К вопросу о взаимоотношениях заповедника «Столбы» и красноярцев
Государственный природный заповедник «Столбы» 660006, Красноярск, ул. Карьерная. 26а, e-mail: stolby@ktk.ru
«Столбизм — сформировавшийся на „Столбах“ феномен народной культуры красноярцев, массовое спортивно-эстетическое движение, в основе которого лежит свободное лазание по скалам и разнообразные формы активного досуга. Для столбизма, как особого мироощущения, характерна атмосфера равенства, вольности, праздничности, восприятия „Столбов“ как уникального культурно-географического пространства» (Енисейский энциклопедический словарь).
Во все времена своего существования заповедник «Столбы» был неразрывно связан с г. Красноярском через его горожан — столбистов. Поэтому очень актуальна проблема взаимодействия с этой частью населения, т. к. именно они в большинстве своем являются носителями традиций отношения к заповеднику как объекту, достойному уважения, поклонения и сохранения.
Близость к городу и исторически сложившееся рекреационное использование части территории обусловили выделение туристско-экскурсионного района (ТЭР). Влияние потока посетителей на природу заповедника носит длительный характер, хотя весьма вариабельно по количественным характеристикам. Однако, в любом случае, для сохранения природных комплексов в их естественном состоянии необходимо проведение определенных мероприятий, что весьма затратно как в плане обустройства территории, так и в плане экологического воспитания посетителей. В настоящее время, при отсутствии федерального финансирования рекультивации и благоустройства, когда заповедники находятся в условиях «помоги себе сам», туризм может стать одним из основных источников доходов. При определении степени привлекательности объекта для туристов доминирующим показателем служит его эксклюзивность.
Рекреационная ценность «Столбов» — в природе заповедника, скалах и людях — постоянных посетителях (столбистах), придающих особый колорит.
По отдельности две первые составляющие не являются уникальными: природа заповедника типична для предгорий Восточного Саяна, а подобные скалы можно найти не только в России (нац. парк «Алханай»), но и в США (нац. парк «Юсемит»). Эксклюзивным является расположение этого природного комплекса практически в городской черте крупного промышленного центра. Что касается так называемого «столбизма» — то это явление воистину уникально, как специфическими отношениями между людьми, так и их отношением к природе, когда происходит как бы естественное «включение» человека в состав биоценоза.
Изначально своим существованием заповедник обязан столбистам, настоявшим на «заповедании» этой территории для того, чтобы уберечь любимые места от рубки леса и ломки камня. В результате получилось, что, в сущности, заповедник «Столбы» был организован как некое природно-социальное единство, сохраняющее на территории все сложившиеся к моменту организации комплексы, как фауны, флоры, так и людей, ставших такой же неотъемлемой частью, как и бурундуки или рябчики. Именно столбисты фактически несли охрану в первые годы, когда в штате, кроме директора, работавшего по совместительству, числился всего один человек. И несмотря на то что слово «Свобода» на II Столбе существует с 1905 года, оно и до сего времени выражает сам дух столбизма. Еще в 1925 году на общей сходке вся эта анархистская вольница по собственной инициативе приняла «Правила столбистов», категорически определяющие поведение посетителей на «Столбах», в том числе с требованием бережного отношения к природе, и предусматривающие достаточно жесткие меры наказания нарушителей, минуя юридические структуры. Каждый столбист считал себя Хозяином на «Столбах», что подразумевало в равной степени как права, так и ответственность за происходящее там. Причем эти права ни в коей мере не являлись единоличными, но в них все были равны. Столбисты — «разночинцы», в одной компании могут быть доктор наук и шофер, авторитет здесь определяется только качествами личности, а не социальным статусом или финансовым положением. Эта специфика неформальности данного феномена накладывает отпечаток и создает определенные сложности во взаимоотношениях с государственной структурой (заповедником), для урегулирования которых в свое время было создано так называемое «Общество столбистов» как результат поиска компромисса.
Особенно ярко были выражены связь и взаимовлияние города и заповедника до войны, с вы-JbcihHOn ею массовой эвакуацией с запада. Однако с годами, по мере увеличения доли приезжих в составе населения Красноярска, процессы ассимиляции вновь прибывших и приобретение ими «красноярского» менталитета, в том числе отношения к заповеднику как к своей Родине, до какой-то степени угасали. Тем не менее именно традиционное отношение, поддерживаемое преемст-оенностью поколений, позволило дожить духу столбизма до наших дней.
К сожалению, изменение политики, а впоследствии социально-экономических условий в стране затронуло и заповедник. Времена, когда развитие туризма вменялось заповедникам в обязанность, канули в лету вместе с существовавшими на «Столбах» туристическим комплексом и музеем природы. Период «заповедник должен быть заповедником, а туризм — организованным, и не иначе» привел к дискриминации столбистов — изначально неформальной «организации», поддерживающей порядок и чистоту на «Столбах» по велению сердца, бескорыстно, а не по указанию свыше или за отдельную плату. Поскольку наиболее законопослушными являются, как правило, «старики», которые, не желая идти на конфликт с законом и не всегда сумев отделить государственную структуру «Заповедник» от территории заповедника «Столбы», не выдержали первыми и ушли. Вот так «прервалась связь времен». И сегодня, к сожалению, в среде столбистских компаний, проповедующих старые заповеди, сохранилось лишь одно-два «реликтовых сообщества» и только.
Новые веяния привнесли в Положение о заповеднике определение «... эколого-просветительское учреждение», что автоматически включило туризму зеленый свет, но, увы, не подкреплялось ни штатами, ни сметой. Как могут проследить один-два штатных госинспектора за несколькими сотнями человек, рассеянными по гористой территории площадью 1410 га с бесчисленными тропами и скалами? Другая сторона — ущерб от массового посещения необустроенной для этих целей территории значительно выше, чем на специально организованной, с предусмотренными местами отдыха и тропами с нормальным покрытием. На наш взгляд, существуют три пути решения проблемы, причем оптимум — в их сочетании, а не выборе одного: а) финансовая поддержка города и края; б) платный организованный туризм; в) общепризнанное «волонтерство», представителями которого от века являлись столбисты.
а) Заповедник «Столбы» и его охранная зона — одно из немногих мест отдыха, доступных практически всем красноярцам, в том числе малообеспеченным, т. е. за счет особо охраняемой территории город решает свои рекреационные проблемы, и компенсация за пользование рекреационным ресурсом будет вполне закономерна и справедлива. Эти средства должны пойти на содержание дорожно-тропиночной сети, организацию мест отдыха, уборку мусора.
б) Туризм — одна из доходнейших статей бюджета в цивилизованном мире и вполне могла бы быть таковой для города и края. «Столбы» — одна из основных достопримечательностей, место, куда обязательно везут гостей всех рангов, от любимой тетушки до министра. Фигурально выражаясь, «Столбы» — лицо города, его «визитная карточка». Туристический бизнес влечет за собой увеличение финансовых потоков, создание соответствующих инфраструктур и дополнительных рабочих мест. Но турист платит за услуги, для организации которых необходимы первоначальные вложения. Однако необходимо взвешенно подходить к «оцивилизированию» «Столбов», чтобы в погоне за удобствами для туристов не уничтожить впечатление от общения с дикой природой, экзотичной для урбанизированного человека, ради которого сюда и приходят люди.
в) Волонтеры — люди, работающие бескорыстно, осознающие необходимость своего личного участия в проводимых акциях и получающие удовлетворение от возможности быть сопричастными к ним. То же, по сути, делают столбисты, сохраняя свою среду обитания. Порочная практика перевода всех отношений в единую систему «товар -деньги» в корне подрывает установку на бескорыстный инициативный труд. При планировании стратегий поведения полезно бывает учитывать психологию контингента, играющего в заповеднике не последнюю роль. Гораздо выгоднее иметь столбистов добровольными помощниками, нежели очередными платящими, но трудноконтролируемыми туристами. Для производительной работы столбисты должны ощущать себя не только причастными, но и необходимыми, в том числе и администрации заповедника. Прискорбно пребывать в состоянии «Кому он нужен, этот Васька?». К сожалению, руководство «Столбов», не имея опыта работы с волонтерами — практики, широко применяемой на Западе, — не в состоянии оценить имеющиеся возможности и перспективы. Не принимая во внимание, что столбисты привыкли к общению на уровне рейтинга конкретного человека, где все строится на личностных отношениях, оно пытается перейти к исключительно коммерческим взаимоотношениям. А это подрывает всякую надежду на взаимовыгодное сотрудничество со столбистами в дальнейшем и приводит к возникновению очередной волны недоверия и конфликтов.
Потенциальное значение столбистов для заповедника очень велико. Как говорилось ранее, они могут и должны играть роль так называемых внештатных госинспекторов, без юридической поддержки, выступая как овеществленное «общественное мнение», что работает, учитывая восприятие русских людей, гораздо эффективнее. Специфика отношений к природе и людям проецируется и на город через ближайшее окружение, и далее расходящимися кругами. Такое воспитание на личном примере оказывается, как правило, достаточно действенным. Через столбистов, занимающих зачастую ответственные посты, формируется и общественное мнение в городе. Тем самым столбисты являются мощным фактором не только экологического воспитания, но и содействия решению проблем заповедника. Кроме того, столбисты могут быть использованы как привлекательный момент для развития планового туризма (медведи есть во многих местах, а столбисты — только у нас). И, соответственно, как ценный, эксклюзивный, рекреационный объект, должны в свою очередь подлежать особой охране.
Собрание →
«Региональные проблемы заповедного дела». Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию государственной заповедной системы России. Шушенское 2006. 328 с.