Кудашов В.И.

Отзыв на статью "Столбизм как феномен гармонии человека и природы" доктора технических наук, профессора Лаптенка Валерия Дмитриевича

К статье В.Д. Лаптенка

Несмотря на довольно большое количество различных научных исследований и художественных публикаций о Красноярских «Столбах» и феномене «столбизма», данная тематика представляется далеко не исчерпанной и, возможно, неисчерпаемой. Дело в том, что познание природы неисчерпаемо в принципе, а взаимодействие человека с уникальными природными комплексами увеличивает сложность и многообразие этих человеко-природных систем. За более чем полуторавековой период существования столбистское движение прошло целый ряд этапов своего развития, каждый из которых достоин стать предметом внимательного рассмотрения. В эпоху экологического и социального кризиса, переживаемого в последнее время, особую актуальность приобретают исследования уникальных примеров гармоничных экосоциальных систем, дающих примеры реального, а не декларативного устойчивого развития. Поэтому очень отрадно появление работ, в которых на конкретных примерах раскрываются возможности гармоничного сосуществования человека и природы, а также демонстрируются мировоззреческие, духовные основания такой гармонии.

Профессор В. Д. Лаптенок, известный ученый, является одним из основателей и руководителей современного этапа столбистского движения, поэтому его огромный личный опыт, помноженный на теоретическую рефлексию столбистской практики в ее различных проявлениях, представляется крайне важным для осмысления и интерпретации как самого феномена «столбизма», так и его духовных основ. В своей статье В. Д. Лаптенок доказывает, что бесстраховочное лазание по скалам способствует тренировке специфических качеств, что фактически принимает особую форму духовной практики с признаками медитации. Это утверждение вполне может быть верифицировано многими спортсменами-альпинистами, активно использующими различные психофизические технологии в своей деятельности. Что же касается дальнейшего вывода В. Д. Лаптенка о том, что и сам «столбизм является одной из разновидностей духовной практики», то данное утверждение представляется если не спорным, то заслуживающим уточнения.

Мне лично ближе представление о «столбизме» как чрезвычайно многогранном явлении, включающем в себя конвергирующие, то есть взаимно усиливающие природно-экологические, социально-культурные, психофизические и эмоционально-духовные аспекты. Сводить все это многообразие исключительно к духовным практикам представляется весьма спорным, поскольку сведение целостного явления к его части может оказаться неоправданным редукционизмом, чреватым обеднением сложного феномена. Мне кажется, что и сам В. Д. Лаптенок далек от подобного редукционизма, поскольку в своей статье он уделяет большое внимание самым разным аспектам столбизма, подчеркивая, например, огромную культурную и воспитательную роль столбовских компаний. Тем не менее, я глубоко разделяю авторский интерес к духовным практикам, в частности, различным видам медитации и убежден в необходимости именно такого ракурса исследования многогранной культуры столбизма.

Поэтому в заключении хотелось бы полностью поддержать авторскую интенцию о необходимости серьезных научных исследований и философского осмысления пересекающихся сфер мировых медитативных практик в природной среде и специфически столбистских культурных форм их реализации.

 

Зав. кафедрой философии Гуманитарного института
Сибирского федерального университета,
доктор философских наук, профессор,
председатель Красноярского философского общества
В.И. Кудашов

Автор →
Кудашов В.И.

Другие записи

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 40-е годы. 1940
1940 год. Издан первый выпуск «Трудов заповедника Столбы». Издание задумано еще Тугариновым и Яворским. В Красноярске поселяется Киренский Леонид Васильевич (1909-1969 гг.) — столбист, физик, академик, создатель академической науки и классического университетского образования в Красноярске. Умирает на своем рабочем посту, заполняя рабочий журнал первый метеоролог М.И.Алексеев...
Сказания о Столбах и столбистах. «Шахтерка» (наброски)
[caption id="attachment_31585" align="alignnone" width="256"] Шалыгин Анатолий Алексеевич[/caption] За несколько лет до того, как привела судьба нас на Столбы, там было очень весело. Шумела, гудела хрущевская оттепель. Ошалелый от свободы народ шел в горы, в тайгу, на Столбы — строить новые...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 50-е годы. 1954
1954 год . Площадь заповедника увеличена до 47400 га. Наторены тропы по засечкам 1945 г. на Дикие Столбы через Барьеры и Иджимский хребет. Под эгидой отраслевых ДСО «Трактор», «Медик», «Искра» строятся избы-спортбазы Старое Магнето, Искровка, Медичка (строители Медички: Алекс. Слинков,...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1913
<% image = "/Mat/Babiy/memtep/tep1544.jpg"; attr = "align=left"; %> 1913 год . Самостоятельно на Митру по классическому пути лазят Н.Д.Леушин, Н.К.Степанов (Беркуты), братья Безнасько, В.Клюге (Волки), А.Яник, Д.Зорин (Голубые), Соколов Макар Павлович (Вольные) — будущий глава красноярской администрации (1929 год). Манскую Стенку покоряет лидер компании...
Обратная связь