Яворский Александр Леопольдович

1945 г.

 ...Открывшаяся в Красноярске в Доме учителя 16-го октября выставка произведений красноярских художников как бы подытоживала военные годы. В каталоге в разделе: Живопись, графика, скульптура Каратанов выступает со следующими произведениями:

За № 47 Осень... масло
За № 48 «Столбы» летом ,,
За № 49 «Столбы» зимой ,,
За № 50 Натурщик ... карандаш
За № 51 ,, ... ,,

...«Столбы летом» — это приблизительно такой же величины картина, изображающая так хорошо знакомую Каратанову «Архиерейскую площадку» Второго Столба с видом на далекий Дикий камень на горизонте. Вблизи два больших камня россыпи, и на них по человеку. Это, конечно, столбисты. Один лежит, другой сидит и между ними идет разговор, а в центре картины под самим верхом виден летящий ворон. Влево стена Второго столба. Типичная столбовская картина, которая вдруг вспомнилась художнику, и он передал ее со всеми деталями. Наверное, когда писал, не раз переживал, вспоминая свое молодое ушедшее время.

«Столбы зимой» — это тоже хорошо знакомый каждому столбисту вид на заповеднике Столбы. Здесь на первом плане коряжистые деревья и между ними одна из подвершинных отдельностей Столба, на которой в зимней одежде расположились два человека. Правый сравнительно молодой указывает куда-то по направлению Столба «Львиная пасть», а второй, похожий на самого художника, смотрит туда, на что-то указываемое первым. Всё заснежено. Впереди на соседнем громадном хребте возвышается Второй Столб и его отроги «Митра» и «Рукавицы». За ними на горизонте горы рек Слизневой и Маны. Нет надобности пояснять, что двое человек сидят на Четвертом столбе и, видимо, художник для ориентира имел фотоснимки этих 2-х видов и с присущей ему чуткостью к колориту дал на своих картинах нужную аранжировку красками. На имеющейся в каталоге репродукции этой картины находим подпись «Партизанская засада». Видимо, само неспокойное время войны подсказало кому-то это другое название, и оно было вставлено здесь. Бывает ведь, что зритель сам дает название картине художника, после чего художник, согласившись с этим более удачным названием, сам начинает называть свое произведение этим новым названием. Картина как бы получает второе крещение. Бывает и так.

Два карандашных рисунка с натурщика, видимо, сделаны художником во время его преподавания в вечерней студии для рабочих.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.14

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Были заповедного леса. Люди и зверушки. Транзисторы
(Из моей записной книжки) — Расскажите нам о ваших милых зверушках. Что-нибудь самое-самое интересное. — А если я расскажу вам о вас, дорогие друзья? Стихийное бедствие, как и всюду на природе, — транзисторы. Дикси их ненавидит и, завидя туриста с воющим ящичком на груди, заскакивает на крышу домика, сжимается в комок. В глазах загорается хищный...
Купола свободы. 04. Внезапно, как по волшебству (перевод семьи Хвостенко)
ВНЕЗАПНО, КАК ПО ВОЛШЕБСТВУ, Столбы появились из леса. Над деревьями возвышалось множество скал. Их подножия оставались в тени, а верхушки освещались солнцем. Первый столб — 80-метровый утес. К нему вела тропа, утоптанная за полтора столетия множеством ног. Впереди пестрела необычная карнавальная толпа: взрослые, одетые кто во что горазд, от купальников...
Ранчо
Избушка «Ранчо» основана в 1927 году выходцами из компании «Дьяволята». Ее основатели: Виктор и Леонид Александровичи Телегины /братья/, Семен Седун, Рогоманов и Рогоманова. Это самая дальняя избушка в отрогах второго Столба идущих на юг от него и как бы замыкающих так называемый второстолбовский отход, спроектированный в заповеднике...
Великому краеведу нашей эпохи Александру Леопольдовичу Яворскому
I . Величием овеянный Былых и наших дней, Тебя в стенах музейных Приветствует музей. Какое совпадение, Как повезло тебе, В годах, в летосчислении И в датах и в судьбе. Окинув все содеянное Ретроспективным оком, Я вижу, что музейного В тебе, Яворский, много. Здесь древния чудовища Пугают робкий взгляд. Здесь ценныя...
Feedback