Л.Шаповалова, искусствовед

Художники-«бунтовщики»

Бурные события 1905-1907 годов не обошли стороной и красноярских художников. Они приняли в этих событиях самое активное участие.

Особенно большим был стаж подпольной деятельности известного красноярского живописца Дмитрия Иннокентьевича Каратанова. В автобиографии, написанной им в 1948 году, ом указывает, что с 1904 по 1917 год как художник помогал в деятельности подпольной организации социал-демократов. Занимался изготовлением фальшивых паспортов для бежавших из Сибири политических ссыльных.

Но фактически революционная деятельность Д.И.Каратанова началась еще раньше. Интересные сведения можно почерпнуть из его воспоминаний, написанных в 1922 году, которые ныне хранятся в партийном архиве Красноярского края. Дмитрий Иннокентьевич рассказывает в них о своем аресте на «Столбах» в 1902 году («Красноярский рабочий» около двух десятилетий назад знакомил своих читателей с этими воспоминаниями).

Д.И.Каратанов вместе со своими друзьями, тоже художниками, находился в избушке на «Столбах», когда с визитом явился некто от уездной полиции и произвел вежливо обыск. Ранним утром следующего дня явились 5-6 жандармов и уездный исправник. Церемония обыска повторилась, но более тщательно: под нарами и печкой, в пазах между бревен, на полке, в снегу возле избушки и других местах палками и шашками переворошили все. Ничего не обнаружили. Тем не менее трем художникам было предложено следовать за жандармами. С пением «Варшавянки» и «Марсельезы» они отправились в путь. Отдых на «Столбах» сменился «отдыхом» в тюремной камере. Начались допросы. Арестованным хотели предъявить обвинение в печатании и распространении прокламаций, которые в те дни в значительном количестве разбрасывались по городу.

Это было накануне первого мая. О том, что Красноярск «затопили прокламации», сообщала позже газета «Искра» в июльском номере 1902 года. В этой же корреспонденции указывалось, что полиция «понеслась» отыскивать типографию... на «Столбы».

Допросы арестованных художников ничего не дали. Улик не было. Пришлось всех троих выпустить из тюрьмы. Д.И.Каратанов в своей автобиографии писал, что печатный станок, который искали на «Столбах» жандармы, был спрятан вместе со шрифтом в подполье амбара отца на ул.Кузнечные ряды, 21 (ныне ул.Дубровинского).

Дом Каратановых недаром был на подозрении у полиции. Здесь находили пристанище бежавшие из туруханской ссылки политические ссыльные. Тут им помогали документами, билетами на железную дорогу. Здесь же печатали прокламации. На этот факт указывает А.Л.Яворский, ученый, краевед, близкий друг Д.И.Каратанова.

По заданию подпольщика члена Красноярского комитета РСДРП Константина Кузнецова Д.И.Каратанов поступил маляром в железнодорожные мастерские, чтобы вести агитационную работу среди рабочих. Как указывает художник, сделать это ему удалось довольно быстро благодаря знакомству с некоторыми лицами» А.Л.Яворский замечает, что этим лицом являлся не кто иной, как художник Георгий Иванович Козлов.

Он также был арестован вместе с Каратановым на «Столбах» в 1902 году. А через пять лет в жандармском управлении на него будет заведено большое дело. 20 апреля 1907 года в его дом по ул.Песочной (ныне ул.Урицкого) нагрянули жандармы. В результате обыска были обнаружены: членский билет со штемпелем Красноярского комитета РСДРП, устав Красноярской организации РСДРП, пять паспортов, кассовый отчет за июнь 1906 года, гектографический листок нескольких протоколов съезда социал-демократов, связка разных изданий Красноярского комитета РСДРП, относящихся к 1905 году, тридцать разных запрещенных брошюр. Всего этого было более чем достаточно, чтобы отправить хозяина дома в тюрьму.

Несколько дней шло следствие, в результате которого было установлено, что «преступная деятельность Козлова началась еще с 1905 года, причем он принимал участие на митингах, распространял нелегальную литературу, вел агитацию среди рабочих, ходил во время демонстрации под красным флагом, а на квартире у него происходили сходки».

Как видно из документов, хранящихся в государственном архиве Красноярского края, пяти дней вполне хватило начальнику Енисейского губернского жандармского управления, чтобы изобличить живописца Козлова «в принадлежности к преступному сообществу, именующему себя социал-демократической партией, в хранении и распространении нелегальной литературы». Губернатору начальник жандармского управления сообщил о имеющихся у него негласных сведениях, указывающих на близкое отношение обвиняемого к комитету РСДРП. И далее он делает заключение, что Козлов является видным деятелем партии, а потому представляет опасность для общественного спокойствия и его следует выслать из города подальше от железных дорог и фабричных центров.

Более месяца арестованный находился в тюрьме. Обратившись к губернатору с просьбой разрешить ему выйти на несколько дней, он получает отказ. Из министерства внутренних дел приходит постановление о высылке Козлова в Туруханский край под гласный надзор полиции сроком на два года, считая его с 21 мая 1907 года. Находясь в Енисейске, ссыльный отправляет енисейскому губернатору еще одно прошение с просьбой заменить ему место ссылки на Енисейский уезд. Сюда прилагалось заключение врача енисейском тюремной больницы, в котором Г.И.Козлову предписывалась необходимость проживания под наблюдением врача по болезни сердца. Однако последовал отказ.

Незадолго до окончания ссылки он обращается к иркутскому генерал-губернатору с просьбой разрешить ему приехать в Красноярск на месяц, чтобы поправить свои дела в живописной мастерской, которую содержал в течение 15 лет. Теперь он разорен. У него жена, трое детей. Нужно продать дом, выплатить долги кредиторам.

И это прошение было оставлено без последствий. Слишком тяжким было «преступление» «бунтовщика», и самодержавие его не щадило.

Вернувшись из ссылки, он всего три дня проводит в городе и, получив временный паспорт, навсегда покидает Красноярск.

Политическая активность красноярских художников, связь с революционной организацией побуждали их к созданию своей организации - Товарищества художников.

Эта идея вынашивалась ими не один год. И вот к концу 1905 года, как раз ко времени наивысшего подъема революционной борьбы, красноярские художники объединяются и официально объявляют о создании общества. Этот факт подтверждают хранящиеся в архиве документы.

12 ноября 1905 года было написано уведомление енисейскому губернатору об организации в Красноярске Товарищества художников. Оно ставило перед собой следующие цели: во-первых, объединение художественных сил, во-вторых, развитие и, в-третьих, распространение изящных искусств в городе. Товарищество открывает классы живописи и рисования, устраивает выставки картин, а для обеспечения общества материальными средствами принимает заказы на портреты, картины, декорации.

Возникновению общества способствовала прежде всего революционная настроенность художников, революционный порыв. Ведь они были активными участниками митингов, массовок, демонстраций, выполняли многие задания комитета РСДРП.

Именно в дни, когда восставшие рабочие города объявят о свободе слова, печати, собраний, союзов, красноярские художники ставят перед собой цель - донести искусство до широких народных масс, сделать его доступным для народа. Этому будут способствовать периодические выставки, которые собираются устраивать члены общества. Этому же будут служить и классы живописи и рисования, открывшиеся по ул.Гостинской (ул.К.Маркса). Руководил ими А.С.Шестаков. Прервав учебу в Московском училища живописи, он возвращается в родной город и вместе со своими товарищами Д.И.Каратановым и Г.И.Козловым становится участником революционных выступлений. Он был тоже арестован на «Столбах» в 1902 году. Среди членов Товарищества был М.Г.Костылев. Выпускник Московского училища живописи, он преподавал рисование в железнодорожном училище. Одним из первых в те годы начал писать железную дорогу, жилища рабочих. Находясь по долгу службы среди рабочих железной дороги, он, конечно же, не мог стоять в стороне от всего происходящего. К тому же железнодорожное училище, в котором он работал, было местом проведения в 1905 году заседаний объединенного Совета рабочих и солдат. Революционным движением были охвачены и члены коллектива, в котором работал М.Г.Костылев. Он первым поставил свою подпись на уведомлении, посланном губернатору.

Получив уведомление от красноярских художников, губернатор не усмотрел в нем ничего угрожающего и оставил без должного, внимания. Настоящую опасность в эти дни он пока видел в комитете РСДРП, под руководством которого поднималась грозная сила. Тогда губернатор еще не знал, что в Товариществе красноярских художников были тоже члены Красноярской организации РСДРП и активные участники всех революционных событий в городе.

Л.Шаповалова,
искусствовед

«Красноярский рабочий», № 12 (20103),
15 января 1986 г.

Материал предоставлен Б.Н.Абрамовым

Автор →
Предоставлено →
Л.Шаповалова, искусствовед
Абрамов Борис Николаевич

Другие записи

А.Л. Яворский. «Столбы и Красноярский заповедник»
Ученый-ботаник, педагог, библиофил, художник-любитель, поэт, краевед, член Русского географического общества, один из основате­лей и первый директор заповедника «Столбы», Яворский оставил богатое наследие — собрание разноплановых коллекций, трудов, которое ныне хранится в Красноярском краеведческом музее и Государственном архиве Красноярского края. Много сил и времени Александр Леопольдович отдал...
Акция "Чистые Столбы" провалилась
Труд 400 студентов угробили за 1 день Заповедник к Дню столбиста готовили заранее. Несколько дней студенты Восточно-Cибирского института туризма в рамках акции «Чистые Столбы» убирали и вывозили мусор с его территории. И вот на прошлых выходных праздник состоялся. На Столбы я добралась только к середине дня. Таких нерасторопных было немало. По дороге...
Вестник "Столбист". № 38. Грифы поднебесные
ЮБИЛЕЙ 40 лет назад старейшая из современных столбовских компаний «Грифы» построила свою первую избу. Вот как об этом событии вспоминает один из основателей компании Весной 1961 года трое отшельников: я; Малютка Джим и Деньгин отправились на Дикари. Мы не имели ни представлений об их местонахождении, ни карты. Мы просто шли по тропе. Так дошли...
Вестник "Столбист". № 1 (13). Второй Столб
СТОЛБЫ: ОПИСАНИЕ РЕЛЬЕФА II Столб — господствующая вершина Центральных Столбов и всего ТЭР: 748 м над уровнем моря и 609 м над Енисеем. Высота скалы над подножием — около 100 м, периметр основания — 800 м. II Столб — самое значительное обнажение сиенита на Центральных Столбах. Впервые он был покорен в 1887 году группой отца-основателя...
Обратная связь