Худоногов Юрий Иванович
Старинная, от казаков, сибирская родословная. Кроме него в семье были ещё старший брат и сестра. Родители расстались в конце 1920-х годов, и отец-поляк вместе с фамилией был навсегда вычеркнут из семейного круга. Детям переписали польскую фамилию на родовую по линии матери. Своими сибирскими, казачьими корнями он очень гордился и собирал возможные источники с необычайным вниманием. Любовь к Сибири была почти магическая, не представлял себя вне эпических просторов, без гор, «Столбов», степей… Видимо, генетический польско-казачий сплав, да и уклад семьи — строгий, сдержанный, но вольнолюбивый, и сотворили сильный характер: открытый и вдумчивый, глубокий и твёрдый.
В 1936-1940 годах учился в Красноярской художественной школе у Дмитрия Каратанова, ученика Архипа Куинджи. По совету учителя весной 1941 года отправил свои рисунки и акварели в Ленинград, в Академию художеств, получил положительный ответ и приглашение к конкурсу. Вместо учёбы в академии были фронт, ранения, госпитали, за бои под Кёнигсбергом — награда, орден Красной Звезды, и долгое восстановление после тяжёлого ранения.
Только в 1952 году окончил Ленинградское художественное училище им. И. Н. Крамского и возвратился в Красноярск. Преподавал в художественной школе, Красноярском художественном училище имени В. И. Сурикова. С 1949 года художник постоянно выезжал на юг Красноярского края — в Хакасию. Здесь и открывается необычайный дар живописца — видеть цвет во всей глубине палитры. Восхищает размах далей и просторов — синтетический мощный образ земли. В Хакасии происходит абсолютное слияние художника со своей будущей творческой темой: органичное проникновение в образ. Хакасские пейзажи Худоногова становятся сибирской классикой. Изумляет точность (пластическая и живописная) закатов и рассветов, горизонтов гор и пространства степи. Материальность цвета, экспрессивность и чуткость кисти не знают прошедшего времени. Подлинное искусство всегда современно, ибо обращено и к человеку. Среди работ живописца следует отметить: «Летят журавли», «Город», «Подсолнухи», «Прошли дожди», «Стулья». Его увлекают формообразующие составляющие: плоскость и предмет, основы цветовой живописи. В этом направлении Худоногов был первым. Первым — означает, что приходилось отстаивать право быть собой, право на творчество.
Юрий Худоногов был постоянным участником краевых, республиканских, всесоюзных, международных выставок с 1952 года.
Источник http://www.krskstate.ru/nasledie/khudonogov