Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Корни столбизма

Писатели, ученые, политические и религиозные деятели нечасто и очень смутно упоминают о столбизме. Лишь как о красочной подробности, достопримечательности. Никто и никогда не пытался осмыслить сути красноярского феномена. Удивительная естественность русского скалолазания, идеальная слитность человека с пейзажем как-то затенили уникальность столбизма. Более того, его единственность в мировой культуре. Свободное скалолазание на Столбах существует уже почти полтора века, но еще ни один пытливый ум не осмелился исследовать это божественное явление в движении человеческого духа.

Певец красноярских Столбов, организатор и первый директор заповедника, ученый-ботаник Александр Леопольдович Яворский утверждал: «Героический пейзаж породил героические забавы». Современная информатика противоречит этому. Сегодня мы знаем, что на планете много городов окруженных красивейшими горными ландшафтами, но нигде не существует ничего подобного столбизму. Формула А.Л.Яворского прекрасна своей поэтичностью. Однако, указывая единственную причину, А.Л. недооценил сложности, воспеваемой им высшей формы человеческой деятельности. Возникнув еще до отмены крепостного права, столбизм пережил все российские социальные катастрофы XX в., показав удивительную жизнестойкость.

Столь сложное и столь устойчивое явление питает и поддерживает система основополагающих причинных связей человеческой сущности и земной природы. Словно Земля, в представлении древних географов опирающаяся на трех китов, живое древо столбизма опирается на три главных корня: социальность (связь с жизнью общества), духовность (связь с движением человеческой души, генетической памяти), природность (по формуле А.Л.Яворского связь с пейзажем, рельефом и фактурой скал).

Социальные корни столбизма
Духовные корни столбизма
Географические корни столбизма

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Аттестат зрелости Яворского А. 1910 г.
[caption id="attachment_35064" align="alignnone" width="170"] Государственный архив Красноярского края[/caption] [caption id="attachment_35066" align="alignnone" width="182"] Государственный архив Красноярского края[/caption] ГАКК, ф.2120, оп.1., д.24
Красноярская мадонна. Корни столбизма. Социальные корни
Во времена возникновения свободного скалолазания к концу XIX в. Россия переживала, казалось благополучнейшие времена. Ни катаклизмы, ни ислам не осмеливались угрожать православию. Монархические династии великих держав поддерживали родственные и дружеские отношения. Русское общество стремилось к образованию, развитию культуры и промышленности. Однако известно, что исчезновение внешних опасностей вызывает бурное развитие...
Столбы. Поэма. Часть 27. Седловой
Там, где нога людская не ступала, Таких земель на свете нет, Везде прошел, быть может мало, Тот человека тяжкий след. Таких других следов в природе Буквально нет ни у кого, Лишь у медведя нечто вроде Напоминает след его. Недаром — Дядя Пим зовется По очертаньям он следа, Но след медвежий...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 70-е годы. 1970
[caption id="attachment_7429" align="alignnone" width="337"] Светлаков[/caption] 1970 год , 18 января. В.Светлаков (Конь) организовал и провел на Чертовой Кухне Первого Столба соревнования альпинистских спасательных отрядов Красноярска. В.Светлаков организовал и провел первую альпиниаду в горах Тувы. Массовое восхождение на Монгун-Тайгу. Конец мая. На Китайской Стенке скальное...
Обратная связь