Кудашов В.И.

Отзыв на статью "Столбизм как феномен гармонии человека и природы" доктора технических наук, профессора Лаптенка Валерия Дмитриевича

К статье В.Д. Лаптенка

Несмотря на довольно большое количество различных научных исследований и художественных публикаций о Красноярских «Столбах» и феномене «столбизма», данная тематика представляется далеко не исчерпанной и, возможно, неисчерпаемой. Дело в том, что познание природы неисчерпаемо в принципе, а взаимодействие человека с уникальными природными комплексами увеличивает сложность и многообразие этих человеко-природных систем. За более чем полуторавековой период существования столбистское движение прошло целый ряд этапов своего развития, каждый из которых достоин стать предметом внимательного рассмотрения. В эпоху экологического и социального кризиса, переживаемого в последнее время, особую актуальность приобретают исследования уникальных примеров гармоничных экосоциальных систем, дающих примеры реального, а не декларативного устойчивого развития. Поэтому очень отрадно появление работ, в которых на конкретных примерах раскрываются возможности гармоничного сосуществования человека и природы, а также демонстрируются мировоззреческие, духовные основания такой гармонии.

Профессор В. Д. Лаптенок, известный ученый, является одним из основателей и руководителей современного этапа столбистского движения, поэтому его огромный личный опыт, помноженный на теоретическую рефлексию столбистской практики в ее различных проявлениях, представляется крайне важным для осмысления и интерпретации как самого феномена «столбизма», так и его духовных основ. В своей статье В. Д. Лаптенок доказывает, что бесстраховочное лазание по скалам способствует тренировке специфических качеств, что фактически принимает особую форму духовной практики с признаками медитации. Это утверждение вполне может быть верифицировано многими спортсменами-альпинистами, активно использующими различные психофизические технологии в своей деятельности. Что же касается дальнейшего вывода В. Д. Лаптенка о том, что и сам «столбизм является одной из разновидностей духовной практики», то данное утверждение представляется если не спорным, то заслуживающим уточнения.

Мне лично ближе представление о «столбизме» как чрезвычайно многогранном явлении, включающем в себя конвергирующие, то есть взаимно усиливающие природно-экологические, социально-культурные, психофизические и эмоционально-духовные аспекты. Сводить все это многообразие исключительно к духовным практикам представляется весьма спорным, поскольку сведение целостного явления к его части может оказаться неоправданным редукционизмом, чреватым обеднением сложного феномена. Мне кажется, что и сам В. Д. Лаптенок далек от подобного редукционизма, поскольку в своей статье он уделяет большое внимание самым разным аспектам столбизма, подчеркивая, например, огромную культурную и воспитательную роль столбовских компаний. Тем не менее, я глубоко разделяю авторский интерес к духовным практикам, в частности, различным видам медитации и убежден в необходимости именно такого ракурса исследования многогранной культуры столбизма.

Поэтому в заключении хотелось бы полностью поддержать авторскую интенцию о необходимости серьезных научных исследований и философского осмысления пересекающихся сфер мировых медитативных практик в природной среде и специфически столбистских культурных форм их реализации.

 

Зав. кафедрой философии Гуманитарного института
Сибирского федерального университета,
доктор философских наук, профессор,
председатель Красноярского философского общества
В.И. Кудашов

Автор →
Кудашов В.И.

Другие записи

Ручные дикари. Елочка и Светик
В жаркий июньский день по пыльной дороге медленно двигались две унылые старческие фигуры... Старики тащили в руках что-то большое, тяжелое... Да это лосята! Интересно, куда они их тащат? Шофер приостановил машину. — Эй, деды! Откуда и куда? — Подвези, друг! — в один голос стали просить старики. — В беду мы попали! Оказывается,...
Россыпушка
Это очень интереснее место находится между Китайской стенкой и Откликными, если идти по тропе, то с левой стороны. Но больше всего здесь бродят ягодники, выискивая самую раннюю ягоду жимолость, которой здесь много, а позднее чернику, да и бруснику. Периодически здесь...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1910.
1910 год. Беркуты открывают на Первом Столбе хода Труба и Колокол. Компания Голубые покоряет Садик на северной стене Сокола и прокладывает ход Голубые катушки на Первый Столб. Первый красноярский кинолюбитель Чулков Михаил Прокопьевич заснял кинематографическую фильму о Столбах и столбистах. Дважды продемонстрировали свое искусство лучшие...
Охрана памятников природы
Сообразно тезисам, доклад о заповедниках нашего края имеет две части — вступительную первую и вторую собственно доклад об организации у нас охраны природы в целом и ее частях. Первая часть взята, как предпосылка ко второй и не требует, в сущности, своего развития, тем более что динамика населения и его экономика стоят в отдельных докладах...
Обратная связь