Музей природы: где ему быть?
Разговор о создании в Красноярске музея природы был начат «Красноярским рабочим» публикацией «Саяны под стеклом» (13 января 1987 г.). Ее авторы подчеркивали, что в естественно-научном фонде Красноярского краеведческого музея накоплены десятки тысяч любопытнейших памятников природы. Они представляют большой интерес и для горожан, посетителей музея, и для ученых. Однако увидеть эту богатейшую коллекцию полностью почти невозможно: разместить ее негде, а после реконструкции, которая ведется в краеведческом музее, природоведческая экспозиция и вовсе будет сокращена. Значит, нужен музей природы, который в перспективе может перерасти в экологический центр крупного промышленного города и края.
Заметка «Саяны под стеклом» вызвала широкий читательский отклик, что позволило сделать вывод: создание музея природы - не просто научная проблема, интересная лишь для узкого круга специалистов. Он нужен очень многим людям: учителям, студентам, рабочим, спортсменам-скалолазам, спелеологам... Каждый из откликнувшихся на публикацию «Саяны под стеклом» связывает с музеем свои надежды, но у всех есть и общая цель.
То, без чего люди спокойно обходились вчера, сегодня становится жизненной потребностью. Каких-то десять-пятнадцать лет назад охрана природы представлялась, что называется, занятием для пионеров и пенсионеров. Время меняет наши представления. Трудно уже довольствоваться лозунгом «Берегите природу!» Можно не рвать в лесу цветы, не ломать ветви, можно превратить территорию завода или фабрики в зеленый оазис, но, тем не менее, воздух в городе будет отравлен выбросами этого завода в атмосферу, а лес погибнет: виной тому окажется построенный по соседству современный промышленный гигант. То есть сегодня мы связываем охрану природы с созданием безотходных технологий, строительством экологически чистых предприятий, воспитанием грамотных специалистов, которые не будут руководствоваться сиюминутными выгодами, но каждый свой шаг сверят с тем, насколько безопасен он для природы. А воспитывать таких экологически грамотных и культурных людей надо с детства.
Именно новый музей (или, как мечтают авторы многих писем в редакцию, экологический центр) может сыграть свою огромную роль в экологическом воспитании молодых сибиряков, стать его важнейшим звеном.
Короче, нет особой нужды доказывать, что музей природы Красноярску необходим. Нынче на повестке дня стоят уже другие вопросы. Где будет располагаться новый музей? Что должно войти в его состав? Каковы формы работы музея природы?
Редакция «Красноярского рабочего» и отдел природы Красноярского краеведческого музея обратились к ведущим специалистам края в различных областях науки и производства и попросили их поделиться своими мыслями о создании музея природы. В один из дней они собрались за «круглым столом»
Корреспондент: Как вы помните, читатели, откликнувшиеся на публикацию «Саяны под стеклом», сразу же ставили вопрос шире: возможность превращения музея в экологический центр, а это, понятно, совершенно иная качественная ступень. Такой центр должен стать координатором всей работы по экологическому воспитанию в крае. Он сможет объединить под одной крышей и информационный центр, и сам музей, и, к примеру, конференц- и выставочный залы, где бы красноярцы смогли послушать лекцию, поучаствовать в дискуссии, познакомиться с учеными-экологами, художники - показать свои работы. Необходимо, наверное, подумать также о видеотеках и кинозале, в котором демонстрировались бы злободневные фильмы на темы экологии, такие, как ленты красноярских и свердловских кинодокументалистов «Плотина» и «Госпожа тундра». В письмах читателей есть предложение создать при экологическом центре планетарий, музей живой природы под открытым небом... На сколько все это целесообразно?
Д.В.Владышевский, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экологии лесных животных Института леса и древесины СО АН СССР: По-моему, читатели справедливо ставят вопрос о преобразовании со временем музея природы в экологический центр, который будет решать и культурно-просветительные, и научные задачи. Конечно, не дублируя при этом другие организации. Воспитание экологического мышления, пропаганда идей охраны природы и рационального использования природных ресурсов - а именно такие фундаментальные задачи должны ставить мы перед собой - невозможно достичь в обыкновенном музее. Здесь нужен целый комплекс мероприятий. А музейные экспозиции - это по сути лишь знакомство с типичными представителями флоры и фауны родного края. На мой взгляд, важно стремиться к тому, чтобы с детства в человеке вырабатывалось отношение к природе как к приоритетной ценности, понимание, что состояние природной среды - это главный лимитирующий фактор в любой производственной деятельности. Исходя из этого и строить работу нового музея.
Я думаю, именно в нем люди должны познакомиться с примерами печальных последствий экологической неграмотности. В Красноярском крае их, к сожалению, немало... Можно будет установить так называемые «доски позора», на которых была бы показана погубленная в результате человеческой деятельности природа и названы конкретные виновники. Надо собирать отрицательные примеры так же тщательно, как положительные, - они многое дадут в экологическом воспитании. Красноярцы должны знать перечень горячих в экологическом отношении точек и направлений: «растаскиваемый» Енисей, перерубы и недроиспользование древесины, рост загрязнения окружающей среды и непонимание сути опасности, истощение рыбных богатств, нерациональное использование земли...
Формы работы экологического центра могут быть самыми различными. Лекции, встречи со специалистами, дискуссии, экологические игры... Важно, чтобы все они были направлены не на простое знакомство с природой края, но будили мысль и чувство.
Корреспондент: Значит, экологический центр... То есть и сегодня все вопросы, связанные с созданием музея природы, надо ставить с «дальним прицелом». Думая о том, какое здание выделить под музей, сразу же учитывать, что постройки придется расширять или пристраивать новые. Сотрудники Красноярского краеведческого музея подняли эту проблему на страницах «Красноярского рабочего». Как обстоят дела сейчас? Какие конкретные шаги уже предпринимались?
В.М.Ярошевская, директор Красноярского краеведческого музея: Экологический центр - идея заманчивая, но тем не менее музей природы как первый этап - цель более реальная. Мечта о его создании возникла не на пустом месте (об этом уже говорилось). По сути понимание необходимости его для Красноярска - новая качественная ступень в деятельности существующего краеведческого музея. Наш природоведческий фонд собирался в течение многих десятилетий виднейшими учеными, сейчас он достиг 60 тысяч экспонатов. Для сравнения: крупнейший на Дальнем Востоке Хабаровский краеведческий музей имеет всего 60 тысяч экспонатов - исторических, духовной и материальной культуры и так далее. Красноярской природоведческой коллекцией пользуются многие ученые страны, которые выражают неизменный восторг ее уровнем! Это и заставило нас взглянуть новыми глазами на свои фонды.
Короче, выделение отдела природы в музей стало насущной необходимостью. В конце прошлого года была создана инициативная группа из сотрудников краеведческого музея. К тому времени уже были четко обозначены сроки реконструкции, и мы понимали, что она внесет много нового в работу музея, действовать в прежних рамках будет просто невозможно. Правда, поначалу речь шла лишь о выделении дополнительной площади, но это не решило бы всей проблемы. Тогда и возникла мысль выделить отдел природы в самостоятельную единицу. Молодые ребята из отдела природы буквально заразили меня и других сотрудников этой замечательной идеей. Но, признаться, в успех дела я верю мало. Для этого есть основания.
На публикации «Красноярского рабочего» откликнулось немало людей, которые выразили свою поддержку. А вот ответственные товарищи, от которых зависит конкретное решение, никак не отреагировали на выступления газеты. Как директор музея я побывала в нескольких краевых и городских инстанциях и убедилась: заметки, посвященные музею природы, там просто не читали!.. Узнав о самой идее, изумлялись: кому он нужен, новый музей? Людям! И это наглядно подтвердила читательская почта. В общем, никаких гарантий я не получила...
С большим пониманием отнеслись к нашему предложению в Красноярском горисполкоме, в частности, заместитель председателя А.И.Чечеткина. Она сразу же задала практический вопрос: какое здание мы можем предложить под будущий музей? После долгих поисков появился приемлемый, на мой взгляд, вариант: Благовещенская церковь, в которой сейчас располагается пушной склад...
В.Д.Шляхин, заведующий кафедрой основ архитектурного проектирования КИСИ: А вам известно, что в культовых учреждениях нельзя создавать подобные музеи?
В.М.Ярошевская: Да, специалисты уже говорили нам об этом. Более того, одна из групп архитекторов во главе с Е.И.Гинзбург пообещала, что Благовещенскую церковь они под музей не отдадут! Но ведь эти утверждения не имеют, по-моему, под собой никаких оснований! Благовещенская церковь - самый реальный на сегодня вариант! Мы заручились поддержкой города, разработаны проект и сметная документация. Что ни говорите, а это шажок!.. Если же смотреть в идеале, то необходимо строить для музея специальное здание, где бы осуществились все задумки наших молодых научных сотрудников: и планетарий, и аквариумы с представителями растительного и животного мира Карского моря, рек и озер края, и дендрарий... Но пока это, к сожалению, нереально. Впрочем, может подумать сразу, чтобы потом не догонять вчерашний день?..
Г.Н.Бровков, доктор геолого-минералогических наук, директор Красноярского отделения Сибирского научно-исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья: Я бы не стал так неосторожно оперировать термином «экологический центр», поскольку это может внести путаницу в дело. Поэтому остановлюсь непосредственно на музее. В нем должны быть представлены все группы ресурсов живой и неживой природы, проводиться работы по экологической пропаганде. Мы, геологи, можем сказать, что у нас при ПГО «Красноярскгеология» уже фактически готов геологический музей (проспект Мира, 37), отвечающий всем необходимым требованиям, созданный руками геологов-профессионалов на базе уникальных фондов. Поэтому нет необходимости создавать дубликат - геологическую экспозицию в музее природы, о котором мы сейчас говорим. Несомненно, организация музея природы должна осуществляться поэтапно, и первым этапом может стать уже реально существующий геологический музей. Теперь давайте смотреть дальше: какие группы ресурсов можно присоединить еще? Какие естествоиспытатели понесут эстафету дальше?
В.Н.Марков, представитель ПГО «Красноярскгеология»: Согласен с тем, что создание музея природы должно осуществляться поэтапно. Для этого уже сейчас нужна четкая программа работы, в которой необходимо сформулировать цели и задачи нового музея. Хорошо бы организовать инициативную группу из заинтересованных лиц... Теперь о размещении других экспозиций по соседству с существующим музеем геологии, в этом же здании. По-моему, мысль интересная. Это вполне реально.
В.М.Ярошевская: Но ведь другую половину дома занимают жилые квартиры? Значит, придется решать вопрос с выделением дополнительных помещений, обращаться в горисполком с просьбой освободить жилую часть здания, осуществить ее реконструкцию. А для этого надо дать для жильцов более 80 квартир!..
А.И.Михнов, председатель комиссии по метеоритам и болидам Красноярского отделения Всесоюзного астрономо-геодезического общества: Мы полностью поддерживаем предложение о создании в Красноярске музея природы. Необходимость эта назрела уже давно. Думаю, видное место должно быть отведено в музее экспонатам Всесоюзного астрономо-геодезического общества. Все знают, к примеру, о Тунгусском метеорите. Этому феномену посвящена часть выставки «Сравнительная планетология и внеземное вещество», которая открылась в октябре прошлого года на ВДНХ. Но в Красноярском краеведческом музее не было даже небольшого уголка, рассказывающего о «Тунгусском диве». Точно так же красноярцам негде познакомиться с историей знаменитого Палласова Железа. Не все же могут отправиться к месту находки загадочной глыбы железа весом более 600 килограммов!.. В 1981 году по инициативе красноярских краеведов и Комитета по метеоритам АН СССР на месте находки Палласова Железа состоялось торжественное открытие единственного в мире памятника метеориту. Все это могло бы найти место в экспозиции музея природы, который, по идее, продолжил бы традиции, заложенные еще первым красноярским профессором В.П.Косовановым, который возглавлял в тридцатые годы Общество изучения Красноярского края.
Корреспондент: В общем, чем больше предложений, тем несуществующие пока музейные залы становятся все обширнее и обширнее! А в письмах читателей газеты находим новые идеи, не менее интересные. К примеру, предлагается создать зал для прослушивания экологической музыки - Чюрлениса, Пола Уинтера или красноярских композиторов (может, и у них такая есть!). В этом же зале можно будет услышать в замедленном темпе голоса птиц и поразиться тому, как некоторые из них напоминают мелодии произведений Чайковского. Создавая новый музей, мы постоянно должны помнить о том, что это музей будущего, что в нем получит основы экологической культуры поколение третьего тысячелетия. В нашем понимании сложился определенный стереотип. Музей - это знакомство с различными экспозициями, которое не предполагает деятельного участия посетителей. А новый музей природы, по мысли участников «круглого стола», должен стать новым и по формам работы, которые не практикуются сейчас в традиционных музеях.
А.А.Баранов, кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии Красноярского педагогического института, председатель краевого отделения Всесоюзного орнитологического общества: При создании музея природы обязательно надо видеть перспективу, думать о будущем экологическом центре - и для горожан, и, естественно, для специалистов, ученых. Думаю, что такой центр должен быть максимально приближен к природе. Стоит рассматривать в качестве одного из вариантов, к примеру, остров Татышев, где можно будет соединить формы показа живой и неживой природы. Предложение создать музей природы на острове Татышев строится не на пустом месте. Помнится, горисполком уже предлагал ученым создать на острове популяцию кряквы или другой птицы - своеобразную модель для ученых и, к слову, для школьников. Такая биомодель может стать свидетельством экологической чистоты района. Неплохо бы создать питомник по выращиванию редких видов птиц с последующим выпуском их в естественные места обитания, а также крупную таксидермическую лабораторию с классными специалистами.
В.Д.Шляхин: Конечно, единый экологический центр - заманчивая, но, прямо скажем, идеальная, а потому, наверное, невыполнимая идея. Скорее всего, мы должны будем пойти по пути организации филиалов экологического центра в разных концах города, а, может быть, и за городом. Остров Татышев в качестве одного из филиалов, по-моему, прекрасно. Прежде всего потому, что сегодня в Красноярске освоение этого острова - самая острая экологическая проблема. С вводом нового коммунального моста он стал доступен многим тысячам горожан, но условий и для полноценного отдыха, и для того, чтобы не был нанесен ущерб природе, там нет. Так, временные сооружения, случайные тропинки... Именно создание на острове экологического центра, вернее, одного из его филиалов, сможет способствовать возрождению этого красивейшего уголка.
Корреспондент: Виктор Анатольевич, говоря о создании экологического центра, естественно подразумевать, что и строительство его (если таковое будет) должно вестись экологически чистыми методами. Уже само создание центра должно стать примером добрых взаимоотношений человека и природы. Мы знаем, что в клубе молодых архитекторов, который работает при краевом Доме молодежи, студенты КИСИ предложили несколько интересных идей. Среди них есть, наверное, и такие, о которых непременно скажут: безумные!.. Но в парадоксе лежит нередко рациональное зерно!..
В.А.Шляхин: Не знаю, как ее назвать, но, к примеру, есть такая идея: в помещении нынешнего ресторана «Енисей-батюшка» создать информационный центр будущего музея природы. Или: построить экологическую деревню в совхозе «Удачный», а, может, даже город-спутник с образцами экологической культуры и назвать его городом Солнца. Впрочем, во время наших дискуссий в клубе ребята быстро пришли к соглашению, что вряд ли такой город Солнца принесет ощутимый эффект. Ведь в большом городе все останется по-старому. Город-спутник хорош для ученых, а для горожан, для внедрения экологического сознания?.. Нет, музей природы или экологический центр должен быть доступен, максимально приближен к людям, находиться в черте города.
В проектах, которые разработаны студентами и которые вполне осуществимы, названы несколько адресов: остров Татышев, Ветлужанка, Академгородок, совхоз «Удачный», где могут быть созданы филиалы экологического центра. Где-то - дендропарк, где-то - парк-сафари, планетарий, информационный центр, выставочные залы... Задача, по-моему, должна ставиться однозначно: превратить Красноярск в образцовый экологический город.
Корреспондент: Итак, названы адреса, предложены пути создания в Красноярске нового музея природы. Люди, которые собрались сегодня за «круглым столом» «Красноярского рабочего», могут очень многое: поделиться своим богатым профессиональным опытом, помочь в конкретном деле создания музея, принять активное участие в его работе. Но они не могут одного: принять конкретное законодательное решение о непосредственном создании музея природы. Здесь должны сказать свое слово Красноярский крайисполком, городские власти. Дело не только за помещением. Важно решить вопрос о том, кому будет принадлежать новый музей, кто будет его хозяином. Мы уже научены горьким опытом, какие сложные ведомственные барьеры приходится преодолевать, когда начинаешь хорошее и нужное людям дело. Несомненно, стоит сразу же подумать и об этом.
«Круглый стол» вели:
И.Москалюк,
научный сотрудник Красноярского
краеведческого музея
И.Лусникова
В.Нелюбин,
корреспонденты «Красноярского рабочего»
«Красноярский рабочий», № 156 (20547),
7 июля 1987 г.
Материал предоставлен В.А.Деньгиным
Предоставлено →
Деньгин Владимир Аркадьевич