Край причудливых скал. 7. Возникновение массового туристского движения
Юность человеку дана только однажды. Все самое чистое, светлое и радостное связано с ней. «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом», — писал Н. В. Гоголь. Этот наказ не требовалось напоминать нашей, советской молодежи. Великие цели классовой борьбы породили великие действия людей. Разве можно, забыть кипучую творческую жизнь первых лет социалистической революции, положивших основание дальнейшему движению. Поэтому создаваемые на «Столбах» юношеские коллективы были совершенно иными, чем в дореволюционный период, и по образу жизни и по программе.
Отдельные «компании» пытались организовать «коммуны», где широкая, бьющая ключом общественная самодеятельность сочеталась с общей спайкой, порядком, организованностью и дисциплиной. Это они установили закон, поддержанный всеми:
«Оставленные в избушке или вне ее продукты питания, накрытые листом бумаги, с положенным сверху камнем — неприкосновенны, с двумя камнями — могут быть употреблены без разрешения хозяина. Оставленные у подножья утеса предметы туалета „столбиста“, если даже в пределах видимости нет их владельца, — неприкосновенны».
Авторитет коллектива и чувство взаимного уважения были настолько сильны, что за десятилетия в тайге не было ни одного случая, когда бы был нарушен этот наказ.
Это они писали в своем Уставе:
«История... не знает ни одного случая, когда бы попавший в беду на „Столбах“ во время опасного лаза был брошен или оставлен. Никакие аргументы и основания не могут служить оправданием для „столбиста“, допустившего при страховке на опасном лазе несчастный случай. Даже смертельный риск не должен остановить от немедленной личной помощи и выручки своего товарища».
Молодежь-комсомольцы внесли отдельным пунктом «Наказа» дело охраны природы:
-«Охрана природы есть дело повседневной активной деятельности, каждого любителя природы. Интересы науки и культуры требуют бережного отношения, умелого и расчетливого пользования природными богатствами, всемерно оберегая их от браконьерства и гибельного расточения... Они берут под свою защиту многообразный животный мир, запрещая охоту, ловлю птиц и зверей, и все места, связанные с историческим и революционным прошлым».
Отдельные коллективы «столбистов» в течение ряда лет добровольно несли лесную охрану. Благодаря этому опустошительные лесные пожары были в заповеднике значительно реже, чем в других местах Куйсумской тайги.
В 1923 году, по инициативе комсомольцев, начинают вытесняться из скал и пещер «камнежители» или «подкаменщики», устроившие десятки стоянок в утесах и около них: «Кумирня», «Голубые», «Печенеги», «Решето», «Старая Сакля», «Гнездо», «Вилла», «Вигвам», «Капелла», «Павианы»... Все сооружения в скалах были разрушены, стоянки перенесены в отдаленные места. «Камнежители» разбились по территории на две группы: одни стали строить шалаши и избушки в районе «Пыхтача» под «Первым Столбом», другие облюбовали участок за «Вторым». Так были образованы «Нижний поселок» Верхний выселок«.
Точного учета посещения заповедника не было, но и по неполным данным было видно неуклонное увеличение притока «столбистов». В 1922 году в этом районе было зарегистрировано около 3 тысяч человек, в 1923 — 7 тысяч, в 1924–8,5 тысячи, в 1925–15 тысяч, в 1927 — 18 тысяч, в 1929 — 18,5 тысячи, в 1930 — 14,6 тысячи, в 1933 — 6 тысяч, в 1935 — 10 тысяч.
Не ограничиваясь рамками заповедника, молодежь начинает выходить за пределы «Столбовского нагорья». С 1924 года стихийно развертывается туристское движение. Организуются походы на Ману, Сисим, в Белогорье. «Столбисты»-комсомольцы предприняли путешествие в Бнрюсинский район, затем в Таежный Урман, где ранее были обнаружены на скалах древние надписи эпохи неолита, совершает путешествие на лодках группа восьмиклассников первой ж.-д. школы в верховья Кана к величественному хребту «Пирамида».
Задолго до основания ОПТЭ (Общество пролетарского туризма и экскурсий) такие экскурсионно-туристские походы проводились в Красноярском крае довольно часто и пользовались большой популярностью. Особенно интересны и многообразны были путешествия работников губернского музея, привлекавшие к себе спортивную любознательную молодежь. Широкое развитие самодеятельного туризма поддерживалось и поощрялось красноярскими комсомольскими и профсоюзными организациями. Походы были особенно популярны в среде учащейся молодежи.
В этот период организуется несколько походов от станции Кача и Чернореченская по таежным ключам до реки Енисея. Наиболее крупными были путешествие от озера Байкал по Ангаре до Стрелки на Енисее, поездка учителей и учащихся школы Советского рудника Северо-Енисейского района по реке Вельмо и Подкаменной Тунгуске до Туруханска.
Внимание красноярского населения издавна было привлечено к многочисленным пещерам, разбросанным в разных местах. Исследование их началось еще в XIX столетии.
В 1920-х годах была известна нижняя часть пещеры за Дачным поселком, но ребята проникали и в верхний ярус ее. Впоследствии узкий проход завалился, и о существовании его было забыто. Через четверть века вновь посчастливилось обнаружить вход в эту часть пещеры. Таким образом, подтвердились многолетние слухи о наличии доисторической стоянки человека на этом месте. Даже поверхностное ознакомление с остатками материальной культуры в этой пещере свидетельствует о ее высокой научной ценности.
Недавно открыто несколько пещер в районе Караульного лога. Одна из них уходит в землю на много десятков метров. Они совершенно еще не изучены.
* * *
Сочетая туристские походы со скальным спортом, красноярская молодежь выработала своеобразные таежные правила. Среди скалолазов выдвинулись чемпионы, пользовавшиеся всеобщим признанием. Большинство популярных скалолазов было, впрочем, известно больше по прозвищам, чем по фамилиям. Традиция давать клички пришла из дореволюционного периода. Например, известную «столбистку» Качалову называли Кабаргой. Старики вспоминают также «Сойотского волка», работавшего кочегаром на железной дороге, но настоящей его фамилии не могут назвать.
С 20-х до 40-х годов новое поколение помнило «столбистов» — «Кэпа», «Осу», «Демона», «Лешего» и других, но опять-таки лишь немногие знали настоящие фамилии этих скалолазов. Сейчас эта традиция кличек отмерла.
Разъехавшись по районам края и за пределы Сибири, скалолазы обычно поддерживают связь с заповедником. Иной раз человек едет за шесть-семь тысяч километров, чтобы провести два-три дня на «Столбах». Находясь вдали от родного места, некоторые «столбисты» продолжают культивировать скальный спорт даже там, где, казалось бы, нет для него никаких условий. В 1932 году на Центральном прииске в Южно-Енисейской тайге учитель местной школы организовал из комсомольцев группу скалолазов и, выбрав обрывистый каменистый склон реки Удерея, каждый выходной день часами лазал со школьниками по сланцевым плитам...
Из среды красноярские «столбистов» вышли десятки прекрасных спортсменов и по другим видам спорта: по легкой атлетике, лыжам, боксу, гимнастике и альпинизму. Любовь к природе, к путешествиям определила для многих дальнейший жизненный путь и выбор профессии.
Красноярцы-«столбисты» братья Абалаковы в 1929 году вышли за пределы заповедника и совершили поход на Алтай, в 1931 году освоили хребет Дыхтау, поднялись на снежные гребни Кавказа, на ряд неприступных до этого вершин Памира, Тянь-Шаня и. Казахстана, еще через год траверсировали Безенгийскую скалу.
В 1933 году радио разнесло по всему миру известие о преодолении подъема чрезвычайной трудности: Е. Абалаков установил государственный флаг на высочайшей точке советской земли — пике Сталина.
Американские и английские альпинисты пытались не раз соперничать с советскими восходителями. Хорошо экипированные экспедиции, подобранные из скалолазов, имеющих широкую известность в буржуазном спорте, обещали успех. Капиталистическая печать заранее трубила о неизбежной победе, но... экспедиции возвращались ни с чем! Рекорды, поставленные советскими альпинистами, остаются никем не превзойденными.
Наши земляки Абалаковы сделали многое в передаче своего опыта рядовому и офицерскому составу горных подразделений Советской Армии. Эти горные части сыграли большую роль в боях с немецко-фашистскими захватчиками, в разгроме врага. Например, во время исторических боев за Кавказ в одном горном разведывательно-штурмовом отряде два отделения были сформированы из красноярских «столбистов». Они в течение 28 часов сдерживали натиск немецкой горной дивизии «Эдельвейс». Из 17 человек осталось в живых только четверо, но стратегический пункт и господствующая высота были удержаны.
Неоценимые волевые качества красноярских «столбистов» не раз проявились в суровые годы Великой Отечественной войны советского народа. Красноярские скалолазы показывали образцы смелости, хладнокровия, ловкости и выносливости. Многие из них отдали жизнь за любимую Родину.
Погиб Иннокентий Яковлев, обладавший феноменальным самообладанием и редкой настойчивостью. В бою под Ростовом погиб Божко из коллектива «Коммунаров», посмертно награжденный орденом Красного знамени. Не вернулась в родной город Лидия Зайцева, добровольно ушедшая на фронт в качестве санитара и сложившая голову, защищая Сталинград. Убит под Минском замечательный скалолаз Федор Салов, бывший командиром крупного воинского соединения...
Андрея Фомина знало под кличкой «Старый» не одно поколение «столбистов». Выполняя приказ командования, его звено самолетов бомбардировочной авиации дальнего действия бомбило Констанцу и Плоешти. При возвращении с успешно выполненного задания самолет Фомина был подбит снарядом. Охваченный пламенем летчик не мог выпрыгнуть с парашютом: он попал бы в руки врагов. Неимоверным усилием воли, превозмогая боль от ран, Фомин продолжал вести свой поврежденный и пылающий воздушный корабль к линии фронта, к своим. В кабине бушевал огонь, одежда на Фомине горела, лицо, руки и тело получили страшные ожоги, но он все же привел самолет на базу.
Осенью 1950 года Фомин вновь появился на «Столбах» после десятилетнего перерыва. Он уже не занимается скалолазанием, но любовь к природе, к тайге у него не ослабела. Интерес к заповеднику возрастает год от года. В Красноярск поступают десятки писем с просьбой принять экскурсии, прислать фотографии, книги и брошюры о «Столбах». С 1946 года здесь побывало около 200 тысяч человек. В их числе были экскурсанты из сорока трех городов нашей страны. С достопримечательностями «Столбов» ознакомились тысячи людей из Москвы и Ленинграда, Киева и Одессы, Минска и Батуми, Харькова и Владивостока и других.
Куйсумское нагорье пользуется известностью и в странах народной демократии. Наших далеких друзей интересует Сибирь, ее люди и природа. Красноярские скалолазы рады будут встретить у себя гостей из братских республик, обменяться с ними опытом спортивной работы и примут с благодарностью советы зарубежных товарищей.
Бывают изредка в заповеднике и туристы из более далеких мест.
Однажды, незадолго перед войной 1941 — 1945 годов, возле избушки «Перистов» остановилась под вечер группа туристов-иностранцев. Их внешний вид был необычным, однако никто из «столбистов» не проявил особого любопытства к посетителям. Переводчик рассказал, что среди сопровождаемых им туристов есть люди, побывавшие на вершинах Кордильер. Один из них, отрекомендовавшись членом оклэндского альпинистского клуба, изъявил желание подняться со «столбистами» на «Первый Столб» и самоуверенно отказался от предложенной ему помощи.
Но с первых же шагов этого иностранного альпиниста покинула самоуверенность и вскоре постигла конфузная неудача. При лазе на утес «Коммунар» он застрял на так называемом «Языке», страшно перепугался, стал предлагать большие деньги за свое спасение. С большим трудом он был извлечен «столбистами» из расселины и благополучно спущен на землю. В последующем этот «альпинист» и его спутники предпочли фотографировать друг друга на мелких камнях, а на вершины утесов только поглядывали с опаской.
Собрание →
И. Беляк. Край причудливых скал