И.Давыденко, искусствовед

Талант, добротой освещенный

Первым эстафету суриковских заветов принял и привнес в искусство наших дней Дмитрии Иннокентьевич Каратанов, выставка произведений которого развернута сегодня в залах дома художника

В творчестве Каратанова как бы совместились две эпохи: Октябрьскую революцию он встретил сложившимся сорокатрехлетним художником и в советское время трудился тридцать пять лет. С учителями Каратанову повезло - В.И.Суриков, М.А.Рутченко, А.И.Куинджи, И.Е.Репин прочно закрепили его эстетические воззрения, и он стал верным последователем русской реалистической школы живописи и своих взглядов на искусство не изменил до самой смерти. В море художественных стилей периода его творческого становления он с упорством одержимого искал и нашел свой путь, предопределенный учителями.

Творчество Каратанова, безусловно, глубоко индивидуально и своеобразно, в этом легко убедиться, познакомившись с экспозицией выставки.

Всякое серьезное произведение искусства, по глубокому убеждению Каратанова, требует величайшей искренности и теплоты чувства. Он признавался в своей особой нелюбви к тому, что он называл пошлостью, суетой и фальшью в искусстве.

С полным основанием можно говорить о ярко выраженной социальной направленности искусства Каратанова. Проследить это можно на ряде примеров. Он первый из сибирских художников совершил несколько поездок по Заполярью еще в дореволюционное время. Побывал в Сумарокове, Туруханске, Селиванихе, Дудинке, Гольчихе и других местах Крайнего Севера и рассказал потом в своих многочисленных зарисовках правду о тяжелой судьбе коренных народностей севера. Характерен в этом отношении рисунок «Больной остяк». Бедность. Пустые голые нары. На краю их сидит, завернувшись в какой-то платок, жена, а муж, осунувшийся, исхудавший, лежит на нарах. Трясет его, видимо, лихорадка. В этом лаконичном рисунке очень много сумел сказать художник. Он трогает своей житейской правдой и простотой. Много было выполнено Каратановым портретных зарисовок. Они проникнуты добротой, чуткостью, любовью к жителям Севера и почти все находятся в фондах Ленинградского музея этнографии народов мира.

Поездки в советское время (1927-1940 годы) дали возможность Каратанову увидеть те изменения, которые произошли за это время. Это находит свое отражение в работах художника. В акварели «Суглан» Каратанов показал важную примету времени. На поляне, окруженной перелесками и излучиной реки, расположилась большая группа рыбаков. Здесь и их семьи - женщины, дети. В центре оратор, свой же рыбак. Он выступает перед согражданами со словами большевистской правды о том, что Великий Октябрь открыл для малых народов широкие возможности для строительства новой жизни. В этой многофигурной композиции Каратанов вывел целую галерею человеческих характеров. Знание особенностей быта, поведения людей позволило художнику создать живой образный строй, правдиво повествующий о событии, о настроении людей.

Свои поездки на Север Каратанов совершал не в поисках экзотики, его целью было рассказать о виденном языком искусства, привлечь внимание общественности к нелегким условиям жизни северян. Участники съезда художников Восточно-Сибирского края, проходившего в 1933 году в Иркутске, хорошо помнят яркую речь Каратанова, в которой он рассказал о жизни малых народов и призвал руководство творческой организации художников оказать этим народам помощь в поднятии их культуры, подготовке национальных специалистов по народному и профессиональному искусству, привлечь их к активной творческой деятельности.

Пейзажист по призванию, Дмитрий Иннокентьевич показал незаурядный дар портретиста. В краеведческом музее имеется его работа «В.И.Ленин периода шушенской ссылки». Есть также портреты Я.М.Свердлова, М.И.Калинина, красноярских революционеров А.Лебедевой, Т.Марковского, академика В.Визе, руководителей партизанского движения в Красноярском крае Л.Щетинкина и А.Кравченко. Они построены просто и уравновешенно, без сложных композиционных и цветовых ухищрений.

Немало внимания уделил Каратанов в своем творчестве созданию картин на исторические и историко-революционные темы. Он сам был активным участником революционных событий в Красноярске и лично был знаком со многими руководителями красных маевок и демонстраций.

Из историко-революционной тематики необходимо отметить картины «Похороны Чальникова» и «Маевка на «Столбах» в 1905 году». Изображенные в картинах события лично известны Каратанову. Он был участником большой маевки в районе Николаевской слободы и очевидцем убийства рабочего Чальникова жандармами.

Много труда отдал Каратанов делу воспитания художественной смены. Мы знаем его как внимательного, щедрого и мудрого педагога. Он обладал талантом доброты. Своим обаянием он притягивая к себе всех, с кем сталкивала его жизнь, работа, творчество. Вокруг него группировались всегда художники, краеведы, любители природы и искусства. Ему было присуще умение попросту, самым теплым образом сближаться с людьми. Его невероятная скромность, простота сказывались на каждом шагу, и нельзя припомнить случая, чтобы он, разговаривая с кем бы то ни было, обнаружил хоть словом, хоть интонацией свое превосходство или повысил бы голос даже в самых жарких спорах с коллегами по искусству. Вежливость его в обращении со всеми казалась чрезмерной, но естественной, она шла от большой внутренней культуры. Иногда создавалось впечатление, что он очень мягок, уступчив. Он действительно был человеком с мягкой душой.

Но вспоминаешь его деятельность общественную - печатание листовок и прокламаций против царского режима, изготовление паспортов для бежавших из ссылки революционеров, активное участие в маевках и демонстрациях в дореволюционное время, и как-то трудно совмещаются эти его действия с мягкостью характера. Но противоречия здесь нет. Есть люди, у которых их мужество скрыто от сторонних глаз, оно без внешней бравады.

Дмитрий Иннокентьевич был человеком удивительно цельной натуры, нравственной глубины и чистоты характера. Таким он запомнился всем, кто знал его.

И.Давыденко,
искусствовед

«Красноярский рабочий», 04.07.86 г.

Материал предоставлен Б.Н.Абрамовым

Author →
Offered →
И.Давыденко, искусствовед
Абрамов Борис Николаевич

Другие записи

Вестник "Столбист". № 9 (21). Первый спасатель на Столбах
СТОЛБЫ: ИСТОРИЯ Работая над книгой «От Красноярских Столбов до заоблачных вершин» я много дней провел в Госархиве г. Красноярска. Среди прочих документов я нашел приказ от 8 сентября 1939 года, в котором говорится: 1. Утвердить положение о спасательной службе на Столбах; 2. Принять тов. Бородушкина Бориса Константиновича на должность инструктора альпинизма. Валерий...
Вестник "Столбист". № 8 (32). Экспедиция на Хан-Тенгри
В августе этого года после большого перерыва краноярцы появились в самом центре Тянь-Шаня на леднике Южный Иныльчек. Цели экспедиции простые и понятные: восхождения на пик Хан-Тенгри (6995 м) и пик Победы (7439 м). Но жизнь как всегда вносит свои коррективы... 5 августа . Вертолет забросил груз и двух человек (Сенашов, Бурмак)...
Вестник "Столбист". № 8. Горбовик-кормилец
(Окончание, начало в № 7) Абсолютно все рюкзаки, палатки и штормовки советского времени были окрашены армейской зеленкой, так называемый цвет хаки. Абалаковский, геологический и туристический рюкзаки снабжались сверкающим хромом железным кольцом над верхними краями лямок, для того чтобы пустой рюкзак хранить на весу. Наивные...
Вестник "Столбист". № 1 (13). НАШИ ЮБИЛЯРЫ
Валерий Андреевич Светлаков ...И чтоб компании не портить, забрал рюкзак и был таков Неоцененный Мастер спорта ничуть не пьющий Светлаков. Из стихотворения «Беркутянка» Тойво Ряннеля МС по спортивному туризму (1958 г.). МС по альпинизму (1963 г.). Судья всесоюзной категории по горнолыжному спорту (с 1962 г.). Старший инструктор альпинизма (с 1962 г.). Действительный член географического общества...
Feedback