Попов Юрий Георгиевич

Горы на всю жизнь. Властелин неба. 2

Как могло случиться то, что произошло с Абалаковыми и их товарищами на Хан-Тенгри? Вот как это объясняет Виталий Михайлович:

«Тренировки и сложные, тяжелые восхождения закалили нас с Евгением, придали сил, выносливости. Но еще больше было самоуверенности: все можно! И только когда природа преподала горький урок, поняли, что для альпиниста главное не сила и даже не высокая техника, а светлая голова.

Мы были молоды, сильны, хорошо тренированы, Начали то памятное восхождение почти без подготовки. И попали в сложнейшую ситуацию. Один наш спутник обморозился, другой — сильно разбился. Транспортируя их, обморозились сами. В тридцать лет я стал полным инвалидом...»

Мало кто верил, что Виталий Абалаков вернется в строй альпинистов. Он и сам себе этого поначалу не представлял. Однако желание во что бы то ни стало вернуться в горы было настолько большим, что, в конце концов, удалось преодолеть все преграды. Масса энергии, упорства, времени, воли было затрачено на восстановление здоровья и спортивной формы.

Виталий Михайлович занялся горнолыжным спортом, участвовал даже в первенстве страны, показывал высокие результаты. Летом много плавал, увлекался греблей, кроссами. Несчастье в горах побудило его интенсивнее заняться научно-исследовательской работой по конструированию альпинистской техники, страховочных приспособлений, протезов. Трудно было компенсировать нехватку пальцев, но опыт Абалакова-старшего показал, что можно.

Когда после почти десятилетнего перерыва Виталий Михайлович вновь оказался в горах, почувствовал он себя довольно неуютно. Впечатление было такое, будто бы только-только начинает осваивать альпинизм. Но прогресс шел довольно быстро, и уже в 1946 году на одном из ледников он провел сборы по новой технике, которую он сам разработал к тому времени. И хотя лазить все еще было трудно, Виталий Михайлович не прекращал тренировки и почувствовал, наконец, что дело успешно продвигается вперед. Росла уверенность в своих силах, восстанавливались альпинистские навыки.

Два довольно сложных восхождения, в которых Абалаков шел первым, убедили его, что можно и нужно ходить по-иному, продуманней относиться к маршрутам, сделать их совершенно безопасными и в то же время достаточно быстрыми. И мы увидим, что трагедия на Хан-Тенгри была единственной неудачей Абалаковых. За те двадцать послевоенных лет, которые В.М.Абалаков водил в горы команду альпинистов Центрального совета «Спартак», в ней не было ни одного несчастного случая. И команда, не ведая поражений, завоевывала много раз медали чемпионов и призеров первенства страны. Хан-Тенгри преподал суровую, но незабываемую науку. Наука эта в дальнейшем была освоена в совершенстве.

Ю.Г.Попов

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Попов Юрий Георгиевич
Попов Юрий Георгиевич
Попов Юрий Георгиевич
Ю.Г.Попов. Горы на всю жизнь

Другие записи

Гости. 01. Костя Желдин
Первая история будет про Костю Желдина из Таганки. В 1980 году умер Володя Высоцкий и стал бешено популярен. Горячий поклонник Высоцкого, я собрал одну из лучших в городе коллекцию его записей и вознамерился издать книгу стихов. Разумеется, самиздатом. Записывал тексты, кропотливо сверял варианты. Был сильно увлечён. Выход...
Путешествие позаповеднику "Столбы". Собираемся в дорогу
Что нужно взять с собой, отправляясь на Столбы? Это зависит от цели вашего путешествия. Если вы решили просто пройтись по заповеднику, не поднимаясь на скалы, можете одеться так, как если бы вы поехали на дачу или за грибами. Возьмите что-нибудь...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1908
1908 год. Владимир Афанасьевич Обручев, известный русский геолог и географ, профессор Томского технологического института (позднее академик, автор не только монументальных научных трудов, но и научно-фантастических романов «Плутония» и «Земля Санникова») организовал и провел на Столбах геологическую практику студентов. В.А.Обручев оценил...
На побывку
Назад в Красноярск (учился в Петербурге в Высшем художественном училище при Императорской Академии (1892-1895)) Каратанов едет уже по железной дороге и, хотя не доезжает до самого города, т.к. первый пробный поезд с запада придет на станцию Красноярск лишь шестого декабря этого года, все же едет не на лошадях и пароходе, а на сравнительно быстрой чугунке,...
Обратная связь