Тронин Владимир Александрович

Сказания о Столбах и столбистах. Памяти Боба

Владимир Тронин родился в селе Большой Улуй, знаменитом на всю Сибирь своими фантазерами и народной школой «художественного трепа». В иное время быть бы ему мэтром сибирской фэнтези, но социализму нужны были машиностроители...

Грызя гранит научного машиностроения, наивный деревенский фантазер попал в свирепые лапы городских романтиков, столбистов Н.Молтянского и В.Деньгина. В первый поход Н.Молтянский привел новых друзей к пользующемуся дурной славой Малому Беркуту... К гребню вершины вел единственный лаз вдоль щели с очертаниями латинской буквы «S». Ни кушака, ни веревки у студентов не было, и новичка Тронина на восхождение брать не рискнули. Парень, уже навсегда отравленный гибельной свободой столбизма, отошел к западному подножию утеса и вдруг увидел свой собственный путь по скалам. Когда восходители вернулись, их изумленному взору предстал деревенский «чайник», разгуливающий вверх-вниз по острому гребню Левого Крыла. Молтянский попробовал подняться по гребню и восхищенно завопил: «Ну, ты зверь! Дикий скальный зверь! Не успел до Столбов дойти, уже свой ход открыл!»

Внешность у нового столбиста была самая троглодитская: густейший еж волос, крупные негроидные черты лица, выпирающий подбородок... Вот и назвали его по О ’ Генри — Боб Акула.

Второй подвиг Боб Акула совершил летом 1961 года, построив с троицей друзей в предвершинной пещере скалы Сатурн в массиве Крепости столбовскую сказку — стоянку «Грифы». Уже среди первых грифовцев Боб прославился искусством «художественного трепа». Бывало, всю ночь напролет слушали они странного сибирского соловья, сочно и смачно, с какими-то хрюками и повизгиваниями воспевающего мудрых общежитских клопов.

За зиму и два лета Боб с друзьями успел обойти и облазить все Дикие, Дальние и Калтатские Столбы, а также съездить в альплагерь. Служа Родине в польских дубравах, буквально жил и бредил Столбами. Слал бесконечные письма с проектами замыслов, чертежами неслыханных еще в скалолазании тренажеров.

Вернувшись, Тронин завез в Красноярск неведомый сибирякам культуризм, поступил в Политехнический институт и начал свой третий столбовский подвиг длиною во всю жизнь. Все дела он вершил с присущей ему скромностью. Одетый в потертый брезент, рано располневший Боб так и остался для многих местным комиком, столбовским златоустом, и не все знают, что этот скромный бедняк — создатель одной из лучших в альпийском мире скальной академии красноярского «Буревестника». И до Боба были в «Буревестнике» какие-то всплески и любительские кружки, но у всей массы красноярского студенчества не было на Столбах ни одного пристанища. И вот появился Боб Акула и начал свой подвиг: домовито и кропотливо оборудовал под Китайской Стенкой стационарный лагерь альпинизма и скалолазания. Он же организовал регулярные тренировки в спортзалах. Появились первые тренажеры. Так было свито скальное гнездо красноярскому «Буревестнику», взлетевшему ныне на вершины Гималаев.

А сам зодчий, отдавший строительству скальной академии лучшую часть жизни, остался ни с чем и даже без работы. Последние годы Владимир Тронин жил, трудясь на полставки в обществе «Патриот», где о скалолазании знают лишь понаслышке...

Леонид Петренко

Реквием Бобу

Все сущее возникло из тьмы и во тьму обращается. Тьма небытия, пустоты — это бесконечный космос, в котором, как сияющая крупица, помещен наш Мир Жизни. Сияние Жизни поддерживается противодействием мраку небытия. Огонь звезд, зелень растений, тепло камня, доброта и любовь людей — вот ощутимый результат противодействия. Среди множества сущностей мира каждый человек проносит свой факел разума, вливающий света в ментальную среду Бытия. Как дерево не может осознать свою созидающую роль в поддержании Мира, так и люди в большинстве своем не придают особого значения протеканию жизней рядом идущих. И когда это течение внезапно прекращается, обнаруживается пустота, зияющая безответным мраком. В стремлении заполнить пустоту люди извлекают из своей памяти все, что связано с ушедшим. Вот тогда возникает образ более близкий истинной сущности человека, чем его облик, связанный с телом, одеждой, обыденным поведением. Этот образ проявляется со временем в устойчивую форму отображения ушедшего из жизни человека. С этого начинается его ментальное бессмертие.

Тронин Владимир. Непривычное для всех столбистов звукосочетание. Потому что мы привыкли к краткому слову БОБ. Одним этим словом охвачен весь колоритный набор человеческих признаков недавно ушедшего из жизни альпиниста, скалолаза, столбиста, инструктора, спортивного судьи, отца и мужа. Но самое главное — доброжелательного и отзывчивого на чужую беду товарища многочисленного столбовского единства.

Его природный дар растворения без остатка в любой компании вносил животворную струю в общение разнородных по характеру и возрасту людей. Плавно выстраиваемая череда событий, вытекающая из его рассказов, облекалась непостижимым образом в этакую былинную повесть, где герои из самых немыслимых ситуаций выходили победителями. Одна его особенность всегда поражала — как с помощью почти жаргонных определений Бобу удавалось оттенить ту или иную характерную особенность. Любил часто подчеркнуть: «Мы люди темные, из тайги», что звучало как извинение за возможную нелицеприятность сообщения. Но это было лишь своеобразное кержацкое суровье, которое удерживало ожерелье событий в единой логике байки. Такая законченность рассказов о товарищах по экспедициям, сборам, альпинистским лагерям, излагаемая при свете свечей в столбовских избах, создавала колоритный эпос, непоколебимый в сознании слушателей. И часто герои бобовских баек, не ведая того, носили ореол былинных героев со всеми их слабостями и достоинствами, а молодые скалолазы и альпинисты с благоговением впитывали основы «дубовой сущности» бродячего житья.

Взяв на себя обязанность сказителя, Боб тем самым создавал особый мир, в котором существовали как бы двойники его друзей, с чертами характера соответствующими идеалам автора. Будучи от природы интровертом, Боб в некоторой степени избегал углубления отношений за пределы столбовских интересов. Его служебная деятельность всегда имела альпинистскую направленность и это приводило к определенным потерям в его материальном плане. Тем не менее, он умудрялся балансировать между нуждами семейного очага и спортивно-бродячей жизни. Ореол отшельника неизменно витал над ним. Не обременяя окружающих, он старался выживать путем безобидного собирательства и утилизации того, что другим недосуг было ремонтировать и восстанавливать. Подшить старые трикони или вибрамы, а потом при случае подарить являлось своего рода утверждением рачительности в бесноватом мире вещей и приторных соблазнов «забугорной» жизни.

В свои 56 лет он не мог не почувствовать, что «новый русский мир» далек от романтизма шестидесятых годов, времени его молодости, что «крутость» заморских лейблов и лакированная чернота иномарок прикрывают безжизненную пустоту незрелых душ. «Торчки закукленные» — обычно характеризовал он таких, имея в виду их полную неспособность оценить юмор своего «трепа».

Многие, соболезнуя, скажут: «Бедный Боб!» А мне хочется возразить: «Бедный мир!» — ведь стало меньше еще на одну душу, проносившую факел жизни сквозь «заморочки» новой действительности, кидающей в жертву вещественному тлену людей, не восприявших его. Какой-нибудь администрирующий функционер, привыкший оценивать завершение жизненного пути количеством «раскорчеванных пней» в результате деятельности, не поймет о чем скорбь. Но любой знавший Тронина скажет: «Боб — это соль Столбов, он там растворен и поэтому бессмертен».

Геннадий Коваленко, «Грифы»

Ушел от нас столбовский златоуст. Кто будет теперь потешать и рассказывать байки? Нет тебя, Боб. Так неожиданно и преждевременно ты покинул нас, не соблюдая очередности. Доброго тебе пути. Память о тебе мы сохраним навечно в наших сердцах. А твои легенды и байки будем рассказывать внукам и правнукам.

Владимир Путинцев

Без малого почти что 40 лет
Он на Столбы ходил — ему здесь были рады.
Средь суеты и безработицы, и бед
Его рассказы были, как отрада.
Он знал историю стоянок и избушек.
Легенд хранил в уме, наверно, тыщу.
И если б титул был «Рассказчик лучший»,
Достойней Боба на Столбах не сыщешь.
Сам про себя он говорил, что «от сохи»,
И был на самом деле прост и чист.
А между тем любил и прозу, и стихи.
И был и тренер, и столбист, и альпинист.
Так спи спокойно, Боб, наш спутник по скитаньям!
Столбы осиротели без тебя.
Но байки все твои, твои сказанья
Читать и слушать будем мы, любя

Нелли Молтянская, «Грифы»

Нет больше с нами Боба... Он умер неожиданно для всех нас, и ничем нельзя было помочь... Иду по Столбам, и каждая скала, каждая полянка, каждый поворот тропы вызывают воспоминания.

Язык у Боба был своеобразный, и любое событие он мог расписать так, не уходя от истины, что участники событий, им описанных, начинали сомневаться: а так ли красиво было на самом деле? Позже его истории были сведены в циклы. Был цикл воспоминаний о детстве в Большом Улуе, армейский цикл (сюда примыкал рассказ о вступительных экзаменах в институт), столбовский цикл (все время пополнявшийся), цикл рассказов о поездках в горы, а также много рассказов на исторические темы или, к примеру, анализ современной международной обстановки. Многие выражения из его репертуара стали крылатыми, например, слова о том, как он «находил под нарами» в избах будущих чемпионов.

Увы, не будет больше его рассказов у костра, не осуществит свой замысел описать историю Столбов и столбизма...

В нашей памяти он останется всегда улыбающимся, находившим для каждого доброе слово, подходящую к случаю историю, готовым помочь всем, чем только можно.

Вспоминаются слова из известной песни Сергея Баякина:

Рюкзак, фонарь, широкий лоб —
Канает старикашка Боб.
Эй, старикашка, мимо не пройди.
Тебя послушать — все равно
Что в цирк сходить или в кино.
Ну, заходи, давай погрейся, посиди...

Прощай, Боб, и прости...

Владимир Деньгин, «Грифы»

Эпитафия Бобу Тронину

Со скорбью с тобой попрощались,
Дорогой наш Боб!
Часто будем теперь, встречаясь,
Вспоминать твой рассказ, что наводит озноб.
Незабвенный фольклор столбовского мира —
В каждом слове пожар!
Твоих уст несмолкающих лира
В нашей жизни звучала, как дар.
Но, увы! Все оставил земное,
Чтобы искрою в небо взлететь.
Будто отняли что-то родное,
О чем долго мы будем жалеть!

Александр Губанов

Ушел Боб...

Он, который уже давно стал неотъемлемой частью Столбов, носителем их легенд и историй. Мы привыкли к его кряжистой, неуклюжей фигуре, его льющимся неистощимым потоком рассказам. Все знали его и, казалось, он знал всех и обо всех. Мы привыкли встречать его на Столбах и слушать его постоянные жалобы на «каркас» (так он называл свое тело). Мы относились к нему не совсем серьезно, думая, что он вечен, как и родные ему Столбы. Боб все время пытался записать переполнявшие его рассказы, которые лились из него, как из Швейка, но так и не записал. Случилось так, что последний свой рассказ он принес в нашу газету, а также просил перепечатать его рассказы из «Столбовских вертикалей», и мы это обязательно сделаем. Боб безотказно судил многочисленные соревнования, тренировал молодежь и относился к этим делам очень серьезно, как к главным в своей жизни. Боб сплачивал людей, являясь связующим звеном между молодежью и старшим, уже ставшим легендарным поколением. А теперь он уже и сам превратился в легенду...

С.С.

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Тронин Владимир Александрович
Деньгин Владимир Аркадьевич
Деньгин Владимир Аркадьевич
Боб Тронин. Сказания о Столбах и столбистах

Другие записи

Красноярские Столбы (из воспоминаний). II. Стоянка "Беркуты"
[caption id="attachment_7675" align="alignnone" width="184"] Абрамов Борис Николаевич[/caption] В северном развале 2-го столба в хаотически разбросанных огромных камнях, обосновалась в 1911 году, стоянка столбистов, носившая гордое название «Беркуты». Это была одна из лучших скалолазных стоянок того времени. Создавалась она не сразу...
Байки. Бурундуки и люди
В лето 2008-го как никогда много бурундучков выбегало к людям. Выпрашивали подачку у скал, шныряли по дороге. Год был в тайге неурожайный. Шли мы со Столбов с Радий Александровичем Коловским, биологом, он мне и сказал: «Все они погибнут, запасов в зиму не сделали». Потом я рассказал об этом Володе Каратаеву: «Знаешь, что с этими бурундуками...
Край причудливых скал
Красноярское краевое издательство-1952 Знакомство с Куйсумскими утесами Первые шаги «столбистского» движения «Столбы» в дни революции 1905 года «Столбизм» в период с 1910 по 1920 год В Эстетическом районе заповедника Моховой ключ. Такмаковский район. Калтатское ущелье Возникновение массового туристского движения Скалолазание...
Пик Победы взят
Выдающееся достижение советских альпинистов Пик Победы (Киргизская ССР). 31. (ТАСС). Штурмовая группа экспедиции общества «Спартак» и Казахского альпинистского клуба после тринадцатидневного штурма вчера взяла пик Победы. Советские альпинисты взошли на единственный непокоренный в нашей стране и самый северный в мире семитысячник. Многие годы высочайшей вершиной...
Обратная связь