Величко Михаил Федорович

Однажды на Столбах…

В старинном, «семейном», с металлическими застежками фотоальбоме Тойво Васильевича Ряннеля множество любопытнейших снимков: известные люди, интересные события, свидетелем которых художнику выпало быть; старые здания, снесенные временем, загородные пейзажи, которые больше не существуют, и опять — люди, люди и события

Д.И.Каратанов и И.Ф.БелякИз множества снимков я выбрал вот этот: на фоне скальной стены запечатлены известный в прошлом художник Дмитрий Иннокентьевич Каратанов, а с ним тоже известный в Красноярске общественный деятель Иван Филиппович Беляк. Было это в самом конце сороковых или в начале пятидесятых годов...

В ту пору Д.И.Каратанов жил на улице Карла Маркса в так называемом «Доме специалистов». Там же проживал и молодой художник Тойво Ряннель, человек ищущий, многогранно талантливый, подвижный и очень трудолюбивый. Он часто ходил с И.Ф.Беляком на Столбы, ведь именно в те годы Иван Беляк создал столбовское спортивное общество «Беркуты».

— В один из походов с нами пошел и Дмитрий Иннокентьевич, — рассказал Т.В.Ряннель. — Он был «столбистом» со стажем. И даже в свои семьдесят пять лет не упускал возможности побывать на любимых Столбах, а при случае даже и взобраться на одну из вершин. В тот раз я взял с собой «лейку» и сделал несколько снимков. Этот как раз один из них...

Так на одной фотографии замкнулись три судьбы, три примечательные личности: Каратанов и Беляк — в кадре и Ряннель — автор снимка.

Д.И.Каратанов всеми корнями своими был в красноярской земле. Родился в 1874 году в степях горной Хакасии, стал учеником и духовным наследником суриковских традиций в крае, был хорошо знаком с великим художником и общался с ним на протяжении почти трети века. Не погрешив против истины, можно утверждать: почти все живописное мастерство Красноярска черпало и черпает силу в суриковских традициях, а живым передатчиком их стал именно Каратанов — один из первых художников-создателей советской реалистической живописи в Сибири. С именем Каратанова связывается и открытие первой в крае художественной школы («рисовальное училище»), где, он все годы был ведущим преподавателем.

— Это большое счастье, что я знал деда Дмитрия, общался с ним, учился у него и мастерству, и уму-разуму, — сказал как-то Тойво Васильевич. И не случайно Ряннель стал одним из первых авторов в Красноярске, рассказавшим о жизни и творчестве Каратанова. В 1948 году, когда Д.И.Каратанову было присвоено высокое звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, появилась статья Т.Ряннеля в «Красноярском рабочем» и отдельная брошюра в книжном издательстве.

Много добрых слов заслужил и другой «персонаж» этой фотографии — Иван Филиппович Беляк. Он один из первых комсомольцев нашего города, да не просто учитель, а прирожденный, директор школы и заведующий гороно, он спортсмен и столбист, автор книг, ставших большой редкость: «Край причудливых скал», «Красноярск и окрестности» и других. И.Ф.Беляк ввел в свое время «дикий» столбизм в культурное русло спортивного движения, разработал классификацию сложности столбовских лазов и «паспортизировал» конкретные ходы на Столбах...

Думаю, что об авторе" этого снимка Т.В.Ряннеле и говорить не надо. Он и сегодня у нас на виду, весь в действии, в творчестве, жизнью своей воплощает каратановские заветы.

Вот так одна фотография связала воедино две эпохи, три жизни и большой кусок красноярской истории.

М.Величко

«Красноярский рабочий», № 289 (19780),
16.12.84 г.

Материал предоставлен Т.Севастьяновой

Автор →
Предоставлено →
Величко Михаил Федорович
Севастьянова Татьяна Петровна

Другие записи

«Столбы» на всю жизнь
Первый директор заповедника «Столбы» А.Л.Яворский еще в 1925 году писал: «Столбы» в эстетическом заповеднике должны быть сохранены именно для столбистов, так как никто больше столбиста не может оценить их красоту. Это его второй дом, место отдыха, здесь он черпает в...
Цепь обстоятельств или?…
До сих пор не дают покоя мысли о том, как нелепо оборвалась жизнь молодого парня Андрея Столбова. Я дежурил в ту субботу, 26 сентября, когда их нашли, в спасотряде и слышал все переговоры между отдельными спасгруппами и базой по радиосвязи Пытаюсь осмыслить трагедию. Скоро будет шесть лет, как я работаю спасателем, и этот случай —...
Вестник "Столбист". № 4. История столбизма
(Продолжение, начало в № 3 ) 3 период — Героический — 1907-1908 Начинается сожжением избушки и отходом компаний от Третьего к Первому и Второму Столбам. Нарождение новых, молодых компаний: Вторая Каратановская, Волки, Беркуты, Фермеры и т.д. Усиленное развитие лазания и взятие до того неприступных мест: «Манская стенка», «Колокол», «Коммунар», «Митра», «Леушинский»....
Пауки без паутины
Эти отважные одиночки лезут по отвесной скале без страховки Они лезут по отвесным скалам высотой в сотни метров. Они карабкаются по голым, без видимых глазу выступов, стенам. Они подтягиваются на двух пальцах, зависая над пропастью. Они — это скалолазы. «Люди-пауки». Среди них есть спортсмены, участвующие в соревнованиях....
Обратная связь