Яворский Александр Леопольдович

Переписка А.Л.Яворского с Институтом истории, филологии и философии СО РАН СССР

Дорогой товарищ!

Как много в жизни каждого человека есть неповторимого, что бывает только с ним и больше ни с кем, как много интересного и поучительного происходит с каждым из нас на жизненном пути! Особенно, когда уже прожито немало лет, когда есть на что оглянуться и о чем вспомнить. Но, к сожалению, в повседневной текучке мы как-то не задумываемся над этим, не записываем поразивших нас событий, не делаем словесных зарисовок портретов друзей и спутников жизни, людей, с которыми довелось учиться и работать. И только потом, разглядывая за пеленой лет прошедшее, понимаем, какай бесценный материал жизненных наблюдений потерян безвозвратно...

Впрочем, безвозвратно ли? А что если сесть, на минутку закрыть глаза, задуматься... Постепенно в памяти начнет оживать прошедшее, быстро побегут воспоминания, и одна за другой сцены многолетней давности возникнут перед Вашим мысленным взором. Для Вас воспоминания — только Ваш личный документ, в чем-то глубоко интимный, в чем-то трагичный, в чем-то радостный. Но собранные воедино воспоминания многих современников — уже коллективный документ, так или иначе характеризующий эпоху, оценивающий события, рисующий портрет современника. Дневники живых свидетелей событий помогают восстановить ход истории, характерные особенности исторического процесса, воссоздать психологические и социальные особенности поколения, класса, общественной группы.

Вот почему, когда в секторе истории советского общества Института истории, филологии и философии и на кафедре истории гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета начали исследования, связанные с изучением социальной структуры населения, истории классов и отдельных социальных групп в Сибири, в частности, с историей сибирской интеллигенции, то сразу же решено было обратиться за помощью в сборе материалов к представителям старшего поколения сибирских интеллигентов.

Обратитесь к своей памяти, товарищ! Постарайтесь вспомнить все, что шло рядом с Вами в годы Вашей молодости и зрелости. Ваши мемуары, как и мемуары других Ваших сверстников, помогут восстановить неповторимый колорит эпохи, начавшейся в 1917 г. и завершившейся перед вторжением фашистских полчищ в нашу страну. 1917-1941 гг. — вот период, который сейчас интересует нас. Если Вам почему-либо трудно или недосуг написать подробно воспоминания — остановитесь на отдельных периодах, фактах, оценках, наблюдениях.

Ваша помощь нам будет как нельзя более кстати еще и потому, что, если воспоминания участников социалистического строительства очень редки вообще, то в отношении Сибири мы сталкиваемся почти с полным отсутствием опубликованных мемуаров.

Мы обращаемся к Вам как представителю интеллигенции 20-30 гг. с просьбой поделиться Вашими воспоминаниями. Для того чтобы как-то помочь в этой работе, мы предлагаем Вам в качестве ориентира вопросник, который, однако, вовсе не обязателен. Если он Вам понадобится, пользуйтесь им, если же удобнее будет писать совсем в другом плане — пишите так, как хочется. Если Вам покажутся иные вопросы неудачными, то просим указать на них, чтобы в дальнейшем улучшить анкету. Будем также благодарны за советы и предложения по организации данной работы.

Полученные от Вас мемуары /в виде рукописи или машинописи/ будут храниться в архиве Института истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР и представляться в пользование научным сотрудникам, представителям вузов и студентам. Не исключена возможность публикации мемуаров. В этом случае мы обязательно согласуем этот вопрос с автором.

Наш адрес: Новосибирск, 90, проспект Науки, 17, Институт истории, филологии и философии, сектор истории советского общества.

Руководитель работы, заведующий сектором истории культурного строительства,
доктор исторических наук, профессор
В.Л.Соскин

Примерные вопросы для работы над воспоминаниями

Семья и школа

1. Фамилия, имя, отчество. Кем и где работаете в настоящее время.

2. Место и время рождения. Социальное происхождение. Кратко о родителях, семье, условиях воспитания.

3. Школьное образование. Где и что окончили, тип школы.

4. Если окончили школу при Советской власти, то каковы Ваши воспоминания:

а) об учителях, их профессиональной подготовке, политическом лице, мировоззрении, отношении к общественным вопросам;

б) о характере учебного процесса, методике, учебниках, программах, планах, решении проблемы политехнизации школы, постановке атеистического, эстетического, интернационального воспитания;

в) о месте и содержания общественной жизни в школе, роли комсомола, пионерской организации, детского самоуправления, развитии внеклассной и внешкольной работы.

Ваше мнение о школе 20-30-х годов в целом, жизни и воспитании детей и юношества.

Учеба на рабфаке, вузе

5. Учились ли Вы на рабфаке, подготовительных курсах. Где, когда,

Характер обучения, условий жизни. Расскажите о запомнившихся преподавателях, товарищах, специфике Вашего учебного заведения.

6. Какое высшее учебное заведение и факультет окончили, когда.

Характер учебного процесса, методы обучения, связь с производством. Положительные и отрицательные стороны постановки учебной работы.

7. Расскажите /конкретно/ о своих преподавателях, их взглядах и настроениях, научной квалификации, приемах преподавания, отношения к студентам, общественным организациям. Какова дальнейшая судьба названных педагогов.

8. Поделитесь Вашими воспоминаниями об особенностях студенческой жизни и быта, материальных условиях и обстановке.

9. Каковы были место и роль партийных и комсомольских организаций в вузе, деятельность других общественных организаций, студенческого самоуправления, научных кружков.

10. Что Вы можете сказать о настроениях различных групп студенчества, о диспутах, общественной работе, культурных мероприятиях, круге чтения, шефстве над деревней, Красной Армией и т.д.

11. Ваше общее мнение о высшей школе 20-30 гг., ее месте в Вашей жизни, роли в жизни страны и строительстве социализма.

12. Каков Ваш жизненный путь после окончания вуза /кратко, основные вехи/.

Трудовая деятельность

13. Расскажите о своей работе на наиболее интересных с Вашей точки зрения предприятиях /учреждениях, организациях/, о характере и формах деятельности интеллигенции, участии в изобретательстве, рационализации, научной работе.

14. В чем выражалась деятельность общественных организаций предприятий среди специалистов. Роль секции ИТР при профсоюзах, секции ВАРНИТСО.

15. Какова производственная и общественная роль интеллигенции на этих предприятиях. Не вспомните ли отдельных руководителей администраторов, ученых и рядовых работников /инженеров, врачей, учителей, деятелей искусства/, чья деятельность и жизненная судьба была наиболее типичной для данной группы интеллигенции. Где они сейчас. Если возможно, сообщите их адрес.

16. Какие общественно-политические события 20-30 гг. оказали на Вас и Ваших коллег наибольшее влияние и почему. Расскажите о наиболее характерных событиях местной жизни, также отразившиеся на развитии Ваших взглядов и представлений.

17. Можете ли Вы рассказать о тех советских, партийных, общественных деятелях, которые наиболее тесно были связаны с интеллигенцией /выступали с докладами и т.д./, оказывали на нее особое влияние, пользовались популярностью. Каковы были методы их работы.

18. Особенности быта интеллигенции 20-30-х гг., материальное положение /зарплата и пр./, использование свободного времени, культурные развлечения и т.д.

19. Имеете ли Вы материалы исторического значения /документы, фотографии/. Могли бы Вы предоставить их в распоряжение ученых для научной работы или разрешить переснять копии. Как это можно было бы сделать.

20. Ваш почтовый адрес, телефон.

БЛАГОДАРИМ ЗА ПРОДЕЛАННУЮ РАБОТУ,
ЖЕЛАЕМ ВАМ ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ,
БОДРОСТИ, ДОЛГИХ ЛЕТ ЖИЗНИ!

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.367

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Красноярская мадонна. Второй Столб. Ход Свобода
( Эта глава написана совместно с Юлией БУРМАК и Сергеем СЕНАШОВЫМ ) Ход Свобода — пестрая смесь из сложных и простых участков. В целом относится к ходам седьмой категории сложности. И.Ф. Беляк в 1951 году писал : «В 1899 г. ход от отвесной стены, названный впоследствии...
Плакат об ограничениях на заповеднике "Столбы". 1930 г.
Ломка и сбрасывание камней, выбивание ступенек. Рубка леса, кустарника. Сбор цветов, грибов, ягод, шишек, черемши, серы. Сдирание коры, обнажение камней от растительности. Выкапывание для посадки. Всякая охота, ловля и разорение гнезд. Писание и делание каких бы то ни было надписей на дереве, коре, камне и избах. Вытаптывание травы. Засорение...
Столбистские истории. Трижды на Митре…
Первый раз я был на Митре с Колей Молтянским в начале июня. Залезли мы по ходу «Уголок» при ярком солнце, в одних рубашках. Сидим наверху, греемся, любуемся окрестностями. Вдруг подошла туча, и повалил снег. Стало холодно. Решаем переждать снег, а...
Край причудливых скал. 8. Скалолазание в послевоенные годы
В воскресенье, 22 июня 1941 года, за слободой «III Интернационала» проводился молодежный кросс, а на «Столбах» было массовое гулянье. Вечером в субботу группа скалолазов ушла на «Развалы» и вернулась через «Седловой» только в понедельник. Война круто изменила весь распорядок жизни. Большинство «столбистов» было мобилизовано в Советскую Армию. Часть их попала в горно-истребительные батальоны, успешно...
Обратная связь