Ферапонтов Анатолий Николаевич

Байки от столбистов - III. Партийные истории. Что нам стоит...

В конце 70-х я был директором спортивной школы и тренировал сборную края по санному спорту. Тогда в СССР саночники были немногочисленны и диковинны; чемпионаты же проводились, медали и зачетные очки раздавались щедро, а, как известно, партийные секретари к спортивным успехам относились ревниво: очки и медали им как будто бы вменялись в план соцобязательств или как там у них это называлось.

Однажды зимним утром я был разбужен звонком в дверь. За дверью стоял совершенно незнакомый человек, который вежливо, но настойчиво предложил мне одеться и следовать за ним в машину. Нет, это не был арест: мне надлежало ехать в закрытый город Красноярск-45 для обсуждения перспектив строительства там большой санной трассы. "Насчет тренировок не беспокойтесь, с начальством все согласовано«,- добавил курьер.

В закрытом городе мы подкатили к подъезду горкома и прошли прямо в кабинет тов. Серебряного, первого секретаря. Хозяин города поглядел на меня долго и с прищуром, хмыкнул отчего-то и приказал: «Вон, сзади, гора. Осмотри ее хорошенько, потом расскажешь нам, как строить. Устройся в гостиницу, отдохни немного и приступай». !??.. Я начал было говорить, что хороший склон можно оценить с первого взгляда, а склон действительно хорош; теперь нужны топосъемка, проект: но тов. Серебряный барски махнул рукой: «Ты ничего не говори. Иди, вот он тебе объяснит».

Он — это был председатель местного спорткомитета Толя Говор. Когда мы вышли на улицу, Толя мне сказал: «Послушай, не будет ни съемки, ни проекта. Сходи, потопчи там снег, потом нарисуешь на бумаге, так и построим».

Немую сцену в «Ревизоре» видели? Ну, так у горкомовского подъезда я ее один исполнял. Толя мне сочувствовал, он хороший был парень и дока в спорте, он понимал, что санная трасса — это сложное техническое сооружение, но — партия велела:

Как человек равно беспартийный и бесстрашный, я махал руками, топал ногами и кричал, что скорости на трассе за 70 км/ч, что не намерен подчиняться самодурам и уезжаю немедля. Толя улыбнулся и мягко сказал: «Кто ж тебя, дурашка, отсюда выпустит?».

Весь остаток дня я ползал по пояс в снегу, тоскливо думал о том, что бессилен, но обязан. Вам знакомо такое сложное чувство? Вечер мы коротали с Толей за литровой бутылкой «Пшеничной», и уж тут он мне, расслабившись, говорил, как плохо, когда у твоего дурака-начальника еще и сильная воля.

Наверное, это возможно только в запретных соцгородах: я был единственным постояльцем пятиэтажной гостиницы, а утром — единственным посетителем просторного кафе.

Теперь предстояло запастись мясом, каковое в Красноярске, если кто уже позабыл, отсутствовало в свободной продаже. В магазин я шел, уже наученный Толей: свинина 1 категории стоила тогда 2 руб. 10 коп., но ее никто не покупал. На вторые сутки мясо уценивали до 1 руб. 90 коп., перекладывали в соседний отдел, и там уже появлялась небольшая, но все-таки очередь. Нужно ли говорить, что покупал я сегодняшнее мясо без очереди. А большой спортивный баул одолжил мне все тот же Толя Говор: «В Красноярске заберу».

Ровно в полдень я сел в черную «Волгу» партсекретаря, которая подвезла меня к трапу самолета в Заозерном, минуя контроль и взвешивание багажа, а у меня было что взвешивать.

Что, проект трассы? Вообще-то он занимает несколько толстых альбомов. Мне хватило одного листка, нарисовал еще вечером между второй и третьей:
Вернувшись в Красноярск, я все же пошел к председателю крайспорткомитета и стал объяснять абсурдность начинания, но тот меня перебил: ты свое дело сделал? Вот и успокойся.

В начале лета мы встретились с Говором на краевой спортивной конференции, и он сказал, что стройка идет полным ходом. К осени совесть меня заела, и я стал требовать повторной командировки к нарождающемуся телу своего непрошеного дитяти. Но тут и сам Серебряный запросил: присылайте специалистов. Полетели мы вдвоем с Виктором Казаковым, который вообще-то был авиаинженером, но здорово разбирался в конструкциях санных трасс. Гадали весь путь: ну, что там они могут строить? Ужа? Ежа?

Мы недооценили тамошних ребят. Вообще, я давно убедился, что у наших инженеров встречаются нередко золотые головы, а у рабочих — золотые руки. Так вот, ребята, в глаза не видевшие настоящих санных трасс, не имея чертежей, придумали свою конструкцию шпангоутов, сообразили, как, чего и куда выводить, и могли бы сотворить чудо, но...

Их подвела топография, вернее, отсутствие ее. Подгоняемые начальством, они начали строить разные куски трассы сразу с двух точек. Построив три виража внизу и два посередине, вбухав в эти виражи не менее ста кубов пиломатериалов, они как-то постепенно поняли, что логично состыковать эти участки не могут.

Спутник мой, понимающий в трассах, долго ходил по склону, качал головой, что-то зарисовывал и на вопрос «Так что же делать?» пожал плечами и флегматично произнес: «Ломать».

Пару лет спустя мне сказали, что и тех кусков трассы больше нет: растащили на дачи. А жаль, фантастическая это была картина, и могла трасса стать если не памятником архитектуры, так первой достопримечательностью города. Вообразите: прямо над центральной площадью — крутая гора, поросшая густым лесом. В центре этой горы высится над кронами сосен рукотворное кольцо диаметров в 20 метров. Оно имеет начало и конец. Ведущие никуда и ниоткуда...

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов А.Н. Байки III

Другие записи

Грифы: прогулка на избу
Глава из сборника творчества столбистов "Нигде в мире-6", выпущенного к 60-летнему юбилею компании Грифы. Книгу можно заказать у автора  Деньгина Владимира Аркадьевича по телефону +7 (908) 208-06-25 или в ВК Текст в PDF файле - глава_Грифы: прогулка на избу_из книги...
Байки от столбистов - III. О самом печальном. Смертельная веревочка
За всю многолетнюю историю скалолазания, на соревнованиях погиб только один спортсмен. Это был мой спортсмен. Двадцать первого июня 1975 года Сережа Соколов падал со скалы Такмак вместе с огромным камнем. Этот камень, ударившись углом, оставил точечный след на скальной полке чуть ниже места срыва, но именно...
Ветер душ. Глава 9
Последний поход нашей секции к Большой Бутаковке. Последний и самый славный. Надвигался вечер. Конечная шестерки на Медео удивительно пустынна и одинока. Конец смены. Водитель нацелен вниз домой, немногие пассажиры-работяги, обслуживающие высокогорный каток, тоже торопятся. Они удивленно оглядываются на нас. А як же... Местный колорит — люди с большими зелеными...
Восходители. МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Кадочников Альберт 1960 пик Победы Артанов Александр 1961 Ушба Борисенко Валерий 1973 Хан-Тенгри Пятанов Александр 1973 Шлем Катуков Анатолий 1975 Ягноб Пак Алексей 1977 Варзоб Лутченко Валерий 1977 Байлян-Баши Гладков Василий 1977 Акташ Дорогов Борис 1978 Мехнат Салагаев Игорь 1980...
Обратная связь