Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Корни столбизма

Писатели, ученые, политические и религиозные деятели нечасто и очень смутно упоминают о столбизме. Лишь как о красочной подробности, достопримечательности. Никто и никогда не пытался осмыслить сути красноярского феномена. Удивительная естественность русского скалолазания, идеальная слитность человека с пейзажем как-то затенили уникальность столбизма. Более того, его единственность в мировой культуре. Свободное скалолазание на Столбах существует уже почти полтора века, но еще ни один пытливый ум не осмелился исследовать это божественное явление в движении человеческого духа.

Певец красноярских Столбов, организатор и первый директор заповедника, ученый-ботаник Александр Леопольдович Яворский утверждал: «Героический пейзаж породил героические забавы». Современная информатика противоречит этому. Сегодня мы знаем, что на планете много городов окруженных красивейшими горными ландшафтами, но нигде не существует ничего подобного столбизму. Формула А.Л.Яворского прекрасна своей поэтичностью. Однако, указывая единственную причину, А.Л. недооценил сложности, воспеваемой им высшей формы человеческой деятельности. Возникнув еще до отмены крепостного права, столбизм пережил все российские социальные катастрофы XX в., показав удивительную жизнестойкость.

Столь сложное и столь устойчивое явление питает и поддерживает система основополагающих причинных связей человеческой сущности и земной природы. Словно Земля, в представлении древних географов опирающаяся на трех китов, живое древо столбизма опирается на три главных корня: социальность (связь с жизнью общества), духовность (связь с движением человеческой души, генетической памяти), природность (по формуле А.Л.Яворского связь с пейзажем, рельефом и фактурой скал).

Социальные корни столбизма
Духовные корни столбизма
Географические корни столбизма

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Сказания о Столбах и столбистах. «Искровка» или «Искра»
[caption id="attachment_3737" align="alignnone" width="350"] Шалыгин Анатолий Алексеевич[/caption] То, что есть изба на Столбах с таким именем, узнали мы еще в первые наши скальные годы. Помню, как по тропе, каким-то чудом не падая, шел слегка трезвый мужчина, время от времени вскрикивая:...
Столбы. Поэма. Часть 22. Крепость
Покой и мир под облаками, Не шелохнет в степи ковыль, Лежу один, и меж годами Иную вспоминаю быль. Вот также было тихо-тихо В глухой тайге вблизи костра, Лишь дня умолкла суетиха, И ночь спустилась до утра. На постланных в траве азямах, Внимая ночи тишине, Лежа с закрытыми глазами В полудремоте,...
Сибирский сад камней. Часть 1. 3
Вот ты думаешь, наверное, что после Первого Столба тебя уже удивить нечем. Как бы не так. Давай пройдём до Деда. Вот сюда пройди... по этому случаю и взобраться немного не грех. А теперь — повернись! Да. Вот тебе и раз....
Трибуна
Стоянка «Трибуна» у южного отрога камня «Баба» основана в 1909 году учащейся молодежью: Иваном Чеканинским /Ванька Чика/, Николаем Антипиным и Свиркой Телегиным. Были сделаны нары и навес от камня. Фотографий стоянки не сохранилось, а справки и поиски успехом не увенчались /см. приложение — письма Яворского и ответ на него. Пишущий эти строки был...
Обратная связь