Яворский Александр Леопольдович

Этнографический вечер

...Кроме Столбов, как обязательных мест посещения в этом 1910 году была сделана кратковременная поездка в с.Езагаш, что выше Красноярска по Енисею на 100 километров. Здесь в то время работал топографом общий друг Каратанова и всей Третьей Каратановской компании Михаил Масленников. Приехали на пароходе и завезли с собой лодку. Прожили 3 дня. Побродили в окрестностях Езагаша, заглянув в его речную долину с речкой того же имени. Осмотрели место бывшего винного завода Щеголева. Теперь здесь нет и следа построек и вся долина на месте бывшего завода поросла буйной, буквально непроходимой чащей крапивы. Ходили под вечер вдоль села и пели сибирские проголосные песни. Затем поплыли на лодке по течению обратно в Красноярск, посетив попутно чуть ниже Езагаша на правой стороне Енисея за островом так называемую «ледяную пещеру», которая оказалась только нишей со щелью, но со льдом. С песнями ехали до самого Красноярска.

Еще один поход в дружной столбовской небольшой компании по рч. Базаихе с остановкой в течении двух дней на Больших Аялах.

Живописная речка Базаиха всегда привлекала Каратанова и его друзей, своею какой-то интимной обстановкой. Здесь в глухой долине речки нет широты горизонта, нет и большой воды, как на Енисейских плёсах. Неумолчный шум Базаихи, ее затейливые небольшие зигзаги, скалы, идущие вниз к бурливой речке с высоких то голых, то облесенных хребтов как-то особо настраивают человека в противовес шуму на тишину и уют. Здесь поется мало, за человека неустанно напевает свою таежную песню шумливая речка. Недаром же само название по одному из авторов /Долгоруков. «Путеводитель по Сибири»/ происходит от чисто сибирского слова базланить, т.е. кричать заглушающе. В уютном шалаше из лиственничной коры на Больших аялах хорошо провели время и вернулись домой отдохнувшими, несмотря на трудную дорогу и тяжелый груз. Отдых не в ничего неделании, а в переключении, так понимают его многие красноярцы, так представлял его себе и художник Каратанов.

Кроме мелких работ в виде этюдов в этом 1910 году Д.И.Каратанов написал картину под названием Второй Столб. Это 65×90 см картина маслом на картоне изображала Второй Столб с его отрогами, видимый из-за осинника. Весна, лес без листьев, еще лежит снег, но в воздухе чувствуется бодрящее тепло. Период пробуждения в природе дал хорошо почувствовать художник в этом полотне. Здесь зиме сказано — нет, весна берет свои права и снег доживает свои последние дни. Картина писалась осенью, но настроение в ней ранневесеннее.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.12

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 19 век. 60-е годы
1860-ые годы. Столбы неоднократно посещает путешественник Г.Потанин — автор интереснейших материалов о «Красноярском воеводстве». Интерес к Столбам возрос настолько, что Красноярск и Столбы начали посещать экскурсанты и исследователи из других городов Сибири. 1863 год. Столбы посетил Раулов Василий Васильевич — русский востоковед-тюрколог, этнограф, переводчик, основоположник сравнительно-исторического изучения тюркских...
Стихи
Мир неопознанный Мир неопознанный, обширный и тревожный, Скрытый дымкою наивного дознанья, Как горный пик навис над нами грозно, Пугая и маня, ввергая в радость и страданье. Привычных образов размытые края Заводят в сокрушительность сомнений; И в изумленье чудеса творя, Стремимся выбраться на берег просветленья. Бубновый звон словесной чешуи...
Люлины сказки. Сказ о том, как бурый зверь у Люли мешок с провиантом похитил
«А, так это у тебя!» — говорит каждый, кому Люля начинает рассказывать эту историю, кто более или менее общается с обитателями Столбов. И хохочет. Часть 1. Появление Зверя. Итак. Случилось это во времена стародавние, когда Люля была молода, резва и амбициозна, однако такой же распи zd дяйкой, как и сейчас....
Feedback