Русаков Э Красноярский рабочий

Охотник за красотой

Мир художника

Мне уже приходилось писать об этой выставке, посвященной творчеству Андрея Поздеева, тесно связанному с Кузьмичевой поляной — волшебным местом, где были рождены многие произведения замечательного художника. Был я на многолюдном вернисаже в день открытия, но особенно ощутил незримое присутствие самого Андрея Геннадьевича, когда зашел сюда в обычный будний день. В просторных светлых залах художественного музея было тихо, немногочисленные посетители неторопливо переходили от картины к картине, вглядываясь в каждую из них, словно старались глубже проникнуть в замысел художника...

А.Поздеев на Кузьмичевой поляне (фото 70-х годов, из альбома "Мир Андрея Поздеева«)Мне казалось, что где-то здесь, рядом, притаился и сам Андрей Геннадьевич. Даже вроде бы слышался его голос, рассказывающий о Кузьмичевой поляне: «Там изба вся в цветах... Там животные ходят-бродят... Какое чудо, вот это чудо! Порхнуло что-то и понеслось... Попробуй поймай это неуловимое состояние, чтобы и дух был, и запахи эти были, и дуновение какое-то... то, что „мигом“ зовется... Это удивительная вещь — миг! Жизнь удивительно прекрасна! И когда человек научится ценить миг, тогда, может быть, начнет очищаться, чуть почище станет...» Вот так, сбивчиво и восторженно, вспоминал незадолго до смерти Андрей Поздеев о Кузьмичевой поляне, где он провел, быть может, лучшие часы своей жизни, где особенно остро ощутил красоту природы и где впервые, мне кажется, осознал дерзновенное право художника по-своему преображать и воссоздавать на холсте эту волшебную красоту. Ведь природа на его картинах — не зеркальное отражение действительности, в своих пейзажах Поздеев сознательно отступал от канонов реализма.

Портрет А.ВасиловскогоИ делал он это вовсе не в результате своей «наивности» или «примитивизма» (как до сих пор кое-кому мерещится), ведь сохранились же и абсолютно реалистические его рисунки и живописные этюды. Вот и на этой выставке есть выполненный в традиционной манере прекрасный пейзаж «Березы. Последний снег», написанный в 1964 году. Вроде бы вполне реалистичны и такие работы, как «Здесь живешь ты» или «Прибежал Конек-горбунок», хотя и эти изумительные холсты больше похожи на сказочные видения, чем на реальность. А позднее мастер стал стремиться к еще большей условности, обобщенности, выявлению скрытой сущности натуры, ускользающей от других и открывающейся лишь ему, художнику.

Так, «Цветы одного лета» похожи на орнаментальный ковер, где царит гармоничное переплетение розовых, голубых, бирюзовых и светло-зеленых оттенков. Буйство желтого цвета — в картине «Жаркая осень». Знойное радужное марево — на холсте «Калтат». Детский рисунок напоминает картина «Сказка», где художник, скорее всего, решал чисто живописные, декоративные задачи.

Портрет А.ГубановаВыразительны и гротескны представленные на выставке портреты. Тут и хозяин избы «Дырявой» А.Василовский, и известные столбисты Ферапонтов и Губанов, и сам художник («Автопортрет на поляне»). Эффектно дополняют экспозицию и многочисленные фотографии и книжные издания. Так что выставка эта несет еще и большую информационную нагрузку. Хотя главное тут, конечно, картины...

Живопись, как и музыку или поэзию, словами объяснить невозможно. Если ваша душа не откликается на эти картины, что ж, художник не виноват. Так же, как «музыкальный слух», вероятно, есть и «художественное зрение», помогающее воспринимать искусство и наслаждаться им с простодушием и непосредственностью ребенка. Жаль, что с возрастом это свойство у многих начисто исчезает.

Эдуард Русаков

Фото Валерия Бодряшкина

«Красноярский рабочий», № 35 от 11.10.2002 г.

Материал предоставлен компанией «Maxsoft»

Автор →
Русаков Э Красноярский рабочий

Другие записи

Вестник "Столбист". № 8. Каменные пальцы Саян
«Каменные пальцы» — так переводится слово «Ергаки». Прекрасные пейзажи поражают первозданной красотой. Чистейшие озера, окаймлены изумрудным морем тайги. Даже названия у них сказочные: озеро Горных духов, озеро Художников, Мраморное озеро, Ледяное... И над всем этим великолепием, словно застывшая грозная стража, возвышаются каменные утесы....
Пожар, похожий на войну
Горим Наступила весна. Все большее число горожан выезжает на природу для отдыха, на рыбалку... Без костра, как правило, не обходится ни одна из таких вылазок. Но не слишком ли часто после подобных «культмассовых» мероприятий начинают гореть пригородные леса?! Поведение открытого огня непредсказуемо, тем более в ветреную погоду. Вроде бы все...
"Столбист" № 1 (25). История изучения пещер (Исторический обзор с 1722 по 1979 годы)
СПЕЛЕОЛОГИЯ Первые печатные сообщения о пещерах Алтае-Саянской горной области появились в начале XVIII века — в 1722 г. Ф.И. Страленберг посетил пещеру на берегу Енисея выше Красноярска и дал ее описание, которое считается первым описанием пещер Сибири... И.Г. Гмелин в период с 1735 по 1740 год произвел осмотр пещер на берегах Енисея...
Вестник "Столбист". № 35. Зимний…
АЛЬПИНИЗМ Прошло 15 лет со знаменательной даты отечественного альпинизма — первого зимнего восхождения на пик Коммунизма (7495 м) К 16 января 1986 года в г. Ош собралась элита отечественного альпинизма со всех альпинистских центров СССР (Москва, Ленинград, Алма-Ата, Донецк, Харьков, Крым, Екатеринбург, Душанбе, Ташкент..., непременно и Красноярск). От нашего города было двое:...
Обратная связь