Величко Михаил Федорович

Однажды на Столбах…

В старинном, «семейном», с металлическими застежками фотоальбоме Тойво Васильевича Ряннеля множество любопытнейших снимков: известные люди, интересные события, свидетелем которых художнику выпало быть; старые здания, снесенные временем, загородные пейзажи, которые больше не существуют, и опять — люди, люди и события

Д.И.Каратанов и И.Ф.БелякИз множества снимков я выбрал вот этот: на фоне скальной стены запечатлены известный в прошлом художник Дмитрий Иннокентьевич Каратанов, а с ним тоже известный в Красноярске общественный деятель Иван Филиппович Беляк. Было это в самом конце сороковых или в начале пятидесятых годов...

В ту пору Д.И.Каратанов жил на улице Карла Маркса в так называемом «Доме специалистов». Там же проживал и молодой художник Тойво Ряннель, человек ищущий, многогранно талантливый, подвижный и очень трудолюбивый. Он часто ходил с И.Ф.Беляком на Столбы, ведь именно в те годы Иван Беляк создал столбовское спортивное общество «Беркуты».

— В один из походов с нами пошел и Дмитрий Иннокентьевич, — рассказал Т.В.Ряннель. — Он был «столбистом» со стажем. И даже в свои семьдесят пять лет не упускал возможности побывать на любимых Столбах, а при случае даже и взобраться на одну из вершин. В тот раз я взял с собой «лейку» и сделал несколько снимков. Этот как раз один из них...

Так на одной фотографии замкнулись три судьбы, три примечательные личности: Каратанов и Беляк — в кадре и Ряннель — автор снимка.

Д.И.Каратанов всеми корнями своими был в красноярской земле. Родился в 1874 году в степях горной Хакасии, стал учеником и духовным наследником суриковских традиций в крае, был хорошо знаком с великим художником и общался с ним на протяжении почти трети века. Не погрешив против истины, можно утверждать: почти все живописное мастерство Красноярска черпало и черпает силу в суриковских традициях, а живым передатчиком их стал именно Каратанов — один из первых художников-создателей советской реалистической живописи в Сибири. С именем Каратанова связывается и открытие первой в крае художественной школы («рисовальное училище»), где, он все годы был ведущим преподавателем.

— Это большое счастье, что я знал деда Дмитрия, общался с ним, учился у него и мастерству, и уму-разуму, — сказал как-то Тойво Васильевич. И не случайно Ряннель стал одним из первых авторов в Красноярске, рассказавшим о жизни и творчестве Каратанова. В 1948 году, когда Д.И.Каратанову было присвоено высокое звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, появилась статья Т.Ряннеля в «Красноярском рабочем» и отдельная брошюра в книжном издательстве.

Много добрых слов заслужил и другой «персонаж» этой фотографии — Иван Филиппович Беляк. Он один из первых комсомольцев нашего города, да не просто учитель, а прирожденный, директор школы и заведующий гороно, он спортсмен и столбист, автор книг, ставших большой редкость: «Край причудливых скал», «Красноярск и окрестности» и других. И.Ф.Беляк ввел в свое время «дикий» столбизм в культурное русло спортивного движения, разработал классификацию сложности столбовских лазов и «паспортизировал» конкретные ходы на Столбах...

Думаю, что об авторе" этого снимка Т.В.Ряннеле и говорить не надо. Он и сегодня у нас на виду, весь в действии, в творчестве, жизнью своей воплощает каратановские заветы.

Вот так одна фотография связала воедино две эпохи, три жизни и большой кусок красноярской истории.

М.Величко

«Красноярский рабочий», № 289 (19780),
16.12.84 г.

Материал предоставлен Т.Севастьяновой

Автор →
Предоставлено →
Величко Михаил Федорович
Севастьянова Татьяна Петровна

Другие записи

Вестник "Столбист". № 38. Песня Грифов
ЮБИЛЕЙ Грифы — это естественная ниша у вершины одной из причудливых скал-Столбов, приспособленная под нечто среднее между пещерой и избой, куда могут забраться только опытные скалолазы. Поскольку я к таковым не отношусь, меня туда доставили, как чемодан. Я был в хороших руках, но перспектива такого путешествия меня сильно пугала — у меня...
«Столбы» на всю жизнь
Первый директор заповедника «Столбы» А.Л.Яворский еще в 1925 году писал: «Столбы» в эстетическом заповеднике должны быть сохранены именно для столбистов, так как никто больше столбиста не может оценить их красоту. Это его второй дом, место отдыха, здесь он черпает в...
ПИЛИГРИМ. Спецвыпуск
...Стало быть, собрались, сели и — поехали. Ввиду одной простой причины: не нашли причин поступить иначе. Впрочем, мы их и не искали. Но искали... что? Не будем забегать вперед — понемногу обо всем расскажем. Удивительное — рядом. И оно разрешено. Данный выпуск «Пилигрима» посвящен знаменитым красноярским Столбам, где намедни побывала наша...
Художники-«бунтовщики»
Бурные события 1905-1907 годов не обошли стороной и красноярских художников. Они приняли в этих событиях самое активное участие. Особенно большим был стаж подпольной деятельности известного красноярского живописца Дмитрия Иннокентьевича Каратанова. В автобиографии, написанной им в 1948 году, ом указывает, что...
Обратная связь