Риск во имя чего?

Письмо в редакцию

Красноярские Столбы — воистину чудо природы. Они привлекают и восхищают туристов, художников, спортсменов-скалолазов и просто любителей природы. Край причудливых скал — излюбленное место отдыха красноярской молодежи.

У скал — легендарное прошлое. Здесь до революции рабочие собирались на нелегальные сходки и маевки, и на неприступной стене кто-то с риском для жизни начертал красной краской слово «свобода», которое так и не смогли стереть жандармы. В гражданскую войну неизвестный смельчак поднял красный флаг над скалой «Большой беркут». Добраться до флага колчаковцы не смогли: расстреливали пулями.

А в наши дни столбы знамениты своими замечательными скалолазами. Еще школьниками приходят сюда ребята, чтобы с помощью опытных наставников изучить хитроумные ходы, ведущие к вершинам скал. На красноярских Столбах начинали свой спортивный путь выдающиеся, советские альпинисты — братья В. и Е. Абалаковы, В.Чередова, В.Рубанов, Г.Карлов, В.Светлаков, В.Беззубкин, С.Прусаков и многие другие.

И нет ничего удивительного в том, что популярный молодежный журнал «Юность» решил рассказать о легендарных каменных исполинах, опубликовав в десятом номере за прошлый год небольшой, ярко написанный очерк А.Бермана «Столбы, Столбы...». Автор пишет о столбах, о покорителях грозных скал, так называемых «столбистах». Но, живописуя красоты природы, восхищаясь многочисленными подвигами завсегдатаев столбов, автор волей-неволей призывает молодежь, как мне кажете я, к бездумному, ничем не оправданному риску.

«Этим летом я пoбывал на Столбах, чтобы вновь испытать яркое чувство риска, идя по скалам без веревки», — так начинает свой очерк А.Берман. «И хотя живя без риска, мы невольно возвеличиваем обыденность, но, определенно есть у человека неосознанное стремление к риску», — продолжает он далее.

Насчет «неосознанного стремления» автор бесспорно прав. С каждым годом все больше туристских групп, в том числе и «диких», отправляется в горы, в белое безмолвие тундры, пускается в опасное плавание на плотах по порожистым рекам... Естественно стремление молодежи, особенно городской, испытать себя в трудных условиях, закалить свой характер. Такая закалка пригодится в будущем, в ситуациях, когда риск бывает необходим. А он бывает необходим и на границе, когда нужно задержать нарушителя, и в научной лаборатории, да и в любом другом деле. Без риска не было бы многих открытий в науке, в технике, в космических исследованиях, в медицине. Рискуют, спасая человеческую жизнь в горах, в пламени пожара, в бушующем океане. Рискуют, конечно, и альпинисты. В 1933 году, например, сильнейшие советские восходители впервые штурмовали высочайшую вершину страны — пик Коммунизма. После многодневного штурма перед неприступной вершиной остался лишь один спортсмен — Евгений Абалаков. Остальные отстали на бесконечно трудном пути. Успех всей экспедиции решал Евгений. И он рискнул — пик был покорен. А разве не рисковали Пири, Скотт, Амундсен, покорители Джомолунгмы Тенцинг и Хиллари и многие, многие, многие другие? Да, все они рисковали, рисковали сознательно, во имя благородной цели. Но этот риск, конечно же, не имеет ничего общего с бравадой, с риском ради риска.

А, что же пишет автор очерка «Столбы, Столбы...»?

«Раньше не было страшно (лазить по столбам. — А.П.), а веревка появилась — теперь страшно... Нас испортила веревка... Эх, испортили нас эти мастера-альпинисты», — говорит одна из героинь очерка.

Или: «Мы спускаемся с Первого столба ходом „Вопросик“. Седой впереди показывает мне ход. Вот здесь и есть вопросик: нужно спрыгнуть вниз на небольшой выступающий камень. Устоишь или нет? Виден обрыв, до самой земли и маленькие фигурки людей».

«Это случилось мгновенно. И в этот раз не успел я запротестовать, как уже вижу подошвы его галош... И он уходит от меня вниз головой, по крутой наклонной плите, обрывающейся в пропасть».

«Седой говорит, сидя рядом со мной: „Вот отсюда уже точно смерть, никаких ему случайностей“. Художник виден нам по пояс. Он расслабляет руки, он глубоко дышит, он стоит в трех метрах от нас... Седой перестал рассказывать и ждет. Художник нашел зацепки, толкнулся, перелез через камень, сел с нами рядом и спросил: — А отчего руки трясутся: от страха или от напряжения?»

И наконец: «На спор столбисты ходят с завязанными глазами». Чем не старая гусарская игра, когда в барабане нагана один патрон, и все на cпop пo очереди стреляют себе в висок?

Очерк «Столбы, Столбы...» обсуждался на расширенном заседании президиума Федерации альпинизма СССР и был единодушно осужден.

Мы вовсе не против того, чтобы молодые люди подвергали себя опасностям, риску, отправляясь в горы, в трудные походы. Мы против лихачества, граничащего с авантюризмом, против легкомыслия, оборачивающегося трагедиями. Автору этих строк и многим его товарищам, посвятившим свою жизнь альпинизму, не раз приходилось беседовать с убитыми горем родителями, потерявшими в горах сына или дочь. И безумно тяжело объяснять в таких случаях, что человек погиб по собственной вине (а это, как правило, так и бывает), пренебрегши той самой страховкой и веревкой, над которой язвительно насмехается и, я не побоюсь этого слова, издевается А.Берман. Зачем?

И в заключение прошу прощения за еще одну цитату:

«Он... ходил по скалам с великой небрежностью, с гитарой спускался сложными ходами вниз головой. На „Коммунар“ (название столба. — Д.П.) он залезал с самоваром, с дровами, раздувал самовар голенищем, жарил блины и не каждый мог зайти к нему в гости, хотя он приглашал всех. Говорят, он широкий души человек, любому мог отдать все, что у него было. Он ходил рабочим в экспедиции и, возвращаясь на столбы, покупал ящик с водкой и поил всех... Потом он подолгу жил на столбах, собирал грибы, ягоды».

Слов нет, своеобразные понятия у автора о широте души.

В своем письме в Федерацию альпинизма СССР по поводу очерка А.Бермана Красноярский горком ВЛКСМ дает характеристику многим «героям» очерка и в том числе и тому человеку, о котором идет речь. Из этого письма видно, что на красноярских Cтолбах, к сожалению, свили себе гнездо тунеядцы, порой люди с уголовным прошлым, которые устраивают на скалах попойки, существуют за счет того, что вымогают у туристов продукты. С ними ведут непримиримую борьбу комсомольские оперативные отряды милиции. Так зачем же этих людей превращать в героев?

А.ПОЛЯКОВ,
мастер спорта СССР
«Комсомольская правда», 3 февраля 1970 г.

Материал предоставлен Т.П.Севастьяновой

Предоставлено →
Севастьянова Татьяна Петровна

Другие записи

Голос безмолвия
Заметки, которые я хочу предложить сегодня читателю, не претендуют на роль серьёзного аналитического обобщения. Это по существу попытка связать воедино несколько любопытных фактов, накопившихся в моём журналистском блокноте при работе над серией очерков, которые объединены темой «человек в экстремальных природных условиях». В течение пятнадцати лет мне довелось...
Избы-призраки
Сегодня мы начинаем публикацию рассказов-воспоминаний легендарных «столбистов» 60-х, 70-х годов. «Грифы», «Нелюбовка», «Скифы»... — до сих пор коренные жители Красноярска вспоминают названия изб-компаний, которые давали избушкам их постоянные обитатели. В сентябре 1972 года местными властями была произведена вполне нормальная для тех времен акция. В одну ночь,...
Тропы к горным вершинам
Сорок лет назад мир был потрясен сенсационным сообщением. Трое советских альпинистов совершили восхождение на считавшуюся неприступной вершину Кавказа — Дых-Тау. Телеграфные аппараты на всех языках отстукивали незнакомые доселе фамилии бесстрашных спортсменов, среди которых была женщина. Многие специалисты сомневались: — Женщина на вершине Кавказа? Это невероятно....
Владимир Каратаев намерен вернуться в Гималаи
Земляки Многие из нас помнят, как пять лет назад житель Дивногорска, заслуженный мастер спорта по альпинизму Владимир Каратаев вместе с харьковчанином Сергеем Бершовым совершил уникальное восхождение на четвертую по высоте вершину планеты — гималайский пик Лхоцзе (8516 м). Маршрут, выбранный командой из нашей страны, оставался одной из наиболее сложных...
Обратная связь