С.Брылунов. «Красноярский рабочий»

Кустари, но не одиночки

Послесловие к трагедии

Стихия помешала участникам совместной экспедиции спортклуба «Енисей» и «Красноярского рабочего» совершить зимнее восхождение на пик Коммунизма. Погибли шесть красноярских альпинистов: Юрий Яровиков, Юрий Кузовов, Иван Гамаюнов, Егор Ходырев, Геннадий Масленников и Андрей Винарчук. Тела пятерых из них остались в горах

Сегодня не было бы смысла тревожить незажившие еще раны друзей и близких погибших, если бы трагедия на Памире не напомнила нам о множестве проблем, с которыми сталкиваются каждый раз те, кто решил идти в горы.

«Советский спорт» в одной из своих заметок о трагедии на Памире как-то вскользь попрекнул краснояриев в слабой и некачественной подготовке к экспедиции, беспечном отношении к работе в сейсмически опасном районе.

Думаю, что наша высокоорганизованная гималайская экспедиция тоже вряд ли располагает сейчас точным прогнозом сейсмической обстановки в нужном районе. И точно так же никто, не мог предупредить красноярских альпинистов о предполагаемом толчке и, тем более его последствиях. Кроме того, вот отзыв непосредственного участника восхождения, председателя тренерского совета Федерации альпинизма РСФСР В.К.Неворотина:

— По качеству подготовки и снаряжения подобной экспедиции видеть не приходилось.

Другой вопрос: как и чем обеспечивается безопасность таких экспедиций на Памире? Контрольно-спасательная служба здесь влачит довольно жалкое существование. Она способна лишь проконтролировать выход альпинистов на маршрут, проверить (что и было сделано в нашем случае) их экипировку. А вот для спасательных работ здесь просто нет средств. В том числе и на вертолет, без которого в экстремальной ситуации не обойтись. В штате КСП зимой только один человек, который в лучшем случае может обратиться за помощью к властям.

Неразрешимые подчас проблемы возникают у альпинистов и с самым необходимым — радиосвязью. КСП обеспечивает ее только летом в местах массового расположения групп, на большее его инструкторов просто не хватает. Как быть остальным? Отправляться в горы без радиостанции нельзя, а приобрести ее или взять напрокат, например, тот же спорт­клуб «Енисей» по существующим правилам не имеет права.

Что говорить, если даже нормальную карту нужного района у нас в стране законным путем приобрести невозможно. Те, что есть в продаже, весьма приблизительны, другие являются тайной за семью печатями. Вот и приходится добывать точные карты у... зарубежных альпинистов, которые снабжены ими в достаточном количестве.

Подчеркну, что в такие условия поставлены у нас практически все, дерзнувшие покорять вершины. Каждый решает свои проблемы сам, но далеко не каждая экспедиция составлена из альпинистов такого уровня, как красноярская. В прошлом году наши земляки стали чемпионами страны в высотном классе. Среди них были и те, кто в феврале не вернулся с Памира...

Альпинизм, как и любой другой вид спорта, постоянно совершенствуется и усложняется. Спортсмены раз за разом выбирают все более трудные маршруты, прохождение которых еще десяток лет назад казалось бы невероятным. Совершенствуется и снаряжение, улучшается его качество, повышается надежность. Но многие современные образцы экипировки советским альпинистам приходится видеть лишь у своих зарубежных коллег.

— В открытой продаже можно приобрести разве что примусы, — горько шутит один из участников красноярской экспедиции, тренер спортклуба «Енисей» по альпинизму В.А.Середа. — Все приходится делать самим, у нас еще неплохие, по сравнению с другими, условия.

Львиная доля подготовки восхождения красноярцев на пик Коммунизма легла на плечи завода «Красмаш». Помогли приобрести в «Красноярскрыбпроме» веревки, предоставили оборудование для изготовления всех необходимых приспособлений. Участники экспедиции сделали облегченные палатки для ночевок на маршруте.

Но в горы сегодня ходит не только спортклуб «Енисей». И здесь шансы предполагаемых несчастий растут: страховочное снаряжение изготовляется кустарно, без соответствующей проверки на прочность, может подвести в любую минуту.

Взять то же «бивачное» снаряжение — палатки, которые тоже дело не последнее в безопасности, отдых на маршруте очень важен. Для советских участников гималайской экспедиции облегченный вариант палаток изготовил один из подмосковных заводов. Сложного в них ничего нет, как нет нигде и специального материала, давно уже попавшего в разряд строго фондируемых. А как вы думаете, специальные сорта стали, нужной для изготовления различных приспособлений, можно купить в магазине «Сделай сам»?

Есть и еще одна сторона медали. Вот что пишет в редакцию Е.Г.Курочкина из Красноярска: «Его Величество Случай стал главной причиной того, что этих парней больше не увидят родные. Но как шел поиск альпинистов, погребенных под лавиной? Не оказалось специально обученных собак, у ребят не было радиодатчиков. А ведь все это давно есть у зарубежных альпинистов»...

Действительно, наша страна уже не первый год является членом международной организации КАСПАС-САРСАТ, которая с помощью спутников точно и быстро определяет местонахождение попавших в беду судов и людей. Небольшие радиобуи можно использовать и в индивидуальном порядке.

Но бог с ней, международной организацией, неужели радиодатчики небольшого радиуса действия нельзя изготовить в промышленно развитом Красноярске? Можно, конечно. Даже нетрудно найти специалистов, готовых заняться их разработкой. Все упирается в изготовителя.

— Малая серия таких приборов невыгодна и окажется супердорогой, — считает еще один участник красноярской экспедиции, «снежный барс» С.М.Антипин. — А, следовательно, заявки от торговых организаций не дождешься. Но ведь никто пока не занимался изучением спроса: радиодатчики, уверен, могут найти широкое применение, в том числе и среди туристов.

Все сказанное можно отнести и к любому другому снаряжению. Остается найти заинтересованную в выпуске такой продукции организацию. Думаю, что ею может вполне стать кооператив, созданный на базе одного из красноярских предприятий, имеющего необходимый производственный потенциал.

Конечно, придется столкнуться с множеством проблем: недостаток средств, фондов на материалы. При желании все это можно преодолеть с помощью предприятия-учредителя, того же, предположим, «Красмаша», который мог бы сдать в аренду нескольким своим работникам небольшой производственный участок.

Предвижу десятки «но», которые назовут в своих письмах читатели. Что ж может, и проще обнести опасные места колючей проволокой, раз и навсегда решив проблему. Но не лучше ли помочь всем необходимым тем, кто даже с риском для жизни идет сегодня в горы? Открыть им дорогу к еще не покоренным вершинам.

С.Брылунов

«Красноярский рабочий», 6 мая 1989 г.

Материал предоставлен Б.Н.Абрамовым

Автор →
Предоставлено →
С.Брылунов. «Красноярский рабочий»
Абрамов Борис Николаевич

Другие записи

Вестник "Столбист". № 2. Сборная края по альпинизму в 1997 году
Сборной командой края в сезоне 97 г. кроме восхождения в Гималаях (см. стр. 1) совершены следующие восхождения: Пик Аксу (5220 м) по сев. стене, 6Б к. сл. (А. Кузнецов, Н. Захаров, В. Александров, С. Суровегин, А. Савинич, Ю. Степанов). За данное восхождение, по итогам года, присуждено пятое место в чемпионате России в техническом классе. Пик...
Столетие скалолазания накрасноярских «Столбах»
Красота сибирской тайги, чистый, прозрачный воздух, причудливое нагромождение скал издавна влекли к красноярским «Столбам» русских людей. Первые научные исследования «Столбов» провел в 1842 году геолог Чихачев, описавший строение и породу причудливых скал. История скалолазания начинается с 1851 года, когда впервые группа юношей под руководством Капитова...
Внимание - заповедник!
Комментарий специалиста Последний месяц весны. Все ласковее пригревает солнце, оделись молодой зеленью деревья. Разве усидишь в такое время в выходной день дома? И тысячи горожан устремляются в субботу и воскресенье за город, на природу. Но, к сожалению, далеко не все из них бережно...
Вестник "Столбист". № 4. Фанские горы ждут Вас!
Выездной альпинистский лагерь «Фаны 98» Маршруты к этим волшебным местам начинаются в г. Самарканде, где путешественники знакомятся с древним городом и культурой Средней Азии. Затем грузовая машина пересекает границу Таджикистана и доставляет Вас на а/б «Артуч». Здесь проходит акклиматизация, скальные занятия и выход в высокогорную зону на Алаудинские и (или) Куликолонские...
Обратная связь