса восточную часть головы Деда, маршрут выходит на северную, затылочную стену в ее верхней трети. Решающим фактором риска является то, что, сделав первый шаг с плеча на катушку, оказываешься над 25-метровым обрывом.
Катушки на ДедеПосле гибели здесь в 1970 году двадцатилетней Галины Дрогуль лаз стали называть Дрогулевские Катушки. Друзья Галины в скорбном умопомрачении с непонятной целью зацементировали карманы и лунки на Катушке, значительно усложнив маршрут.
В 1995 году, уже по первому снегу, на восточном плече Деда стояло 120 студентов геофака пединститута, слушая лекцию преподавателя В.Дюкова. Пробившись через плотные ряды студентов, неизвестный парень с девушкой, в туфлях с каблуками, как говорится, ломанулись на роковую катушку. Уже на самом верху скальной покати, оба враз сорвались и улетели мимо географической аудитории вниз по северной стене. Девушка разбилась насмерть, словно бы переломившись о наскальную березу, а изрядно побитый парень, выжил. Катушку, впрочем, более не переименовывали. Лаз следует считать опасным 10 категории сложности.
Западнее Дрогулевских Катушек от подножия северной стены к подвершинному Поцелуйчику проложен длинный, сложный и опасный лаз Дикие Катушки. Лаз является коллективным творчеством двух разных компаний столбистов разделенных двумя десятилетиями.
Верхняя вершинная часть Диких Катушек была освоена в 1959 году молодыми альпинистами из избы «Медичка» В.Милько (погиб на пике Победы на Тянь-Шане), В.Ушаковым, А.Долиным. Через 16 лет спартаковцы из избы «Сакля» Г.Карнаухов, Н.Волжанин, В.Корольчук, А.Ферапонтов расчистили и освоили нижние 25 метров стены, связав суперлаз воедино. Сорокаметровые Дикие Катушки являются наиболее опасным и сложным из лазов Деда и относятся к предельной 12 категории сложности.
Западнее Диких Катушек северную стену прочерчивает по вертикали самый легендарный из лазов на Деда – Большой Шалыгинский. В названии маршрута увековечена столбистская династия Шалыгиных, давшая четыре поколения скалолазов.
Беляк Иван ФилипповичОснователем династии был потомственный казак Михаил Семенович (1878 г.р.), начавший ходить на Столбы еще в XIX веке в Чернышевскую избу. М.С. дружил с А.Л.Яворским, входил в Первую Каратановскую компанию. Позднее избирался атаманом Красноярской казачьей станицы и церковным старостой. Был расстрелян 26 октября 1937 года в 24 часа якобы за контрреволюционную деятельность.
Сыновья: Василий (1907 г.р.), Александр (1910 г.р.) также были столбистами. С 1924 года стали ходить на Столбы младшие сыновья Алексей (1912 г.р.) и Константин (1916 г.р.). Алексей и Константин вошли в компанию «Перисты», строили Вторую и Третью «Перушку», активно сотрудничали в столбистском обществе «Беркуты» (1946-48-ые годы).
Внук Анатолий Алексеевич – известный альпинист и чемпион скальных соревнований. Был чемпионом первенства СССР по свободно выбранному (по фотографии) маршруту, где победил и «скального тигра» М.Хергиани и 10-кратного чемпиона страны красноярца В.А.Зырянова. Чемпион первых соревнований на приз Е.М.Абалакова (1964 г., домбайские связки) и вторых (1965 г., индивидуальное лазанье). В числе первых дважды прошел южную стену пика Коммунизма. Правнук Алексей Анатольевич – постоянный участник международных соревнований по скалолазанию, умудрившийся без виз объездить всю Европу.
Вот как описывает Большой Шалыгинский лаз на Деда один из его авторов К.М.Шалыгин в 1988 году: «Одним из самых трудных ходов на Столбы считается «шалыгинский», недоступен он даже для многих опытных столбистов. Лазят этим ходом лишь смелые и наиболее одаренные столбисты. Здесь два трудных участка: начало, если не воспользоваться растущим здесь деревом, и выход на вершину. Для подъема нужно преодолеть шестисантиметровую узенькую полочку, круто поднимающуюся вверх. Полочка настолько мала, что при малейшей неосторожности можно упасть в пропасть. Когда ползешь по полочке, внизу видны только верхушки деревьев, впечатление неприятное – бездонная пропасть и маленький человек над ней. Лезть в этом месте приходится на животе, заклинивая правую руку в небольшую щель между камнями, а левой упираться в край полки, чтобы не свалиться с нее. Упираясь носком правой ноги в расщелину, двигаешь тело вверх на пять-шесть сантиметров и так пока не преодолеешь эти метры.
Сложность подъема заключается еще в том, что ничем нельзя помочь лезущему – ни кушаком, ни страховкой снизу. Успех подъема зависит только от опыта самого столбиста, нужно преодолеть самого себя, страх, боязнь – и победа будет сопутствовать вам. Спуск по этому ходу несколько проще».
Основатель избы Беркуты Н.Д.Леушин (Паленый)История знаменитого лаза, а точнее его предыстория, связана с еще несколькими известными в столбизме именами. В 1916 году северную стену Деда дважды покорял сильнейший первопроходец всех времен Н.Д.Леушин из компании «Беркуты». В 1919 году совсем еще мальчишками поднялись по северной стене Деда, где как им казалось, никто еще не лазил, Е.М.Абалаков и Д.Н.Оводов.
В 1921 году лаз по северной стене прошли в парном лазании два брата Безнасько. Братья Безнасько имели под Дедом собственную избушку «Безнаськовская» и известны как первые серьезные наставники в скалолазании братьев Абалаковых и Д.Н.Оводова.
К.М.Шалыгин утверждал, что где-то в 1930 году на Деда с севера поднялся столбист Купец из компании «Перисты». Все эти легендарные восхождения так и остались легендами.
Такова судьба разовых прохождений тыльных, северных стен, находящихся в стороне от обзорных точек и основных троп. Как правило, не было свидетелей, не находилось и последователей. Маршруты не расчищались, и незначительные следы героев зарастали лишайниками забвения за одно дождливое лето.
Не следует забывать, что столбизм – стихийное народное движение, не имеющее писаной истории и во все времена подвергавшееся травле властей и прислуживающих им псевдоученых. В обстановке, где каждая компания столбистов варилась в своем собственном соку, неудивительно, что многие события имели несколько толкований.
Так и легендарный лаз по северной стене Деда довольно долгое время был известен под двумя названиями: Северный и Шалыгинский. После открытия Алексеем Шалыгиным сложного горизонтального перехода с восточного плеча по северной стене Деда, названного Малый Шалыгинский, Северный лаз получил отличающий титул и стал называться Большой Шалыгинский.
ДедЗатылок Деда осваивали младшие браться Алексей и Константин Шалыгины, ходившие на Столбы с 1924 года. В 1932, году имея уже 8-летний опыт скалолазания, вооружась металлическим скребком, братья вышли на штурм северной стены. Старший по возрасту и более сильный как скалолаз Алексей шел вторым, поддерживая и подстраховывая снизу более легкого Костю, расчищавшего путь скребком.
Позднее К.М.Шалыгин вспоминал, что вся линия маршрута была покрыта серым лишайником, выделявшимся на основном черном фоне покрывавшего стену ушастого мрак-лишайника Ризофора. Полоса серого на черном фоне ясно указывала на то, что здесь уже кто-то пролазил-продирался сквозь первозданную черную шкуру утеса. Как правило, полосы первопрохождений зарастают в зависимости от условий (высота, влажность, экспозиция) растениями других цветов: белым, серым, зеленым.
На ключевом, подвершинном карнизе на затылке Деда, Костя уронил скребок и вынужден был воспользоваться кушаком, сброшенным с вершины Б.Бастрыкиным. Алексей выбрался самостоятельно. Новый лаз пришелся по душе братьям. Раз за разом приходили они сюда, пока не расчистили основательно трассу лаза, научились надежному подъему здесь, а позднее и спуску.
Потом грянула Вторая мировая война, оставившая Алексея без руки. Отважный столбист и с одной рукой поднимался самостоятельно на страшную Митру, на родные Перья, но по своим фамильным лазам на Деда после войны не захаживал.
В документах столбистского общества «Беркуты» есть запись, что 14 июня 1947 года впервые после войны поднялись Северным лазом на Деда Б.К.Бородушкин, К.М.Шалыгин и К.Кириллов. В 1950 году на трассе Большого Шалыгинского лаза на Деде был проведен первый чемпионат Красноярска и Красноярского края по скалолазанию по правилам Федерации альпинизма СССР. Чемпионами города стали Юрий Юсев и Вероника Гудвиль, чемпионами Красноярского края – учительница Тамара Беспрозванных и врач Анатолий Гладков.
Геометрия мрачной северной стены Деда, имеющая общий положительный уклон и падающая в крутой заросший косогор, позволяет если и не уцелеть, то хотя бы выжить после падения на глубину до 50 метров (учитывая и падение по косогору).
Очень важно при срыве не оторваться от линии скалы и не начать подобно твердому предмету с ускорением ударяться об уступы и выступы. В тормозящем падении-скольжении тело человека, сравнительно плавно переваливаясь через скальные зубодробилки, выбрасывается на густо заросший уклон косогора.
Многие зависит от личного везения, веса тела, прочности его живого каркаса. Большое значение имеет боевой экстаз – знаменитый «казачий спас», позволявший предкам полуобнаженными прорубаться сквозь ряды латников. Опыт показал, что с боевым экстазом у мирных столбистов даже перебор случается.
В эпоху массового столбизма, в культуру костров, палаток и всеобщей чистоты, остановилась под северной стеной Деда группа туристов из «братской» Эстонии. Столбы в те поры были густо населены, а тут в 100 метрах от главной тропы пусть и крутовато, но тихо: ни людей, ни кострищ. Дети домовитых хуторян успели уже и костер запалить и воду нагреть, как вдруг…
В небе над головой раздалось зловещее шуршание, переходящее в свист. Что-то покатилось стремительно из-под скалы, и в костер влетел человекообразный вихрь. Все встало дыбом, взлетели вверх: пепел, искры, раскаленные угли, пылающие дрова, фонтаны горячей воды. Человек-вихрь остановился, лишь угодив ногой в последнее ведро с кипятком.
Он тут же вскочил на ноги со скоростью ошпаренного, весь в крови и пепле. Схватив пылающую головню, злой скальный дух начал лупить огненной дубиной очень быстро всех подряд, вопя со слезной обидой в голосе: «Всех замочу, негритосы сраные! Людоеды, волчары, да я еще не убился, а вы уже меня варить?»
«Братья»-прибалты уже не чаяли увидеть родные песчаные дюны, но неистовый горный дух вдруг выронил карающий меч столбизма, покачнулся и сник на траве.
Сверху стремительно примчалось несколько странно полураздетых существ, видимо той же породы. Щедро раздавая пинки и оплеухи, похожие на кинопиратов существа вырвали у роскошной блондинки фамильное одеяло и, завернув в него затихшего собрата, помчались почему-то не к главной тропе, а вниз по склону в самую чащу леса. Уже на бегу один из демонов оглянулся и пригрозил: «Костер водой залейте, а то вечером вернемся – худо будет!»
Году в 1959 сорвался с затылочной полки Деда столбист Гладиатор из избы «Сакля». Плотный, шаровидный, оплетенный рельефом спартаковских мышц парень так далеко закатился в кусты северного склона, что друзья его не враз отыскали. Гладиатор оказался жив хоть и очнулся лишь в городе в палате ДОКовской больницы. Достоверно известно пять случаев падения человека на северной стене Деда: обе сорвавшиеся девушки разбились насмерть, все трое мужчин остались живы.
В западной части южной стены проходит предельно сложный маршрут по нависающему внутреннему углу через правое (западное) Ухо Деда. Здесь дважды проводился чемпионат Красноярска по спортивному скалолазанию, где большинство спортсменов не смогли преодолеть скалу даже с верхней страховкой. Известен короткий сложный лаз «Теплушка на Губу Деда» проложенный в 1977 году В.К.Теплых.
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна