Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Корни столбизма

Писатели, ученые, политические и религиозные деятели нечасто и очень смутно упоминают о столбизме. Лишь как о красочной подробности, достопримечательности. Никто и никогда не пытался осмыслить сути красноярского феномена. Удивительная естественность русского скалолазания, идеальная слитность человека с пейзажем как-то затенили уникальность столбизма. Более того, его единственность в мировой культуре. Свободное скалолазание на Столбах существует уже почти полтора века, но еще ни один пытливый ум не осмелился исследовать это божественное явление в движении человеческого духа.

Певец красноярских Столбов, организатор и первый директор заповедника, ученый-ботаник Александр Леопольдович Яворский утверждал: «Героический пейзаж породил героические забавы». Современная информатика противоречит этому. Сегодня мы знаем, что на планете много городов окруженных красивейшими горными ландшафтами, но нигде не существует ничего подобного столбизму. Формула А.Л.Яворского прекрасна своей поэтичностью. Однако, указывая единственную причину, А.Л. недооценил сложности, воспеваемой им высшей формы человеческой деятельности. Возникнув еще до отмены крепостного права, столбизм пережил все российские социальные катастрофы XX в., показав удивительную жизнестойкость.

Столь сложное и столь устойчивое явление питает и поддерживает система основополагающих причинных связей человеческой сущности и земной природы. Словно Земля, в представлении древних географов опирающаяся на трех китов, живое древо столбизма опирается на три главных корня: социальность (связь с жизнью общества), духовность (связь с движением человеческой души, генетической памяти), природность (по формуле А.Л.Яворского связь с пейзажем, рельефом и фактурой скал).

Социальные корни столбизма
Духовные корни столбизма
Географические корни столбизма

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Стихи
СОНЕТ 7 Кто спит в тепле, кто мёрзнет на снегу, Кто верит в чёрта, кто не верит в бога, Кто любит тишь, кто — бешеный разгул, Кто вечный потаскун, кто — недотрога. Но каждому ясна его дорога, Его конец. И только я бегу От чьих-то матюгов до чьих-то губ, Не зная ни начала, ни итога....
Легенда о Плохишах
Введение Дело на вокзале Приворот Полный квасец Заповедник Дуськина щелка Эдельвейс Первые радости Мутота В гостях у Боба Будни Филиппок Дед и бабки Ночная кутерьма Ленка и деликатесы прочие Народные гуляния Птицы вещие
Калтат у Васильевой рассохи
Хребет, на котором находится Китайская Стенка является по отношению к р.Моховой ее правой стороной. Из Моховой на этот хребет идет тропа, которой обычно и поднимаются к Китайской Стенке. Далее тропа, продолжая ход в южном направлении, выходит на россыпь, спускающуюся в...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1905.
1905 год. Большевики организуют многочисленные митинги в укромных местах: на Гремячем ключе, под утесом Сторожевой, на Центральных Столбах. При возвращении с одного из таких митингов участников обстреляли представители власти ранив троих человек и убив слесаря ж.д. мастерских П.Чальникова. На одном из камней в Развале Четвертого появляется надпись-клятва «Убийцам никогда не простим...
Обратная связь