Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Корни столбизма

Писатели, ученые, политические и религиозные деятели нечасто и очень смутно упоминают о столбизме. Лишь как о красочной подробности, достопримечательности. Никто и никогда не пытался осмыслить сути красноярского феномена. Удивительная естественность русского скалолазания, идеальная слитность человека с пейзажем как-то затенили уникальность столбизма. Более того, его единственность в мировой культуре. Свободное скалолазание на Столбах существует уже почти полтора века, но еще ни один пытливый ум не осмелился исследовать это божественное явление в движении человеческого духа.

Певец красноярских Столбов, организатор и первый директор заповедника, ученый-ботаник Александр Леопольдович Яворский утверждал: «Героический пейзаж породил героические забавы». Современная информатика противоречит этому. Сегодня мы знаем, что на планете много городов окруженных красивейшими горными ландшафтами, но нигде не существует ничего подобного столбизму. Формула А.Л.Яворского прекрасна своей поэтичностью. Однако, указывая единственную причину, А.Л. недооценил сложности, воспеваемой им высшей формы человеческой деятельности. Возникнув еще до отмены крепостного права, столбизм пережил все российские социальные катастрофы XX в., показав удивительную жизнестойкость.

Столь сложное и столь устойчивое явление питает и поддерживает система основополагающих причинных связей человеческой сущности и земной природы. Словно Земля, в представлении древних географов опирающаяся на трех китов, живое древо столбизма опирается на три главных корня: социальность (связь с жизнью общества), духовность (связь с движением человеческой души, генетической памяти), природность (по формуле А.Л.Яворского связь с пейзажем, рельефом и фактурой скал).

Социальные корни столбизма
Духовные корни столбизма
Географические корни столбизма

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Барак на устье Сынждула
О бараке на устье Сынджула мы знали очень мало, т.к. бывали там мало и чаще всего только проходом. Это постройка, связанная с заготовкой леса в этом районе. Как и всякое убежище, имеющее крышу, барак был посещаем туристами, охотниками и рыбаками. На снимке, относящемся к 1925 году, на протяжении неизвестного времени /но не позже десятых...
Стихи
*** Снова месяц чертями украден. Ведьмы мечутся, как мошкара. То ли к осени, то ли к осаде Завелись столбовские ветра. Ну, а если не к осени вовсе, а к бессоннице или к долгам?.. «Руки вверх»! — и выхватывает осень прямо в сердце мне нацеленный наган. Не шалите с оружием, леди! Три ха-ха, но не Вы мне смешны...
Были заповедного леса. Люди и зверушки. Написанному - верить!
(Из моей записной книжки) — Расскажите нам о ваших милых зверушках. Что-нибудь самое-самое интересное. — А если я расскажу вам о вас, дорогие друзья? К написанному доверие трогательное (очевидно, Кузьма Прутков забыт). Недавно слышала такой разговор: — Какая странная рысь! (Про дворняжку Воробья). Спутник настроен более критически:...
Ручные дикари. Ункас
«Чингачгук в гордой позе сидел на обломке скалы: он положил на камень нож и томагавк... Лицо индейца было спокойно, хотя и задумчиво: его темные огненные глаза мало-помалу теряли воинственный блеск и принимали выражение, более подходящее к той великой перемене, которую...
Обратная связь