И вспыхнули софиты
Осень в прошлом году выдалась на редкость теплой и солнечной. Мы, члены любительской киностудии «Факел» красноярского спелеоклуба, решили, что грех сидеть при такой погоде в городе, и выехали на Красноярское водохранилище, в недавно открытую дивногорскими спелеологами пещеру Женевская. Целью нашей поездки было снять кинофильм «Пещеры Бирюсы».
Наш теплоход прошел от Шумихи по Красноярскому морю, свернул направо, в Бирюсинский залив, потревожил дремлющие в осеннем убранстве скалы Козыревского залива и Царских ворот и пристал к берегу в устье ручья Долгий. Выгрузка снаряжения заняла буквально несколько минут. Однако до входа в пещеру отсюда путь предстоял неблизкий. Нелегко было тащить через валежины, кусты, ручей и небольшое болотце осветительную аппаратуру: два бензоэлектрических агрегата, 400 метров многожильного кабеля, фурнитуру и лампы, ceмидесятикилограммовую электростанцию.
Однако, несмотря на все препятствия, к вечеру снаряжение было сложено у входа в пещеру Женевская, укрыто палаткой на случай дождя. Спуск назначили на завтра. Утром, расположившись на траве, надеваем на себя видавшие виды комбинезоны, исцарапанные каски с фонарями-налобниками и резиновые сапоги. Массу времени тратит Валерий Лукиных, укутывая киноаппаратуру. Наш фотограф-художник Владимир Коносов тщательно укладывает свои несколько фотоаппаратов, вспышки и прочие фотопринадлежности в транспортный мешок.
Не скоро закончились приключения со спуском снаряжения. Но вот проброшен по ходам осветительный кабель, опущены вниз тяжелые транспортные мешки. Мы собрались в гроте «Надежда» и ждем света.
Валерий Луниных, наш режиссер, сценарист и оператор, достал свою киноаппаратуру и пытается установить треногу на неровном полу грота.
Вдруг неожиданно ярко загорелись наши софиты, и грот озарился до самых закутков. И хотя я ранее посещал сотни пещер, впервые мне удалось увидеть часть пещеры в полном объеме. Не кусочек пола или стены, выхваченный из черноты узким лучиком налобного фонаря, а огромный зал, в котором даже в самых дальних уголках можно различить все детали рельефа: белые сталактиты и гелактиты - всю их массу вместе с настенной мраморной драпировкой, прилепившимися к потолку спокойно спящими летучими мышами и изумрудными капельками воды, готовыми сорваться с тонких полупрозрачных сталактитов.
Это было настолько потрясающее зрелище, что вся группа, не сговариваясь, заохала:
- Какая красота!
- Выключайте ненужные налобные фонари!
Началась работа по съемке фильма. Оператор заставлял «артистов» - наших же друзей-спелеологов переходить с места на место, забираться на высокие скользкие карнизы, спускаться и подниматься по лестнице, надолго зависая над подземным озером. Особое удовольствие Лукиных испытывал, загоняя «артиста» в узкую щель, да еще требовал, чтобы он там непременно развернулся и показал счастливое лицо.
Несмотря на жаркие споры, «проколы» в организации, сбои в освещении, нам удалось отснять довольно много материала. Сейчас эти пленки уже проявлены, и мы знаем, что старались не зря. Этот «задел» скоро пополнится новыми материалами, и спелеологи Красноярска и Дивногорска увидят документальный фильм «В пещерах Бирюсы».
Б.Мартюшев
«Красноярский рабочий», № 220 (20611),
22 сентября 1987 г.
Материал предоставлен В.А.Деньгиным
Предоставлено →
Деньгин Владимир Аркадьевич