Яворский Александр Леопольдович

1952 г.

По предложению директора 10-й школы г.Красноярска известного столбиста И.Ф.Беляка Каратанов 8 июня 1952 года совершил прогулку в район Такмака на речке Моховой. Из города на машине вместе со своей дочерью он доехал сколько было можно и далее потихоньку в компании Беляка дошел до основания горы Ермаковского раздела. Дальше его пришлось почти нести, как об этом рассказывал И.Ф.Беляк. На небольшом возвышении над Моховой, где была оборудована Беляковская стоянка, художник и провел в большой компании время. Это было последнее посещение Каратанова природы. Он сильно ослабел. Видимо, недуг, медленно подтачивающий его здоровье, давал себя чувствовать.

Но сдаваться не хотелось и он даже заключил договор с Минусинским музеем о написании какого-то пейзажа /панно/ и летом же собирался ехать в Минусинск, но среди сборов он почувствовал, что ехать он не сможет, ему стало не хорошо. Он заболел. Усилившиеся боли в области груди заставили художника слечь на койку в лечкомиссии, где он и умер от рака легких 10 сентября в возрасте 78 лет. Похоронен он на Красноярском кладбище в его восточном секторе, недалеко от кладбищенской ограды, почти как раз там, откуда он когда-то сделал свой замечательный этюдик, на котором вечный покой кладбищенских могил как бы перекликается с вечной жизнью там, за пределами кладбища, на степи, где поет свою весеннюю трель певец весны жаворонок.

Умер простой обыкновенный человек со всеми свойственными каждому правильными и ошибочными моментами жизни. Но этот человек как никто больше всего любил правду жизни и в ней прошел весь свой жизненный путь. Он никогда не жаловался на людей и всегда брал на себя всю тяжесть несправедливого поступка. Простой, мирный и беспомощный. Талантливый проникновенный художник. Он оставил нам свое недюжинное художественное наследство, которое до сих пор еще не вполне разобрано нами и поверхностно наспех расценено. Пройдут годы и время само произведет свою переоценку ценностей и жемчуг Каратановских произведений засверкает всей своей красотой и откроет нашим потомкам неувядающую прелесть страниц искусства Сибири.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.14

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Красноярская мадонна. Второй Столб. Западная стена
[caption id="attachment_32767" align="alignnone" width="350"] Второй Столб, Митра[/caption] Западную стену лучше всего обозревать с верхней части поляны Нарым. При первом же взгляде становится ясно, что перед нами фасад скального сооружения, а красивая восточная стена всего лишь тыл, черный ход. Второй Столб...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1910.
1910 год. Беркуты открывают на Первом Столбе хода Труба и Колокол. Компания Голубые покоряет Садик на северной стене Сокола и прокладывает ход Голубые катушки на Первый Столб. Первый красноярский кинолюбитель Чулков Михаил Прокопьевич заснял кинематографическую фильму о Столбах и столбистах. Дважды продемонстрировали свое искусство лучшие...
Сказания о Столбах и столбистах. Кто кого напугал?
Два друга, назовём их Большой и Маленький — подошли вечером к своей избе. Изба открыта. Похоже, в ней кто-то шевелится, а свет не горит. Решили пошутить. Давай кричать, стучать. — Бей, стреляй, держи! Даже самим страшно стало заходить в родную избу. Зайдёшь, а тебя поленом по голове. Вот Большой и толкнул Маленького...
Сказания о Столбах и столбистах. «Музеянка»
[caption id="attachment_31596" align="alignnone" width="350"] Дерябин Владимир Александрович[/caption] Эта изба была одна из самых старых на Столбах. Мы узнали о ней, когда наша тропа на «Грифы» пролегла рядом. С хозяевами мы знакомы не были, в избу не заходили. Побывать в ее...
Обратная связь