Яворский Александр Леопольдович

Черепановская избушка на Базаихе

О Черепановской избушке на Базаихе я слышал не раз и не из одних уст, но сам в ней не бывал. Знал только, что она где-то на речке Базаихе и ниже Каменного брода. 26 февраля 1910 года Я, Андрей Оревков и Василий Букатов специально пошли из города искать на Базаихе Черепановскую избушку. В Балгаше к нам присоединились Кенка Маслай и какие-то два охотника. По Базаихе идем уже сплошь на лыжах, то по правой, то по левой стороне наезженной дороги. После Грязнухи дорога исчезла, идем чистым снегом, торя лыжницу. У нас лыжи тунгузские, с оленьим кам асом , у охотников менее широкие крестьянские самоделки на конском камасе. Как всегда в нашей компании торю я. Перед Сынжулами чего-то мне вздумалось взять в гору. Оглянулся, все идут следом. Так пересекши Сынжулы, мы порядочно поднялись над Базаихой. Когда подтянулись, все решили начать спуск и поиски избушки. Была лунная ночь. Потихоньку подкатываясь, мы приближались к Базайской долине. А вот и она долина, впереди ельник, а за ним правосторонние горы. Но что такое? Я замедлил шаг и остановился, окликнув других. Вся долина до самого ельника затоплена Базаихой. Подошли остальные и стали вглядываться. Под носками лыж действительно была вода. Как быть, ведь избушка там, в ельнике, за этой наледью. Поставив лыжи боком к наледи, я присел и, сняв рукавицу, притронулся к воде. Что за черт! Сухо. Дальше тоже. Шагнул на лыже и пошел поперек мнимой наледи. До чего же обманчиво было это лунное освещение на горизонтальной плоскости, что все шесть человек, как один решили, что это вода. Войдя в ельник, рассыпались цепью и пошли вдоль него. Вскоре услышали веселый крик Андрея, ему повезло — он наткнулся на избушку.

Место живописное, но глухое и избушка среди высоких елей кажется такой крошечной. В ней нары, печка и все что обычно для всякой таежной избушки: окно и дверь. Ведь больше-то ничего и не надо. На завтра охотники ушли, а мы стряпали толстые блины, сверху их объедали и снова дожаривали. Бродили на лыжах и 28-го примерно тем же ходом пришли в город.

По весне 1911 года Я, М.Затопляев, В.Тулунин и еще кто-то не помню точно, в Черепановской избушке встречали Пасху. Зашли мы еще днем 9 апреля. Натопили печку, прибрались в избе и стали ждать Христовской заутрени, вернее двенадцати часов ночи. Ночь была темная. Когда было уже десять с половиной часов, мы решили взобраться на гору, что с правой стороны за речкой Базаихой, что и сделали. Через час мы были уже на вершине, до поту поцарапавшись по крутякам. На горе мы стали ждать иллюминации церквей и колокольного звона. Промерзли, но дождались и того и другого. Быстро скатились мы с горы к избушке, где после хождения со свечей вокруг нашей хижины мы с аппетитом закусывали и пили чай. Что это? Желание выполнить обрядность или просто шалость во имя избытка молодых сил? Конечно, последнее. Вид сверху на залитый огнями город в холодок апрельской ночи надо сказать не плохой, и мы были довольны. Довольны всем: и ходьбой, и видом и избушкой.

А вот и фотография, снятая в мое отсутствие. Я был в Киеве и студенчествовал. На ней у Черепановской избушки двое: Димитрий Каратанов и Авенир Тулунин. Одеты тепло, особенно дядя Митя, а усы у него и борода закуржавели, видно мороз не из плохих. Справа куча напиленных дров. Воображаю, что за температура в избушке сейчас и что будет, когда войдя в нее, Митяй скажет: «Ребята, а надо бы подтопить маленько» и сам подтопит, да так, что хоть на пол падай от жары. А он сам ляжет на нары ногами к печке и от радости к теплу начнет постанывать. А когда тут же на печке скипит чай, и он сам заварит его и, выпив чашку, крякнет, так и знай, что наш общий друг на краю блаженства. Вот это уют! Вот это рай! Вот это блаженство. По-Каратановски. На обороте фото надпись: 19-23-ноября 1911 года. И так проблаженствовали 4 дня. Эта романтика таёжных избушек от их внешней обстановки до внутреннего уюта понятна немногим, но мы в нее вжились и нам она ох как понятна. Нас трудно было сманить какой-нибудь вечеринкой за счет похода в природу или поехать на курорт. Нет, в сто раз лучше было пойти на Столбы, на Базаиху, сплыть по Енисею или Мане. Таковы были мы в своей молодости, видимо, такими же остались мы и до последних своих дней. Были бы только силы. И в этом мы благодарны нашей прекрасной природе с ее хребтами, скалами, ручьями и речками и уютными избушками, разбросанными то тут, то там по тайге.

А вот что рассказала Вера Федосеевна Черепанова, сестра строителей этой избушки: «Мы не раз приезжали в эту избушку и проводили в ней время, даже зимой в морозные сибирские деньки. В компании обычно бывали братья, я, Владимир и Маргарита Шнейдер, Кубе Ек. Карловна и др. Ездили с ружьями, т.к. братья были охотники. Избушка безотказно принимала нас всех и грела своей железной печкой. Ходили на лыжах и довольные возвращались домой».

Вообще уют таёжной избушки разными людьми понимался, видимо, почти совершенно одинаково. Если мы восхищаемся в рассказах Джека Лондона избушками Канады, то чем же хуже наши сибирские нети. Они служат отдохновением нам, беззаветным любителям своей природы. И если в рассказах Лондона они укрывают искателей «золотого тельца», то нам от наших избушек как и от их окружения этого не надо. Великое спасибо им за прикрытие и тепло.

Черепановы имели свой пароходик «Красноярец», курсировавший между Красноярском и Минусинском. Это был быстроходный, винтовой пароход с небольшим количеством обслуги. Братья были и капитанами и помощниками. Свободное зимнее время они кроме ремонта пароходика посвящали охоте. Кроме избушки на Базаихе у них была еще избушка на Большом Индее, правом притоке р.Маны.

Когда была построена Черепановская избушка на Базаихе, я не знаю, также и время ее гибели.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.8

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Красноярская мадонна. Люди Столбов. Святитель
16 июля 1864 г. совершил путешествие на Столбы Первый енисейский архиерей Никодим — главное духовное лицо енисейской губернии, в составе 8 человек по Лалетиной, верхами до Первого Столба, сопровождаемые базайцами. Об этом человеке имеется несколько кратких вскользь упоминаний, сделанных советскими журналистами...
Три байки. Дуська
Серёжа Прусаков — столбист и скалолаз, спортсмен, хозяин избушки «Сакля». А это по тропе, за Вторым Столбом, за Митрою, и потому нам с Митры было легче всего наблюдать за всем окрестным огромным миром. Такая красотища вокруг, такие дали — закаты, рассветы, и в любое время суток манит туда, где эта вершина мира,...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 60-е годы. 1966
1966 год, 1 мая. В Нелидовке убит старый столбист-беркут, врач и фотограф А.И.Кунцевич. Столбист Г.Карлов — чемпион СССР по альпинизму в классе высотно-технических восхождений пик ОГПУ (Памир, 6050 м). Переходом Н.Молтянского из ДСО «Труд» в «Водник» начался скандальный период переманивания, давший в целом положительные результаты. Впервые произошла профессиональная специализация, а голодные таланты...
Обратная связь