А.Виноградов «Красноярский рабочий»

Оставим ненужные споры

когда речь идет о проблемах заповедника «Столбы», считает автор предлагаемой статьи, научный сотрудник отдела природы Красноярского краеведческого музея, биолог А.В.Виноградов. С просьбой поделиться своими мыслями относительно многочисленных публикаций «Красноярского рабочего» о проблемах «Столбов» редакция обратилась к нему не случайно. В свое время А.В.Виноградов принимал деятельное участие в создании национального парка «Самарская Лука» в Жигулях, сейчас много и серьезно занимается изучением заповедников, национальных парков и других охраняемых государством природных территорий

На мой взгляд, Столбы для красноярцев - не просто удивительное творение природы, красивые скалы, хорошее место для отдыха. Это гораздо большее: часть их самосознания, символ Родины. Слово «столбист» часто звучит синонимом слова «патриот». И это справедливо. Главное, мне думается, даже не в том, что из столбизма развились такие виды спорта, как скалолазание, горный туризм и альпинизм. На Столбах молодежь получает хорошую человеческую закалку. Она растет физически сильной, смелой, умеет ценить дружбу и товарищество, а это в жизни немало. Бывая на Столбах, я всегда думаю: хорошо, если бы везде были такие уголки родной природы, с которыми люди связывают понятие Родины. Через свое, малое, родное мы начинаем любить и понимать наше Отечество.

Однако сегодня воспоминания о Столбах чаще связаны с грустью. Уж очень много споров, криков, нападок разгорелось вокруг заповедника. Страсти накаляются все больше. И главный «спор» ведется между администрацией заповедника и созданным не так давно обществом столбистов, которое воспринимает сегодня заповедный режим чуть ли не как угрозу столбизму. Не хочу брать на себя роль судьи и разбирать, кто прав, кто виноват. Дело, по-моему, в другом: в недостатке наших знаний о заповедниках, о режиме их работы, принципах существования. Вот об этом и хочу поговорить.

Что представляет из себя заповедник «Столбы»? Это не только красивые скалы, но и характерный «кусок» южного сибирского горно-таежного комплекса. На протяжении многих лет здесь составляется «Летопись природы», находятся под охраной государства растительный и животный мир, типичный для Восточного Саяна. На Столбах обитают редкие виды амфибий и рептилий, встречаются редкие виды рыб, богат мир беспозвоночных, особенно насекомых. И все это требуется сохранить! Понимают ли это столбисты?

Трудно заподозрить в нечестности тех из них, кто ратует за защиту Столбов. Но, может быть, они обманывают сами себя? Ведь основная задача столбистов - сохранение не природного комплекса, а столбизма. Мне приходилось общаться со многими из них. Убедился, нередко в представлении столбистов скалы - не природные объекты, требующие охраны, а нечто вроде спортивных снарядов. «Своеобразным стадионом скалолазов» назвал заповедник председатель оргкомитета общества столбистов Б.Н.Абрамов в корреспонденции, опубликованной в «Красноярском рабочем» 10 января этого года. Конечно, столбисты понимают, что какие-то природоохранные меры предпринимать надо. Свою деятельность общество начало с субботника в туристско-экскурсионном районе. Дело необходимое при большом наплыве людей. Но почему же тогда в штыки встречаются действия администрации заповедника по соблюдению правил охраны природы? Любые меры по урегулированию посещений заповедной территории? Не потому ли опять, что заповедник для столбистов - «своеобразный стадион», а не охраняемая территория? По сути, столбисты требуют от администрации заповедника невозможного: перестать выполнять свои прямые обязанности - охранять заповедный режим. Что это такое? Высшая форма охраны территорий, исключающая всякое хозяйственное использование, в том числе и туристическое посещение.

Конечно, для Красноярского заповедника есть свое исключение. Невозможно запретить людям ходить на Столбы. Так сложилось исторически, и, думается, нет никакой необходимости рвать эти традиционные Связи, лишать красноярцев общения с прекрасным уголком природы. Тем более, что со Столбами связаны многие исторические события, здесь зарождались революционные традиции. Однако ни споры, ни выяснения отношений с администрацией заповедника не решат проблемы Столбов до тех пор, пока на этой территории будет существовать заповедный режим. Споры спорами, но, задумаемся, принесут ли они пользу Столбам? Нет, не принесут. Нынешние ненужные, на мой взгляд, разногласия, споры исключают пока всякое действие на пользу заповедника, сохранения его природы (и скал тоже). Энергии, сил, возможностей у столбистов немало. Так почему бы не направить их в полезное русло? Не ставить превыше всего собственные интересы, а сделать все возможное для того, чтобы изменить режим охраны «Столбов». Именно этот путь самый реальный и надежный.

Национальный парк, лесопарк, заказник, зеленая зона, памятник природы - основные формы охраны природных территорий. Об этом говорят последние достижения экологической и географической науки. Режим национального парка устанавливается в местах уникальных природных шедевров при условии их посещения. По-моему, определение как раз для «Столбов»! А режим заповедника, утверждает наука, да и жизнь тоже, в таких местах нерентабелен. Заповедники - закрытые территории. Но нельзя ведь спрятать, к примеру, в сейф полотна великого В.И.Сурикова и не показывать их людям. Значит, надо изменить статус заповедника, сделать его национальным парком.

Думаю, если бы в 20-е годы, когда создавался заповедник, существовало различие двух понятий - заповедник и национальный парк, то на Столбах был бы создан именно парк. Но в первые десятилетия нашего века в России различия между этими понятиями не было, они употреблялись как синонимы. Именно тогда и был утвержден заповедник «Столбы», в котором предполагались как охрана красивых скал, так и организация туризма. В нынешнем понимании - это режим национального парка.

Многое для становления заповедника сделал его первый директор А.Л.Яворский, на высказывания которого так любят ссылаться столбисты. Но экологическая наука, как и всякая другая, не стоит на месте, она постоянно развивается, и то, что считалось очевидным шестьдесят лет назад, нельзя превращать в канон сегодня. Даже большие ученые иногда ошибаются.

Впоследствии уточнение понятий «заповедник» и «национальный парк» произошло, а заповедный режим на Столбах, тем не менее, остался. Существование ТЭР кажется естественным, хотя это - вопиющее нарушение основных принципов заповедности. Стоит напомнить об этом со страниц газет - и раздаются возмущенные возгласы, реанимируются взгляды 30-50 годов, люди пытаются доказать то, что наукой давно уже опровергнуто.

Каким же видится возможный национальный парк на «Столбах»? И почему именно национальный парк, а, к примеру, не лесопарк (что предлагают и читатели «Красноярского рабочего»)?

Под лесопарк отводится обычно небольшая территория, размером с существующий туристско-экскурсионный район. Этого явно мало. Создание же национального парка потребует значительно расширить ТЭР, по мнению специалистов - до 100-150 тысяч гектаров за счет лесов бассейна реки Маны. Желательно включить в него смежные территории правобережья Красноярского водохранилища с горами, красивыми скалами, пещерами. Здесь возможно развитие на современной основе и с учетом современных требований охраны природы практически любого вида туризма: обычного, водного, горного. В национальном парке с успехом может существовать скалолазание, альпинизм, столбизм. Найдется поле деятельности для спелеологов, в том числе и для подводных. Есть база для развития дельтапланеризма. Можно организовать конные, автобусные, велосипедные маршруты, сплавляться на байдарках и плотах.

Как видим, создание национального парка ни в коей мере не ущемит интересов туристов и столбистов. К слову, в парке можно будет выделить историческую зону, где когда-то зарождались революционные традиции, восстановить как своеобразные музейные экспонаты избушки и стоянки, в которых скрывались революционеры, установить мемориальные доски, разработать специальные маршруты для посетителей.

Однако не стоит думать, что национальный парк - это нечто вроде парка культуры и отдыха. У него свой строгий режим посещения, рассчитанный на то, чтобы человек не наносил ущерба природе. В парке есть дирекция, обширный обслуживающий персонал, научные сотрудники, которые следят за состоянием охраняемой территории, рассчитывают допустимые нагрузки на нее, регулируют поток отдыхающих.

А что заповедник? Думается, его необходимо расширить в глубь Столбинского нагорья, включить бассейн реки Базаихи, карстовый район с пещерами, которые требуют скорейшей действенной охраны (в них имеется своя фауна, например, редкие виды летучих мышей и остатки вымерших животных, захоронения которых представляют большой интерес для науки).

Разумеется, создание национального парка - дело сложное, требующее серьезных научных разработок, специальных изысканий, больших затрат. Важно сразу же решить, кто будет хозяином парка, чтобы в будущем ведомственные амбиции не угробили доброго начинания. Кто, как не столбисты, хорошо знающие заповедник, смогут помочь в этом? Это работа, достойная настоящих любителей и ценителей Столбов. Потому что свою любовь можно доказать только делом, а не криками и спорами о том, кто же из нас больше любит Столбы...

А.Виноградов

«Красноярский рабочий», 02.08.87 г.

Материал предоставлен Сиротининым В.Г.

Автор →
Предоставлено →
А.Виноградов «Красноярский рабочий»
Сиротинин Владимир Георгиевич

Другие записи

Вестник "Столбист". № 12. Мечта летать
КРАСНОЯРСКИЙ ДАЙДЖЕСТ СЛА № 2 Немного о себе. Компания «АРЕЙ» Мы не стали публиковать информацию о себе в первом выпуске. Решили полнее представить предмет, которому будет посвящен дайджест. Дальше оставаться инкогнито уже неудобно. Давайте знакомиться. Компания «АРЕЙ» создана в 1991 году энтузиастами СЛА для коммерческой деятельности в области...
Исполин  «Небесных гор». Часть 1. История восхождений
Долгое время высочайшей вершиной Тянь-Шаня считалась геометрически совершенная четырехгранная пирамида, возвышающаяся над хребтом Тенгри-Таг высотой 6995 м (по данным других измерений — 7010 м). Кочевники, выпасавшие на летних высокогорных пастбищах — джайляу — свои отары, дали этой вершине два имени — Хан-Тенгри, что переводится как «Властелин неба» и Кан-Тоо —...
КРАЗ, фтор, «Столбы»
Самым опасным загрязнителем атмосферного воздуха является фтор — активный подвижный элемент, который уже при незначительных концентрациях токсичен для человека, животных и особенно для растений. Санитарно-токсилогический предел фтористого водорода в воздухе — 0,005 миллиграмма на кубометр. Его повышенное содержание вызывает у теплокровных аномалию развития скелетно-мышечной системы, нарушается...
В стране каменных великанов
Отовсюду обо всем Она расположена совсем недалеко от Красноярска. И хотя сюда идет асфальтовая дорога, добираться рекомендуется пешком. Перевалив через перевал Каштак, одолев подъем с выразительным названием «Пыхтун», очутишься в чудесной стране, где каждый шаг ведет к радостным открытиям. Когда-то здесь поработали вулканы. Потом — ветер,...
Обратная связь