Вестник Столбист

Вестник "Столбист". № 6 (30). Люди и звери

Читатель В. Коханов укорил нас за то, что редакция вестника уделяет мало внимания описанию жизнедеятельности обитателей заповедника. Выполняем просьбу

Кого только не встретишь в тайге! И любопытных бурундуков, и белок, и тоненькую, быструю хищницу ласку, и горностая, абсолютно белого, кроме черных глаз, кончика хвоста и носа. Как-то буквально из-под ног выпорхнул здоровенный глухарь, и тяжело хлопая крыльями, улетел. Встречали столбисты «нос к носу» и медведей. А однажды, видели мы, как по склону, что напротив Грифов, прошло стадо маралов голов в десять.

Завелся на Грифах соболь. Сначала он жил один, потом привел подругу, потом у них появилось двое детей. Жили они в щели напротив избы. Иногда мы их подкармливали. Происходило это так: на стол клали кусок мяса или колбасы. Соболь, глава семейства, сидел в щели и что-то долго и сердито выговаривал супруге. Она вылезала из щели, украдкой влезала на стол (поскольку мы сидели тут же, не шевелясь), хватала кусок мяса и тащила его мужу и детям. Мы клали еще кусок, и все повторялось. Как-то для фотокадра мясо однажды привязали, и долго, минут 20, снимали, как соболиха пыталась утащить кусок, а он сопротивлялся.

Все были бы довольны, но соболь стал пакостить по месту жительства. Пока нас не было, он залез в избу, опрокинул жестяную банку с сахаром, сколько-то съел, а остальное разметал по избе, да еще и нагадил. После этого его единодушно назвали Козлом, а до этого он именовался ласково — Кеша.

В начале освоения Грифов мы проходили во вторую пещеру (где сейчас изба) лазанием над 40-метровым отвесом — это уже потом мост соорудили. Длина этого перехода 3,5-4 метра. Как-то, посередине перехода встретился я с птицей кукшей, или сойкой. Она сидела на полочке, где лежал пакет вермишели, и долбила его своим крепким клювом. На меня она не обращала внимания, хотя я был от нее в 40-50 см. А я даже руку не мог протянуть, чтоб ухватить ее за хвост — ногами я стоял на узкой полочке, а руками держался за карманы. Рассматривал я ее минуты 2-3, а она продолжала наглый грабеж нашего продукта. Была она пестрая, большеголовая, величиной с голубя и косилась на меня пугливым черным глазом. Наконец я не выдержал и плюнул ей в морду. Только после этого она нехотя оторвалась от вермишели и улетела.

В профкоме нашей организации долго стоял бесхозный контрабас. Мы косились-косились на него, и однажды выпросили. Притащили его на Грифы, там только контрабаса и не хватало в оркестре. Были гитары, гармонь, труба, барабан, балалайка, появлялась иногда флейта. На 30-летие избы соседи из Эдельвейса притащили даже рояль. Как они его тащили — тема отдельного рассказа.

Так бы и жил у нас контрабас, но... завелись в избе маленькие серые мышки. Одна из них добралась до струн, которые были из воловьих жил, перегрызла струну, и лопнувшая струна уложила ее на месте.

Тогда же по недосмотру оставили мы на дне кухонного ведра немного супа. И вот мыши прыгнули в это ведро и ели суп. За неделю суп был съеден, потом они начали есть друг друга. Придя на выходной, мы увидели в ведре чуть живую мышь, а рядом лежало 5 или 6 шкурок съеденных сородичей.

Новый год мы встречали на Грифах: днем катались на лыжах, а вечером я вдвоем с одной из девчат залез на Крепость посмотреть на закат солнца. И вот солнце медленно ушло за хребет. Как обычно оно окрасило западную часть неба своими лучами, и вдруг... на том месте, куда ушел солнечный диск, высветился в полнеба узкий красно-золотой луч! Мы во все глаза смотрели на невиданное нами зрелище. Вспомнили про вычитанные в книжках рассказы про зеленый луч во время заката солнца на море. А тут было море тайги, и луч был золотой. Простояв минуту-полторы, луч медленно растаял. С востока наплывала уже ночная темнота.

Пора было спускаться. Сойдя с Крепости, пошли на Грифы. Вышли на прогалину в густом лесу и увидали сидящих на тропе трех волков. Я узнал их сразу, а спутнице сказал, что это собаки пришли с Базаихи. Волки подпустили нас метров на 10-15 и пошли вниз по тропе, выдерживая дистанцию. На чистых от леса местах мы останавливались и смотрели на них, а они садились и смотрели на нас. Дойдя до Грифов, они вежливо пропустили нас, и мы влезли к себе на скалу.

Тут же мы оповестили всех о таких необычных визитерах. Оказалось, что у ручья под скалой набирают воду в бидон Коля и Валера. На край скалы вышла девушка Маша и тоненьким голосом закричала: «Валера, скорей поднимайся, внизу волки!». Валера снизу басом: «Какие волки?». Маша тоненько: «Скорей наверх! Настоящие волки!». И только мужчины подошли к узкому проходу между скал, как оттуда выскочил волк и чуть не сбил с ног Николая. Пройдя этот туннель, ребята увидели двух волков, сидящих по сторонам тропы. Наверх они поднялись быстро.

После ужина начались песни. Вся компания вышла на площадку, под которой сидели волки, и под гитару в 30 глоток стали исполнять песни разного жанра. Волки снизу подвывали в унисон. Вот такой был у нас новогодний концерт...

Когда об этом я рассказал Елене Александровне Крутовской в Живом уголке, она как ученый-биолог, долго уверяла меня, что такого не может быть, потому что волк — животное степное, не таежное. Но я описал волков во всех подробностях. Сошлись на том, что случай был необычный, волки либо заблудились, либо были сумасшедшие.

Владимир ДЕНЬГИН

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Вестник Столбист
Бурмак Ульяна Викторовна

Поджигать траву просто преступно
Сошел снег на полях и в лесах, и начался очередной кошмар — опять горит трава, опять горят леса! И в городе, и за городом... И все это — как уверяют официальные лица, — «результат неосторожного обращения с огнем». А на самом деле пускание пала и среди детей, и среди взрослых стало чуть ли не повсеместной забавой! Это какая-то «эпидемия»!...
Тот пинает по грибу, этот лезет в гору
Как бы не радели вы за идеи демократии и всеобщего равенства, но, едва ступив на территорию заповедника, вы автоматически будете отнесены к одной из четырех каст: посетители, туристы, скалолазы или столбисты. Здесь с этим сурово. Низшая каста — посетители. Почти «неприкасаемые». Посетитель — это тот, кому надоело тридцать лет сидеть дома, и он решил...
Шествие на «Столбы»
На перекрестке мнений Красноярские Столбы... Кто ни увидит — восторг! А еще стал достопримечательностью Столбов «Живой уголок» Елены Александровны Крутовской. О нем, этом «приюте доктора Айболита», упоминается в любом путеводителе. Но вот дошли слухи, что у Крутовской не все ладно. Оказывается, администрация решила ввести за посещение Живого уголка плату. А Крутовская...
Вестник "Столбист". № 8 (20). Владимир Теплых
Среди восторженных ветров, Раздав плоды и листья сбросив, Вокруг рябиновых костров Присела зябнущая осень. Но рассыпается костер, Студеный ветер обжигая, И с криком рвется на простор Подзадержавшаяся стая... Когда судьба имеет крылья, Тогда низина душит пылью И дышит дрожью, как стрела, В зенит летящая скала... А над вершиною...