Вестник "Столбист". № 35. Как мы ездили зимой на Кодар
Горный хрусталь ледников замороженных,
Словно в оправе из каменных круч.
Камень в железо мороза закованный
В выси стремится подняться до туч.
................................................
Это не скопище силы бессмысленной
И не каменьев златых антиквар,
Это не выплакать, это не выразить,
Это не выплакать, это — Кодар!
Сергей Петров
Сборная команда Красноярского края по альпинизму совершила первопрохождение маршрута 6Б к. сл. на юго-восточную вершину пика Царский Трон (2820 м) по западной стене. Состав команды: В. Балезин, В. Архипов, А. Пуговкин, Ю. Степанов, С. Федоров, О. Хвостенко. (Хребет Кодар находится в Становом нагорье, в 500 км восточнее озера Байкал на территории Читинской обл. Высшая точка района — пик БАМ 3075 м)
Впервые идею поездки на Кодар зимой высказал Юра Раилко еще два года назад. Но тогда я не принял ее всерьез, т.к. считал, что она не реальна из-за больших морозов и длительных подходов. Но прошлым летом переговорив с ребятами-альпинистами из Улан-Удэ и Благовещенска, которые приезжали к нам на Ергаки, я решил, что такая экспедиция вполне реальна. Из их рассказов выходило, что подход до избы, где можно разместить б/лагерь от места, куда может доехать машина, около 5-6 часов (летом — 3 часа). И морозы не такие уж страшные: −25-30°. Поверив этому, мы решили поехать в феврале 2001 года на Кодар.
1 февраля. Мы приехали на станцию Чара. Мороз −47°С. Нас встретили наши друзья из Улан-Уде не очень хорошей новостью: машины (КаМаЗ, вездеход-вахтовка) не будет — придется ехать на открытом ГАЗ-66. Но это оказалось не самым худшим. В этом году выпало много снега и машина, проехав всего около 10 км из 35, застряла. А т.к. у нас был груз примерно по 80 кг на человека, то возникли очень большие проблемы. Подход до избы и транспортировка груза вместо 6 часов заняли 3,5 дня. Следующей плохой новостью было известие о сгоревшем зимовье, пришлось нам ночевать в палатках (t днем −45-50, ночью — ниже −50°С).
Наконец, впряженные в санки с самыми необходимыми вещами, преодолев в кошках несколько небольших замерзших водопадиков, мы пришли в избу. На следующий день большая часть людей занималась хоз. работами: ремонтом печки, утеплением избы, заготовкой дров, а Балезин, Раилко и Александров пошли забросить часть снаряжения под стену, а заодно и просмотреть предполагаемый маршрут (подход занял более трех часов). Стена выглядела очень сурово: в морозной дымке 750 м вертикальных скал, седых от снега и инея. Из-за сильных морозов и усталости команды, мы решили идти не на главную вершину, как планировали ранее, а на юго-восточную, на «Огурец», которая ниже, но, пожалуй, не проще.
На следующий день сделали заброску снаряжения и поставили палатку под стеной. Температура −45°. Первым выйти на обработку маршрута, несмотря на мороз, вызвался Раилко вместе с Архиповым.
Ночевать в палатке оказалось очень проблематично и мы выкопали хорошую снежную пещеру, всего в 5 минутах ходьбы от начала маршрута. Пещера, по сравнению с палаткой, просто комфортабельное жилище: t в пещере — около 0, при внешней −50°. Здесь можно было хорошо отдохнуть и выспаться. Далее решили работать двойками по два дня, а в дни отдыха — ходить вниз за продуктами.
Иногда за день удавалось пройти всего 20 м, а в наиболее удачные дни до 90м. Первые 10 дней восхождения t была стабильна..., затем потеплело до −20-30°, но зато подул ветер и начались метели. Однако, не смотря на такие экстремальные условия, на пятнадцатый день восхождения двойка Балезин—Архипов вылезла на вершину. А за ними подтянулись и остальные члены команды.
Благодарю всех участников экспедиции за самоотверженную работу и героизм. Очень не повезло Юре Раилко — из-за плохих ботинок он отморозил себе на ноге палец и поэтому не смог продолжить восхождение. Следует заметить, что экипировка у команды оставляет желать лучшего, особенно обувь.
На следующий день после спуска с вершины мы погрузили снаряжение на санки и ушли вниз. Через два дня, пройдя около 50 км, пришли в поселок Чара. Затем добрались до станции, переночевали в гостинице, и на следующий день уехали на поезде в Красноярск.
Валерий БАЛЕЗИН,
Капитан команды
Owner →
Offered →
Collection →
Бурмак Ульяна Викторовна
Бурмак Ульяна Викторовна
Вестник Столбист