Яворский Александр Леопольдович

1919 г.

...Поправив свое здоровье в течении трех сезонов на лечебном озере Шира, художник почувствовал в себе прилив новых сил и летом начал совершать заходы на любимые им Столбы, чего он не мог делать в предыдущие годы, несмотря на страстное желание. Теперь его заходу на Столбы много содействовало то обстоятельство, что на Столбах была его столбовскими друзьями построена избушка «Столбушка» и можно было бывать там и зимой в морозы. Здесь на простых, тесанных топором нарах он прогревался у жарко натопленной железной печки. Горный чистый воздух делал свое дело и художник чувствовал себя прекрасно. Он делал зарисовки и бродил по знакомым тропам Столбовского района. Здесь, как и всегда в природе ему не давали покоя мысли о творчестве, и он представлял себе ближайшее время как период обязательного творческого этапа жизни, перебирая в уме темы, которые и чередовались и вытесняли друг друга своим многообразием. Все они были местные: Енисейские, Столбовские, Туруханские, Манские. В эти столбовские посещения особенно его занимали сами Столбы и помню, сидя на Четвертом Столбе, мы мечтали вместе о создании местной круговой столбовской панорамы. Выбирали мысленно ее центр и говорили о круговом охвате местности. А как бы это было интересно — панорама в Сибири. В те времена в России имелись несколько таких панорам: «Голгофа» в Киеве, автор Стыка, и панорамы Рубо «Оборона Севастополя и Бородинская битва». Но ведь эти панорамы мирового значения были в России, а что если действительно осуществить замысел написать панораму на местную сибирскую тему даже просто пейзажного характера. Как бы это было хорошо. А ведь всё величие нашей особенно горной природы как раз и заключается в ее широте охвата в ее панорамности. Эти мечты даже частично начали получать права гражданства и я помню с Четвертого столба, с его второй вершинки Каратанов бегло набросал карандашом раздел будущей панорамы в сторону Дикого камня и Крепости. Но тяжелая, в общем, жизнь того времени так и не дала возможности осуществить дальнейшее развитие этой интересной идеи.

На Столбах не было слышно шума города, не было неприятного соседства чужих нам иностранцев, и Каратанов отдыхал здесь в полном смысле этого слова. В городе он по-прежнему живет в Ново-Кузнечных рядах, часто посещает музей, бескорыстным другом которого он всегда был. Кроме того, он немного помогает в оформлении выставок написанием незначительных /малой величины/ декоративного характера задников для зоологических постановок /«Тайга сзади медведя, выходящего из-за камня» и др./.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.12

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Вальтер Хомзе. Стихи разных лет
Хомзе Вальтер — столбист, ученик Индустриального техникума в Красноярске. Из компаний «Колыбель младенца» и «Старая сакля». Правдиво нарисованная карандашом «Ветка кедра», показанная на выставке, послужила темой молодому начинающему поэту Вальтеру Хомзе, написавшему одноименное стихотворение «Ветка кедра».   Ветка кедра Ночь. Мороз. Тайга глухая. Вкруг луны...
Красноярская мадонна. Дед. Шкодливая удаль
Пусть в черных рамках имена Не испугают Вас. Уж лучше так, чем от вина, А гибнут только раз. (В.Е.Михеев. Столбистская песня) На лице Деда имеется несколько надписей, обведенных траурными рамками — имена погибших на скалах. В 1960 году погиб, сорвавшись при выходе к вершине Коммунара,...
Ручные дикари. Как это было
(История одного научного опыта) Когда я была еще девочкой, меня неотразимо влекли к себе «белые пятна» географической карты. Самой чудесной профессией на свете казалась мне профессия ученого-путешественника — открывателя неведомых земель. Но «белые пятна» существуют ведь не только в географии. Каждая отрасль науки имеет свои, еще непокоренные...
По горам и лесам. Глава XI. Он умирает! - На вершине. - Долой Майн Рида! - По-новому.
— Наш Крокодил... Егорка... упал вниз... Наш Крокодил, — бессмысленно повторял Змеиный Зуб и оборачивался то к Кубырю, то ко мне, — что же теперь? — Теперь вытаскивать его нужно, — сказал Кубырь. Змеиный Зуб тряхнул головою, потер себе кулаком лоб, словно только что очнувшись от сна, и стремительно кинулся к краю скалы. Я поспешил...
Обратная связь