Попов Юрий Георгиевич

Горы на всю жизнь. Каменная сказка. 1

...Было это в глубокой древности. Жил в Сибири своенравный могучий царь Енисей. На гордо поднятой голове носил он прекрасную ледовую корону Саян.

Много дочерей имел Енисей, но самыми прекрасными были Базаиха и Лалетина.

Однажды приехал к царю со свитой богатырь князь Такмак сватать Лалетину. А Енисей хотел выдать Базаиху — старшей она дочерью была. Но наотрез отказался князь Такмак от такой невесты — слишком уж сварливой и капризной слыла она.

Рассердился тогда царь Енисей и, поднявшись во весь свой богатырский рост, сказал: «Коль так — быть тебе, князь Такмак, и всем твоим богатырям каменными столбами. Сделаю я своих дочек речками, и будете вы стоять подле них веки вечные».

Сказал — и так свершилось. Но слишком высоко к солнцу поднял свою гордую голову царь. Растаял от солнца его ледяной шлем, и сам Енисей превратился в могучую реку...

Так о происхождении «Столбов» рассказывается в народной легенде, обработанной известным красноярским писателем Николаем Станиславовичем Устиновичем 1 .

Красноярск, Енисей, «Столбы»... Для красноярцев это привычные с детства названия.

Неповторима природа заповедника «Столбы». На сотни километров распростерлась сибирская тайга. И среди вечнозеленого моря — гряды причудливых скал, сказочных каменных изваяний, напоминающих своими очертаниями то огромную голову седобородого старца, то неприступную средневековую крепость, то перья гигантской птицы, обронившей их в стремительном полете.

Раскаленная магма, прорвав миллионы лет назад толщу земной коры и вырвавшись на свободу, застыла в удивительных по конфигурации сиенитовых выходах. Словно отлитые из металла, монолитные непоколебимо стоят эти скалы — искуснейшее творение природы. И верится с трудом, что это она, а не резец гениального скульптора, трудилась над каменными громадами, придавая им многочисленные по разнообразию формы. Человек, побывавший здесь хотя бы раз, на всю жизнь сохранит в памяти эти места...

Окрестности Красноярска справедливо считаются живописнейшими в Сибири. В.И.Ленин, находясь в Красноярске, перед отъездом к месту ссылки в село Шушенское в письме от 17 апреля 1897 года сообщал родным: «Здесь окрестности города по реке Енисею напоминают не то Жигули, не то виды Швейцарии. Я на днях совершил несколько прогулок (дни стояли тут совсем теплые и дороги уже высохли), которыми остался очень доволен» 2 .

Общеизвестны высказывания о Енисее, окрестностях Красноярска, «Столбах» А.П.Чехова, останавливавшегося в городе в 1890 году проездом на Сахалин. Любил «Столбы» за их удивительную первозданность наш великий земляк В.И.Суриков: «Видел я Альпы швейцарские и итальянские, но нигде не видел такой красоты, как эта, наша сибирская!» — говорил он друзьям 3 .

Профессор Н.Н.Баранский, автор крупнейших трудов по географии, писал: «Как замечательный уголок природы с единственным в своем роде ландшафтом, оставляющем о себе впечатление на всю жизнь, — красноярские „Столбы“ прославлены не только по всей Сибири, но и далеко за ее пределами» 4 .

Гряды причудливых сиенитовых скал, получивших местное название «Столбы», не одно столетие известны людям.

Ученые предполагают, что впервые люди появились на «Столбах» в 70-80 годах XVIII столетия, т.е. значительно позже основания Красноярска (1628 год). Возможно, отдельные охотники заходили сюда и раньше.

Прошли годы, и недоступные когда-то вершины оказались покоренными. А ученые определили их природу, происхождение и возраст.

В 1884 году, охотясь по речке Лалетиной, вышел к «Первому столбу» писарь Красноярской губернской управы Александр Семенович Чернышев.

Осенью 1885 года, уже по снегу, на «Столбы» попадает приятель Чернышева, охотник Николай Иванович Суслов.

Чернышев и Суслов вместе посещают «Столбы» в 1886 году. Теперь по хорошо известной тропе они выводят к «Первому столбу» целую компанию любителей природы.

Так, с конца 80-х годов прошлого века «Столбы» становятся местом прогулок красноярцев. В это время многие скалы получают названия, их вершины покоряются смельчакам.

Наконец, в 1892 году около «Третьего столба» компания А.С.Чернышева строит первую избушку. О походах на «Столбы» своего отца, строительстве избушки, об организации компании, которая увлекалась скалолазанием, рассказывает в дневнике сын Александра Семеновича — Леонид Александрович Чернышев, тогда семнадцатилетний юноша, впоследствии известный красноярский архитектор 5 .

А.С.Чернышев и его товарищи первыми начали осваивать и покорять основные скалы, прокладывать тропы, открывать все новые лазы, присваивать скалам и лазам названия.

Они же выработали и первые приемы скалолазания, которые постепенно совершенствовались и послужили основой для сегодняшнего спортивного скалолазания.

А тогда участники восхождений на «Столбы» получили местное название «столбисты», а само лазание по скалам — «столбизм».

«Столбизм» и скалолазание, в современном его понимании — скалолазание спортивное, не одно и то же. Началом спортивного скалолазания считается 1947 год, когда впервые в советской и мировой практике альпинизма были проведены на Кавказе соревнования по скалолазанию 6 . Но лучшие столбисты впоследствии стали и лучшими скалолазами-альпинистами.

В связи с этим уместно обратиться к очерку «Красноярские скалолазы» Е.Д.Симонова — известного спортивного журналиста (его называют летописцем советского альпинизма):

«Скалолазание (в Красноярске — Ю.П. ) стало поистине народным спортом, со своей техникой, своими обычаями, своеобразной этикой...

„Столбы“ — не только своеобразный стадион скалолазов: здесь изучается родословная сиенита, идут наблюдения за флорой, фауной, своеобразным климатом Куйсумского плоскогорья. Но, конечно, для красноярцев, а впрочем, и для всех советских людей, которые приезжают сюда из Прибалтики, Карпат, с Камчатки, „Столбы“ — это прежде всего школа, вернее, академия скалолазания.

...Технику красноярцев надо признать поистине виртуозной. Недаром питомцы этого орлиного гнезда Евгений и Виталий Абалаковы, видавшие лучших скалолазов Европы, считали школу столбизма не только самобытной, но и предельно высокой по спортивному классу. „Столбы“ — великолепнейшая школа альпинизма» 7 .

____________________

1 Сборник «Енисей в стихах и легендах» (Из материалов собирательницы сибирского фольклора М.В.Красноженовой). Красноярск, 1940.

2 В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.55, с.31.

3 Н.Кончаловская. Дар бесценный. Красноярск, 1978.

4 «Красноярский комсомолец», 1975, 29 июня.

5 А.Л.Яворский и А.Н. Соболев. «Столбы». Красноярск, 1925.

6 И.И.Антонович. Спортивное скалолазание. М., ФиС, 1978.

7 «Огонек», 1948, № 40.

Ю.Г.Попов

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Попов Юрий Георгиевич
Севастьянова Татьяна Петровна
Севастьянова Татьяна Петровна
Ю.Г.Попов. Горы на всю жизнь

Другие записи

Сказания о Столбах и столбистах. Кто кого напугал?
Два друга, назовём их Большой и Маленький — подошли вечером к своей избе. Изба открыта. Похоже, в ней кто-то шевелится, а свет не горит. Решили пошутить. Давай кричать, стучать. — Бей, стреляй, держи! Даже самим страшно стало заходить в родную избу. Зайдёшь, а тебя поленом по голове. Вот Большой и толкнул Маленького...
Легенда о Плохишах. Заповедник
В далекие семидесятые, когда Советский Спорт вышел из-под прицела Советской Обороны, появились спортсмены, забывшие о своем военно-прикладном значении. Разом наплодилось столько разгильдяйной нечисти, хоть отбавляй. Нет чтоб с малокалиберкой и на лыжах в стан врага (сто километров за два часа) — они гоняют шарами в пинг-понг. Нет чтоб сто...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1905.
1905 год. Большевики организуют многочисленные митинги в укромных местах: на Гремячем ключе, под утесом Сторожевой, на Центральных Столбах. При возвращении с одного из таких митингов участников обстреляли представители власти ранив троих человек и убив слесаря ж.д. мастерских П.Чальникова. На одном из камней в Развале Четвертого появляется надпись-клятва «Убийцам никогда не простим...
Байки от столбистов - III. Случай в вытрезвителе (Байка от Виктора С.)
Не знаю, кто я в первую очередь: боец ОМОН или столбист. С одной стороны, мои погоны дают семье хлеб, а с другой — в Священном писании сказано: «Не хлебом единым жив человек», а потому душа моя и тело отдыхают лишь на Столбах. Но коли уж я мент, то ментовскую историю и расскажу. Хоронили мы на Бадалыке старого альпиниста; что-то...
Обратная связь