Ферапонтов Анатолий Николаевич

Восходители. Горам свойственно убивать людей

Наверное, ни один особняк для нынешних нуворишей не строился так споро, как часовня Памяти погибших альпинистов на Лалетинском кордоне, по дороге на Столбы. Протоиерей о. Федор освящал ее закладку лишь в ноябре прошлого года, а ныне часовня уже прямо-таки светится желтизной венцов из сибирского кедра, белым металлом крыши, голубизной маковок и позолотой крестов на них. Колокола же для этой таежной красавицы отольют в Воронеже. Архитектор Константин Шумов исполнил ее проект в суровом, без малейших излишеств, стиле, называемом клетевым: подобные часовни ставили на севере Руси наши предки многие века назад.

Идею возведения поминальной часовни давно уже внушал своим друзьям старейший столбист, заслуженный полярный летчик Анатолий Василовский. Он немного не дожил до воплощения ее. Мотором строительства стал красноярский Православно-монархический союз; немалую помощь на самых важных первых порах оказывал Александр Усс, тогда еще кандидат в депутаты Законодательного собрания. А после некоторой заминки в строительстве к делу подключился именитый наш альпинист, дважды «Снежный барс», а ныне директор Академстроя Юрий Сапожников. Продюсерский центр «Елена» выделил деньги для памятного камня, купил для часовни икону, принадлежавшую некогда купцу Гадалову и необходимую церковную утварь.

Всего их 30 — красноярцев, погибших в горах; первый был засыпан лавиной на склоне пика Победы в 1961 году, последние шестеро приняли мучительную смерть также под лавиной, на пике Коммунизма в 1989 году. С тех пор Бог милует. Их имена я собирал в течение года, перепроверял, уточнял, и теперь мартиролог полон. А сколько погибло за столетие с лишним на Столбах, неизвестно никому.

Над концепцией собственно мемориала, который расположится близ часовни, работает на общественных началах группа художников. Что они решат, как это будет выглядеть — мы скоро узнаем, увидим. Хорошо бы им, творцам, не забывать, что последние из погибших — это на сегодняшний день последние. А пока красноярцы еще ходят в горы, и горам свойственно людей убивать: лавины, камнепады, срывы с высоты, горная болезнь — что там бишь еще.

Есть в истории часовни Памяти погибших альпинистов еще один интересный штрих: впервые сруб часовни был собран в одном из лагерей в Решотах. Умелый зэк по заказу сам выбирал лесины, сам рубил и складывал венцы. Подошел срок его освобождения, и зэк остался там: уж слишком любил он свое творение, да и зона благоговела. Собрал, разобрал, проследил за погрузкой и уехал домой; вот уж буквально: на свободу — с чистой совестью Хотелось бы пожать ему руку.

 

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов А.Н. Восходители

Другие записи

Избы
Туристические избы — это упорный труд, выдумка, творчество сотен людей к созданию романтического уюта в жёстком сибирском климате. Было построено множество изб, но большинство из них превратились в пламя, в дым, в воспоминания. Избы строили для общения с друзьями, с природой. Администрация, милиция, лесоохрана наотрез отказывалась понимать строителей изб и стоянок....
Ударник научного фронта
35-ти летний юбилей трудовой деятельности т.Косованова В.П. В мае с.г. исполняется 35-летие трудовой деятельности научного работника и общественного деятеля В.П.Косованова. Родился он в 1880 г., в крестьянской семье с.Лугавского, Б.-Муртинского района. В 1897 году окончил Алтайское горное училище и с 1898 г. начинается его работа горным техником, маркшейдером, геологом на рудниках,...
Ручные дикари. Лисси и Гай
В углу большой вольеры — три ящика, поставленные один на другой. В отверстии верхнего ящика виднеются две мордочки: черная и рыжая. Уютно пригревшись, зверята спят, тесно прижавшись друг к дружке: ухо к уху, носик к носику. Это две лисички: Лисси и Гай. У рыженькой Лисси мордочка острая, длинная, глазенки лукавые,...
Красноярская мадонна. Пирамида Красноярска - Первый Столб. Лазы на Коммунар (южную вершину Первого Столба)
Ныне на «Коммунар» имеется три полноценных лаза от южного подножия до вершины. Лазы эти как мозаика народного творчества составлялись кусочками, по частям на протяжении десятилетий разными людьми. Классический выход на вершину через северную «Горизонталку» и «1-ю, 2-ю Вертикалки» с западного...
Обратная связь