М. Величко

«Я покажу Вам горы…»

О художнике без слов говорят его работы. Гляди и увидишь, плох он или хорош. Плоды работы фотомастера Владимира Александровича Сковородникова — фотографии, выставленные сегодня в Выставочном зале на улице Сурикова. Сто снимков: пейзаж и жанр, портрет и натюрморт, снова пейзаж, и все они выполнены не просто с любовью, я бы сказал, с восторгом перед уникальной красотой природы, человека, вещи. Все работы фотохудожника свидетельствуют о горячем сердце, об отзывчивости на добро и ласку. Кажется, Владимир торопится запечатлеть момент неординарной жизни и скорей показать его всем: товарищам, с которыми выстраданы пути в горы, друзьям, которые в горах никогда не были, но, посмотрев картины альпиниста-фотографа, непременно упакуют рюкзак и отправятся на Памир, Тянь-Шань, в Саяны, чтобы самим увидеть потрясающую горную экзотику.

Нет, у человека равнодушного ничего такого никак получиться не сможет. Владимир любит все то, что он снимает, и понимает толк в красоте. А человек, который бывал в горах и знает, как дается на высоте каждый шаг, наверное, добавит к сказанному: а еще есть у художника воля и силы работать там, где другие пасуют. Ему их надо на восхождении много больше, чем всем другим, у него и вес за плечами побольше, чем у других.

Вот они перед нами — сто картин, выполненных на высотах в пять, шесть, семь километров над уровнем моря, где всегда зима, даже в самой середине июля, да и не просто зима, а с пургой, с туманами, со шкалой жесткости, характерной разве только для зимнего Заполярья.

О трудоспособности Владимира Сковородникова говорит и тот факт, что только из походов лета 1987 года он привез домой более семисот негативов, каждый из которых мог бы стать вот такой же картиной, как те фотографии которые сегодня висят на стенах Выставочного зала.

— В горы я пошел впервые только четыре года назад. В первые годы я только присматривался к ним, приноравливался, что да как. Потом стал снимать. Много снимал на слайды. И только в прошлом году понял, что лучшие снимки гор для меня — черно-белые. Именно черно-белая техника в состоянии передать все, что мне хочется в фотографии рассказать о горах, — рассказывает Владимир.

И нет сомнения — показать горы во всей их зовущей красоте ему удалось. Я смотрел выставку и думал, что сюда детей приглашать надо, чтобы и они зажглись желанием увидеть горы, желанием снимать.

Это не первая выставка Сковородникова. Его фотоработы были многократно экспонированы на краевых «Горизонтах Красноярья», была и персональная выставка. Но это первая его выставка, посвященная одной теме — горам. И покорителям гор.

Помимо горячего сердца, есть у Владимира еще не одно качество, да сказать хочу об одном — жадность, жажда увидеть как можно больше и как можно скорее. Так, только летом 1987 года он успел побывать на заснеженных вершинах Цаган-Шибету в майской Туве, в горах Памиро— Алая, в Фанских горах Таджикистана, на Тянь-Шане, побывал на первом своем семитысячнике — на пике Ленина. И все в одно лето.

— В будущем году, — говорит Владимир, — возьму с собой другую технику — среднеформатный фотоаппарат. Буду снимать на черно-белую и цветную пленку.

Выходит, опять та же жажда увидеть как можно больше и сделать лучше и быстрее.

Мне кажется, вся творческая жизнь Володи Сковородникова развернулась у меня перед глазами. Давно ли был напечатан в краевой газете первый снимок Володи-десятиклассника, давно ли в редакции «Красноярского рабочего» ответственный секретарь показал мне только что пришедшие в редакцию снимки совсем молодого человека, на которых были запечатлены, талантливо, городские гости — свиристели. Тогда я написал маленькую заметку к ним. Давно ли была его первая персональная «Моя земля — мое вдохновение», а в ней наши Столбы и Саяны; в цвете и в черно-белой технике — изогепия, соляризация, графика. И вот новая выставка — выставка на одну тему, выставка Володиного юбилейного года — в лето съемки этих мотивов ему исполнилось тридцать лет. Он говорит:

— Уже тридцать лет... А я скажу:

— Только тридцать!..

У него все впереди, все впереди — и горы, и леса, и, кто знает, что еще у него впереди... Гималаи? Северный полюс? Антарктида?

М. Величко

«Красноярский рабочий», 04.05.88 г.

Материал предоставлен Сиротининым В. Г.

Автор →
Предоставлено →
М. Величко
Сиротинин Владимир Георгиевич

Другие записи

Вестник "Столбист". № 1 (25). История Столов.
СТОЛБЫ: ИСТОРИЯ Кузница кадров на Чертовой Кухне.. Для занятий альпинизмом требуется не только хорошая физическая и техническая подготовка, но и знание мер безопасности, умение оказать помощь терпящим бедствие... Свои первые соревнования спасательных отрядов альпинисты Красноярска провели 18 января 1970 года под Первым Столбом, у Чертовой Кухни. Программа...
Проталина
Неделю назад я шел этой долинкой на лыжах. Солнце было ярким и теплым. Кажется — снимай с себя рубашку и иди под ласковыми лучами, принимай первый и лучший в году загар. Вешняя теплынь. А на земле зима, разве вот синицы да снегири не верят белым снегам и вещают весну, скорый сход снега, близкие...
Вестник "Столбист". № 5 (29). Красноярский пьедестал кубка России по скалолазанию
СКАЛОЛАЗАНИЕ В Воронеже с 19 по 23 апреля прошли соревнования на кубок России по скалолазанию 96 спортсменов из 20 городов страны состязались в лазании на скорость и на трудность, преодолении серии коротких суперсложных трасс — боулдеринге, и в общем зачете. Наши земляки выступили более чем успешно — красноярская команда в составе 9 спортсменов завоевала 11 медалей из 24 разыгрываемых! В блестящем стиле прошел всю...
Риск во имя чего?
Письмо в редакцию Красноярские Столбы — воистину чудо природы. Они привлекают и восхищают туристов, художников, спортсменов-скалолазов и просто любителей природы. Край причудливых скал — излюбленное место отдыха красноярской молодежи. У скал — легендарное прошлое. Здесь до революции рабочие собирались на нелегальные сходки и маевки, и на неприступной стене кто-то с риском для жизни...
Обратная связь