Яворский Александр Леопольдович

Триста остановленных мгновений

В выставочном зале Красноярского Дома художника экспонируются произведения художников — любителей нашего края. Свыше трехсот работ представлено здесь — намного больше, чем на прошлой краевой выставке картин самодеятельных художников, состоявшейся в январе 1963 года. И число участников (их теперь 67) по сравнению с той выставкой значительно возросло. Это радует. И все же данная выставка примечательна прежде всего возросшим мастерством любителей изобразительного искусства.

— Их произведения стали более грамотными и по композиции, и по цветовому решению, — говорит секретарь Красноярского отделения Союза художников РСФСР, заслуженный деятель искусств республики Борис Яковлевич Ряузов. — А отдельные работы выполнены на профессиональном уровне. Поэтому мы предполагаем пригласить некоторых любителей участвовать в выставках картин профессиональных художников. Успехи во многом объясняются тем, — продолжает Борис Яковлевич, — что самодеятельные художники стали больше общаться с людьми труда, пристальней всматриваться в окружающую действительность. Это не только помогает им выбрать актуальные темы, но и в сами произведения вносить жизнь, наполнить их ее дыханием.

Любители изобразительного искусства не ограничиваются воспроизведением явлений, знакомых им по роду своей деятельности. Круг интересов каждого из них значительно шире. Особенно отрадно видеть, что некоторых из них, горожан, увлекла сельская тематика: трудовые будни хлеборобов.

Внимание посетителей привлекает творчество жителя краевого центра Александра Леопольдовича Яворского. Он пенсионер, изобразительным искусством увлекается давно. Александр Леопольдович делает картины из листьев, обыкновенных листьев с различных деревьев. Подобранные рукой мастера, они образуют величественные пейзажи родной Сибири.

Вот другой участник выставки — шофер автохозяйства № 11 Геннадий Родионов. Шесть лет он колесит по дорогам края. Отвозил грузы в Енисейск, Канск, Ачинск. Поэзия дальних дорог, мужество и красота шоферского труда стали главной темой его творчества. Особенно впечатляет акварель «Заправка». Надо очень хорошо знать и любить свое дело, чтобы так поэтично и красочно рассказать о нем зрителям. Не однажды каждый из нас видел бензоколонку, снующих около нее машин, людей. Где-то глубоко в сознании уже сложился образ увиденного, но вот художник подметил и выразил этот образ в красках. Радуешься тому открытию, которое он сделал для тебя в, казалось бы, самом будничном.

Геннадий рисует давно. Но по-настоящему начал заниматься рисованием три года назад, когда пришел в студию изобразительного искусства при Дворце культуры железнодорожников. Вместе с ним в студии занимается 25 человек.

— Наш преподаватель, — рассказывает Геннадий, — часто повторяет студийцам: «К искусству надо относиться очень серьезно. Работайте без всяких скидок на самодеятельность». Очень он требовательный у нас, и это хорошо.

Среди представленных графических работ запоминаются портреты, выполненные хирургом седьмой городской больницы Красноярска Львом Михайловичем Фокиным. Художнику удалось раскрыть внутренний мир людей, которых он рисовал, их настроение. Лев Михайлович уже давно занимается рисованием. Он окончил художественную школу им.В.И.Сурикова, несколько раз участвовал в городских и районных выставках самодеятельных художников. Хирург по призванию, Фокин так привык рисовать, что не расстаётся с карандашом даже в больнице. Говоря нам о своих замыслах, он поделился мечтой: создать серию портретов своих товарищей по работе — представителей самой гуманной профессии. От Льва Михайловича мы узнали еще об одном интересном человеке — В.К.Пшеничникове. Они вместе учились в художественной школе. Пшеничников работает монтажником на строительстве жилых домов в Красноярске. Он влюблен в живопись, коллекционирует картины советских художников. У него есть оригиналы народного художника СССР П.Корина, подаренные ему художником, произведения живописцев Татарии, Урала, Сибири, со многими из которых он лично знаком. На краевой выставке представлено несколько работ Пшеничникова. Грандиозным переменам в облике Красноярска посвящены его акварели.

Красноярцы, норильчане, ачинцы, енисейцы, жители Таймырского национального округа представили свои работы на выставку. Среди художников-любителей — врачи, учителя, рабочие, геологи, геодезисты. Разными путями шли они в искусство. И степень мастерства их различная. Но вот какое общее впечатление оставляют их полотна, скульптуры: по ним чувствуешь, что самодеятельные художники, воспевав созидательный труд современников, своих товарищей, испытывают эстетическую удовлетворенность от своего труда на заводах, стройках, в школах. Это люди, обретшие в труде счастье.

Творческому росту художников-любителей, столь ощутимому в сравнении с прошлой краевой выставкой их произведений, во многом способствует большая помощь со стороны художников-профессионалов. В крае созданы и успешно работают несколько студий изобразительного искусства, руководимых известными в Сибири мастерами живописи. За прошедшие два года для любителей было организовано при краевом Доме художника несколько творческих семинаров. Свои навыки, опыт им охотно передавали Т.Ряннель, В.Мешков, Б.Ряузов, Ю.Худоногов, Е.Кобытев.

Нынешняя краевая выставка, бесспорно, явится хорошей школой для ее участников. Сюда ежедневно приходят десятки любителей изобразительного искусства. Перед полотнами разгораются споры, дискуссии. Выставка не оставляет равнодушными никого.

В.Денисов,
В.Рубе

«Красноярский рабочий», № 21, 27- I −65 г.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.147

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Красноярская мадонна. Хитрушки
Блистательная идея Слоника, идея коротких, сложных безопасных лазов получила окончательное развитие в 1960-ые годы. Подобные лазы, очень точно названные «хитрушками», похожи по остроумию и сложности их прохождения на этюды атлетических шахмат, где человек в одном лице игрок и фигура, а скала одновременно шахматная задача и шахматное поле. Наибольшее число...
Красноярская мадонна. Второй Столб. Восточная сторона
Более подробное знакомство с рельефом высочайшего Столба лучше начать с восточной стены, наиболее освоенной человеком. Стена довольно круто сбегает вдоль склона крутизною до 30°, меняя относительную высоту каменных отвесов: южная часть стены у Архиерейской площадки — 30 метров, в центре...
Байки. Грифовские забавы
С Колей Молтянским, предводителем Грифов , я познакомился и сдружился в Саянах в детском горнолыжном лагере. Коля был тренер, а я — родитель тренируемого малыша. Год 1980. С тех пор отсчитываю свою грифовскую историю. Коля поражал меня байками. Часто в его рассказах фигурировали люди неистовые, запредельные. Они всегда влекли...
Байки. Однорукий флейтист
Байка, рассказанная Сашей Хританковым на веранде визит-центра 25 июня 2006 года. В оные времена на Столбах пользовался популярностью такой прикол. В погожий день удивленных туристов останавливали звуки флейты. Музыкант был худ, бедно одет, пустой левый рукав пиджачка заправлен в карман. И хоть и с одной рукой, но играл он виртуозно. Финал. Поклон....
Обратная связь