Тронин Владимир Александрович

Яркие молнии

Скалолазание

Каждый отдыхает по-своему. Мы в свободное время прилетели в Крым готовить трассы и судить соревнования чемпионата СССР по спортивному скалолазанию. Пока первый троллейбус в тумане идет к Ялте, вспоминаются строки из старой книги: «В 1949 году на соревнованиях по скалолазанию в Ялте впервые приняли участие красноярские столбисты. Из-за незнания правил альпинизма выступили неудачно, но удивили всех оригинальной техникой лазания, быстротой передвижения по трассе, смелостью и отвагой».

Победы к сибирякам пришли позже.

...Рядом с поселком Симеиз — скалы. Здесь уже несколько лет проводятся крупные соревнования, но новые трассы сделать еще можно. У самого моря красивейшая скала «Крыло лебедя» — неприступно отвесная с трех сторон. Всего несколько лет назад на ее стенах с отрицательными участками никто не решался готовить трассы даже всесоюзных соревнований: они считались непроходимыми. Но настало время и для них.

Статьи, очерки, книги о спортивном скалолазании воздают должную славу чемпионам, но совсем незаслуженно забывают о тех, кто готовит трассы высшей категории сложности, И чтобы правильно ее сделать, надо иметь не только специальную подготовку, но и солидную теоретическую базу, до тонкостей знать правила соревнований, все современные направления и уровень подготовки спортсменов с учетом завтрашнего дня.

У скал Симеиза собрались люди из разных мест. Юрий Смирнов из Ленинграда, Владислав Смирнов из Алма-Аты, Сергей Антонов из Москвы. Красноярск представляли судьи республиканской категории, мастера спорта Николай Захаров и Сергей Ченцов, кандидат в мастера спорта Александр Хороших, а также Владимир Лебедев, Василий Быстров и автор этих строк.

Непосвященный зритель равнодушно смотрит на страховочные лебедки, намертво прикрученные к бетонным плитам, на яркие линии ограничений, приклеенные к скале. Он недоволен тем, что слишком далеко от площадок старта и финиша натянуто запрещающее ограждение. Он не знает, сколько труда стоило затащить, укрепить, отрегулировать лебедки для данной трассы, как под «раз-два взяли» поднимались и крепились тяжелые — с многократным запасом прочности — блоки на мощных клиньях, забиваемых в щели на скале. Даже промывка нового троса от заводской смазки превращалась в проблему. Трос стометровый, его можно растянуть только на асфальте. А по дороге каждую минуту идут машины. И бегают эту стометровку судьи — один с банкой солярки, другой с тряпками. В конце работы все чумазые. Зато спортсмены не запачкают свои, в большинстве белые, костюмы.

Пока делали страховку, испытывали ее на все варианты работы, авторы трассы и ее первопроходцы десятки раз «проходили» ее глазами. Блестели бинокли, делались зарисовки. Слышалось: здесь не пройти, там пока неясно, давайте попробуем тут...

Первопроходец пристегнулся к тросу. За ручки лебедки садится опытный судья. Начинается подъем. Все лишние уходят подальше. Идут в работу лом, молоток, железная щетка. Грохочут летящие камни, падают сучья, корни, мох. Если же скала чистая, начинают ее обследовать снизу или по участкам. Отбивают зацепки там, где слишком легко. Делают их там, где совсем не пройти.

Владимир Лебедев из-за травмы не попал в сборную России. Но у него ответственная задача — помочь готовить и показать (пройти первым) длинную трассу мужчин — «гвоздь программы». По лазанию первопроходцев старшие судьи определяют не только примерное место прохождения трассы, но и приблизительный процент тех, кто покорит ее. Думают и о тех, кому она окажется не под силу: высчитываются места возможных срывов, сбиваются острые углы — ниже и рядом. На эти участки обращается особое внимание страхующих. Все они опытны, но в вопросах страховки нет мелочей.

Яркими молниями перечеркнули скалу ленты ограничений на трассах парных гонок и индивидуального лазания. Особенно красива разметка домбайских связок. Красные кружки — промежуточные крючья. Треугольники — пункты приема. Квадраты — места спуска. Но и работы здесь больше. Скала — монолит, щелей нет, простой крюк не забьешь. Вот и долбят стену шлямбуром. Упорно стучат молотками наш Захаров и Смирнов из Алма-Аты. Мы страхуем их на лебедках. Руки на рычагах. Все внимание наверх: ты отвечаешь за жизнь товарища.

Но вот и конец работы. Твой подопечный сел на спусковую веревку. Трос легко сходит с барабана. Дело сделано. Сидим возле свечи: костер разводить нельзя. Звучит гитара. Песни о горах, о скалах и дорогах. Мы поем наши столбистские. Хочется домой. Но завтра первый старт. Парные гонки.

В.Тронин,
судья республиканской категории

Ялта — Красноярск

Материал предоставлен В.А.Деньгиным

Автор →
Предоставлено →
Тронин Владимир Александрович
Деньгин Владимир Аркадьевич

Другие записи

370 лет рядом со «Столбами»!
Только, что Красноярск отметил свой юбилей. 370 лет город жил рядом с интереснейшим созданием Природы, ставшим традиционным местом отдыха — «Столбами». В последствии они были определены заповедником, по настоянию самих горожан, очень тогда его любивших. Но в текущие годы мы загубили заповедник. Поэтому напоминаем, что в заповедниках категорически запрещены...
Некролог о кончине Г.Д.Дулькейта
Коллектив государственного заповедника «Столбы» с глубоким прискорбием сообщает, что на 92-м году жизни после продолжительной болезни скончался доктор биологических наук ДУЛЬКЕЙТ Георгий Джемсович, и выражает соболезнование родным и близким покойного. Вынос тела состоится 14 августа в 14 часов дня по адресу: ул.1-я Боровая, 4, кв.3. «Красноярский рабочий», 13.08.88 г....
Некролог о кончине Е.А.Крутовской
Красноярская наука, общественность понесли тяжелую утрату. На семидесятом году жизни скончалась старший научный сотрудник управления Красноярского государственного заповедника «Столбы», персональный пенсионер Елена Александрова Крутовская. Е.А.Крутовская родилась 24 сентября 1914 года в Красноярске. Окончила Красноярский педагогический институт. С 1938 года вся жизнь и деятельность Е.А.Крутовской связана...
Где живет Дикси
Каждое посещение «Столбов» — радость. Ни только для меня, но и для многих сотен красноярцев. Хотя добраться туда — не так-то просто: шесть километров в гору пешком, всякий вид транспорта, даже детские санки, в заповеднике запрещен. И все-таки множество людей в будние дни и особенно по выходным, чаще всего с детьми, вереницей идут...
Обратная связь