Яворский Александр Леопольдович

Столбы. Поэма. Часть 18. Верхопуз

Посвящается
Фермушке

Бывают странные названья,
В них у Столбов солидный стаж
Кому-то в праздный час мечтанья
Пришла на ум однажды блажь.

И Верхопузом окрестили
Камней раскидистый откос,
И этим сразу разрешили
Крестин мучительный вопрос.

Фермушка материю крестной
Ему нежданною была
И тем названьем повсеместно
Известность камню создала.

Пойти поверхопузить малость,
А в переводе — полежать —
Обозначает просто вялость
После еды. — Поотдыхать

Невольно тянет камень этот.
Он у избушки, над хребтом.
Минуты три не больше летом
К нему крутой тропой подъем.

За то какая ж нега, братцы,
Там наверху; не рассказать.
Я за него готов подраться
Такая в камне благодать.

А вид? На редкость вид приятный,
Особенный какой-то вид —
Совсем, совсем не необъятный,
А сердцу много говорит.

После веселого и сытного обеда,
Когда свалил полдневный жар,
Когда летучий непоседа
Запел полуденный комар,

Когда длиннее стали тени
И поползли от темных скал,
И преисполнен сладкой лени
Столбист на нарах задремал,

Когда ручьи слышнее стали
Журчать в дышащей темноте
И кедры — дерева печали
Прижались к стынущей плите,

Когда тайги хозяин бурый
Медведь, залезши в мох от мух,
С хребта соседнего, угрюмого,
Почуял человечий дух,

Когда пихтач, под солнцем гретый,
Собой долину напоил,
И день таежный, жаркий, летний
К концу своему подходил,

А тихий вечер в солнца спаде,
Не торопясь вступил в права
И в тишине его прохлады
Шепталась у камней трава,

Тропинкой, змейкою ползущей в гору,
Не торопясь, мы шли наверх к камням,
И Галя, как всегда ожесточенно споря,
Доказывала что-то нам.

А мы молчали, шли и только
Вставляли реплики порой.
Нас спор не волновал нисколько,
Мы любовалися горой,

Что против за ручьем вставала
Зубчатым верхом в чистых небесах,
И тень глубокая запала
В ее сомкнувшихся лесах.

И гобелен хребта темно-зеленый,
Гигантским полотном висящий через падь,
Нас так увлек, что мы невольно
Раз несколько пытались постоять,

Любуяся сквозь сосен кроны
Тяжелым бархатом ковра,
Пытаяся запомнить точность тона
Что там в хребте оставила жара.

Какая тишина кругом, ни звука,
Как будто кто околдовал тайгу.
И Галя, кончивши свою докуку,
Набрала в рот воды и ни гу-гу.

И мы молчим. Да! Вечер редкий
По тишине и красоте,
И сосен расписные ветки
Запроектировались сеткой на хребте.

А мы здесь в солнца нежной ласке
Восторженно любуемся хребтом,
И кажется, что то — картинка старой сказки,
Когда-то читанной, давно пережитой.

А вот и Верхопуз чуть выше,
И рёлочка за ним совсем гола,
За ней избушечка, и на двускатной крыше
Торчит на палке ведьмина метла.

Совсем из сказки ведьмина избушка,
Ей не хватает курьих ног.
В ней, как бездомная кукушка,
Сейчас живет какой-то педагог.

Наверное, блаженствует каналья —
Здесь наверху такой простор,
Сидит, пьет чай, и смотрит вниз, где шалью
Зелено-бархатной повис в хребте ковер.

И перед ним, туда со склона,
Скользит чудесный Верхопуз,
Особенный на этом фоне,
Парнас для всех Столбовских муз.

А воздух здесь всегда осенне-чистый,
Какой-то вправду неземной,
И там, внизу, немногие столбисты
Сейчас вдыхают дух такой.

И вспомнил я избы постройку —
Семен Иванович Мезенин сам рубил —
Старик совсем глухой, но еще бойкий,
Он попусту словца не говорил.

И, кончивши избу, со мной простился,
Винтовку на плечо взмахнул,
И поперек хребтов пустился
К себе на Ману. Хоть бы отдохнул.

И на прощанье мне шепнул на ухо —
«У вас здесь тяжело дышать.
Нет воли, как-то сперто, глухо,
Пойду на Ману отдыхать».

И двадцать верст таежными хребтами
Старик под восемьдесят лет
Проделал так, как будто за плечами
Его был юности расцвет.

Он задыхался здесь у Верхопуза,
Где воздух чистый как кристалл,
И пребыванье здесь считал обузой —
Он Ману только признавал.

Вот так и мы. Столбы для нас все в мире,
Их лучше нет, милее не сыскать.
Их, только их, должны мы петь на лире,
Им, только им все в жизни посвящать.

И я задумался невольно. В самом деле
Как ценит человек родной свой уголок,
И дорог он ему от самой колыбели
Как каждому сверчку его родной шесток.

И что касается вот нас, бродяг-столбистов,
Мы любим каменный простор,
И свод над ним небесный чистый,
Накинутый на море гор.

И любим потому, что здесь, в немом просторе,
К геройству человек рожден,
Что здесь, на этом бархатистом море,
Он вырос, им взлелеян и вскормлен.

И я подумал — вот где наша бурса,
Вот где учились сочетать
Свободы дух с решительностью курса
И с грозной красотой уюта благодать.

И в том, что я такой — простой, веселый, нежный,
Благодарю хребты, леса, гранит,
Что в суете людской мой дух всегда мятежный
Победно выводил меня из всех житейских битв.

С вершины Верхопуза, лежа,
Мы любовались видом гор,
И наше каменное ложе
Ареной сделалось. Шел интересный спор.

Мария с Галей спорила о дружбе,
Попутно также о любви,
И уверяла, что они друг другу чужды,
Противны по самой крови.

Любовь казалось ей у ревности в плененьи
Эгоистична и черства,
И подкрепляя собственное мненье
Сказала: «Нет любви, одни слова!

Другое дело дружбы слово,
Нет благороднее, прекраснее ее,
В ней лучших чувств надежная основа,
В ней все, буквально, Галя, все».

О боже мой, как Галя возмутилась! —
«Мария! Ты с ума сошла,
Все потому, что ты не полюбила.
Где так написано? Где это ты нашла?

Наоборот, бывает сплошь да рядом —
Они сопутствуют друг другу на пути.
Другое дело — надо иль не надо,
Но мимо них обеих не пройти.

И даже так случается, Мария!
Где дружба кончилась, там бьет любви исток,
Ты не поверишь мне, но эти две стихии
Живут частенько бок о бок.

А если хочешь — всего хуже
Тогда, когда кончается любовь,
Тогда и дружба нам не служит —
Зачем, когда не бьется больше кровь».

«Не соглашусь» — Мария возразила, -
«Никак не соглашусь с тобой.
По-моему большая в дружбе сила,
Спроси у дяди Саши — он седой,

Жизнь знает больше нас, конечно,
Наверно, больше нас дружил,
И этот спор меж нами вечный
Он, может, просто б разрешил».

«Ну, что мне вам сказать, девчата!
Вы и правы и не правы.
Скажу одно — любовью брата
Наверно не любили вы.

Из спора сразу видно было-
В самом, в нем, на вопрос ответ —
Да! Галя, видимо, любила,
А ты, Мария, будто нет.

Вот почему вы в антиподе —
Мария тянет дружбе в тон,
А Галин за любовь, как вроде,
Звучит певучий камертон.

Но обе ж вы давно дружите,
И дружба крепкая у вас,
Другой вы лучше не ищите —
Она случайна для всех нас.

Ее найти нарочно трудно,
Она приходит к нам сама,
Она чутка, совсем не нудна,
Не нужно лишь сходить с ума,

Носиться с ней и ей кичиться,
Залог для счастья в ней одной.
Ей можно только лишь гордиться
Внутри себя и меж собой.

Кто ж у кого стоит на службе,
Не все ль равно, в конце концов.
Пусть будут вместе страсть и дружба,
Они заменят и любовь».

И мы надолго замолчали,
И каждый думал о своем,
И я узнал во взгляде Гали
Глубокой грусти водоем.

Мария что-то вновь шутила,
Ей горе было нипочем,
Не знав любви она дружила,
Любви над ней не грянул гром.

Я думал о высоком чувстве —
О дружбе. Думал о друзьях,
Потом о творчестве в искусстве
И о прекраснейших Столбах.

Потом мы вновь хребты смотрели.
Не наглядеться, ну никак,
Как пики, в них стеною ели
Ушли в глубокий тени мрак.

А по Столбовскому Калтату,
Там, на отбое над тайгой,
Под солнцем реют Стенки скаты
С вершиной зубчатой своей.

И солнце в блеске провожает
Ко сну гранитный гребень тот,
И тень зубчатая вползает
За ним на смежный с ним хребет.

А тут вблизи, на нашем склоне,
Стоит Канавель-камешок,
И на его невзрачном фоне
Разбросан редкий соснячок.

И Музеянка тут же рядом,
Вон шкраб уже развел костер,
На нас не смотрит, сидя задом,
Сжигает подметенный сор.

Наверно вдоволь насмотрелся
Всей красотой; не день живет,
Теперь у огонька пригрелся,
Блаженствует, чаишко пьет.

А хорошо! Костер, избушка,
Зори вечерний полусвет.
«Здорово, Верхопуз, Фермушка,
От Музеянки вам привет!»

Кто это? Ба! Старый знакомый —
Хозяин Соболев пришел.
Он у себя в избе как дома,
Разжег костер и сор подмел.

«А где ж учитель?» «По дороге
Его я встретил в Каштаке.
Доволен страшно. Стер лишь ноги»...
«А вы чего-то налегке?»

«Да я переночую только
И завтра поутру домой.
Нет времени никак, нисколько,
Так я хоть на ночь. Боже мой —

Такая прелесть на вершинах,
Ну разве с городом сравнить.
Хоть ночь без пыли и рутины,
Сейчас по воду и чай пить».

Идемте вместе! Нас заждались,
Вон у Фермушки уж поют,
А, дядя Саша?" «Я прощаюсь,
Пойду в Нелидовский уют».

Спустилась ночь, пока тайгою
Я пробирался в свой ручей,
В логу ольшаник меж собою
Сплелся под пологом елей.

Журчал ручей звенящей трелью,
Переливаясь с побежка,
Особенной ручьевой прелью
Тянуло в токе холодка.

Я сел на сруб с кристальною водою
И глядя в зеркало все думал в тишине,
В воде мерцали звезды золотые
Что светят там, в бездонной вышине.

И думою тогда одно, я помню, было —
Прекрасна жизнь здесь в сказочных лесах,
И почему Мария не любила,
Такая девушка, с улыбкою в глазах.

Придет пора, полюбит, безусловно,
И здесь же на Столбах объект найдет,
И замолчит пред жизнью непритворно,
Почувствовав любви тяжелый гнет.

Откажется ль тогда от дружбы слова,
Узнав иную в сердце кровь,
В желаньи необычно новом
Заменит дружбу на любовь.

Да! Дружба не для всех, конечно,
И ей не многие живут,
И в нашей жизни быстротечной
Тяжел ее кремнистый путь.

8.07.44

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Яворский Александр Леопольдович
Павлов Андрей Сергеевич
Павлов Андрей Сергеевич
А.Л.Яворский. Столбы. Поэма

Другие записи

Ручные дикари. Фитька
Я сплю. Голова моя лежит на подушке, а рука осторожно придерживает под подбородком тёплый пушистый комочек. Этот комочек живой. Когда я нечаянно во сне слишком сильно прижимаю его к себе, он начинает шевелиться и сонно бормотать: «фить... фить...». На рассвете я уснула очень крепко и разжала ладонь. Серая кошка Кисана, спящая...
Восходители. Есть чем гордиться
Во всех традиционных видах спорта рекорды не имеют видимых пределов, никто не знает, за сколько будут люди бегать стометровку сто лет спустя, какого веса штангу поднимут; даже в стрелковом спорте, где нельзя выбить больше, чем сто из ста, можно усложнить правила соревнований. Но есть и предельные достижения: не получится...
Красноярская мадонна. Дед. Ходы и лазы
В настоящее время известно пять ходов и лазов на вершину Деда. Наиболее популярен элегантный, разнообразный ход Хомутик по восточной части южной стены через левое Ухо. Простенький подъем по Бороде и далее распором по широкой расщелине прямо в ушную раковину. Сквозная...
Нелидовка. Выставка о репрессированных столбистах.  Виртуальная версия. Центральная часть 
В центре композиции — надпись «Свобода», столбистский кушак, протянутый с высоты (но вверху опутанный колючей проволокой). Компьютер с установленным на нем сайтом «Красноярские Столбы», где посетитель может найти подробные сведения о Столбах и столбизме. Большой интерес посетителей-столбистов вызывает фотография Первого столба (1904 г.), поскольку там хорошо видны ходы, проторенные...
Обратная связь