Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Корни столбизма

Писатели, ученые, политические и религиозные деятели нечасто и очень смутно упоминают о столбизме. Лишь как о красочной подробности, достопримечательности. Никто и никогда не пытался осмыслить сути красноярского феномена. Удивительная естественность русского скалолазания, идеальная слитность человека с пейзажем как-то затенили уникальность столбизма. Более того, его единственность в мировой культуре. Свободное скалолазание на Столбах существует уже почти полтора века, но еще ни один пытливый ум не осмелился исследовать это божественное явление в движении человеческого духа.

Певец красноярских Столбов, организатор и первый директор заповедника, ученый-ботаник Александр Леопольдович Яворский утверждал: «Героический пейзаж породил героические забавы». Современная информатика противоречит этому. Сегодня мы знаем, что на планете много городов окруженных красивейшими горными ландшафтами, но нигде не существует ничего подобного столбизму. Формула А.Л.Яворского прекрасна своей поэтичностью. Однако, указывая единственную причину, А.Л. недооценил сложности, воспеваемой им высшей формы человеческой деятельности. Возникнув еще до отмены крепостного права, столбизм пережил все российские социальные катастрофы XX в., показав удивительную жизнестойкость.

Столь сложное и столь устойчивое явление питает и поддерживает система основополагающих причинных связей человеческой сущности и земной природы. Словно Земля, в представлении древних географов опирающаяся на трех китов, живое древо столбизма опирается на три главных корня: социальность (связь с жизнью общества), духовность (связь с движением человеческой души, генетической памяти), природность (по формуле А.Л.Яворского связь с пейзажем, рельефом и фактурой скал).

Социальные корни столбизма
Духовные корни столбизма
Географические корни столбизма

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 70-е годы. 1972
1972 год. Китайская Стенка стала Центральной лабораторией, Столицей, вновь обретенным Раем скального спорта. Здесь нет абрековщины, водки, гуляющих толп, лесников, КАО, милиции, псевдоученых и вообще лишних. Все доброжелательны, вежливы — все лазят. Жизнь кипит в основном вокруг пятисотметрового дракона-утеса, вместившего...
Красноярская мадонна. Пирамида Красноярска - Первый Столб
Столб Первый людям расцвел как цветок. А под Вторым лишь дым. Куда бы не лился столбистов поток. Все тропы приводят в Нарым Для того, чтобы повидать одно из чудес света — каменные пирамиды, не нужно ездить в Африку или Южную Америку. Всего-то семь километров...
Легенда о Плохишах. Введение
В старину, когда наши бабушки называли себя девочками, кто-то очень лихой забрался на Второй Столб. Второй вам не Первый, там и ногу сломить можно и ухо покарябать, а подлец затаранил целое ведро краски. СВОБОДУ ему нарисовать удумалось. Ну навалял буквами...
Были заповедного леса. Люди и зверушки. На всех не угодишь
(Из моей записной книжки) — Расскажите нам о ваших милых зверушках. Что-нибудь самое-самое интересное. — А если я расскажу вам о вас, дорогие друзья? В одной вольере с рысью живет Воробей — серая дворняжка. Ее единственное предназначение — развлекать нашу «звезду». Реакция на присутствие в Диксиной вольере Воробья самая различная. Школьники старших классов (в этом...
Обратная связь