Вестник Столбист

Вестник "Столбист". № 10 (22). Второй Столб. Качаловский лаз

СТОЛБЫ: ОПИСАНИЕ ХОДОВ

История лаза

Восхождение на 2 Столб. Открытка конца 19-го векаВпервые на Второй Столб поднялись в 1887 году. Вот фамилии первопроходцев: А. С. Чернышев, Н.И. Суслов, Р. Бутырских, Семенов, Златковский

Разработанная первыми столбистами техника восхождений была основательной, надежной, хотя и несколько тяжеловатой. Разведав маршрут восхождения, начинали делать его доступным и безопасным. На отвесных уступах и опасных местах ставили деревянные подставки, облегчавшие подъем и особенно спуск. На старинной фотографии прекрасно виден стартовый участок маршрута первопроходцев на Втором Столбе и деревья—подставки. Тогда, на заре столбизма, использовалась страховочная веревка и вбиваемые в щели деревянные клинья. Это уже потом некрасивую веревку вытеснил яркий кушак. Дальнейший путь первопроходцев в точности неизвестен. Чернышевская система подставок сохранилась до начала 1920-х годов, до объявления компанией Вторая Каратановская «Эпохи чистого лаза», сбросившей подставки со всех Столбов.

В 1962 году художник В.Ф. Мазуров, по прозвищу Беня, соединил стартовый участок Чернышевского маршрута с Осиной Пасекой. Лаз получил название Мазурка.

Свободным лазанием на Второй Столб впервые поднялась Анастасия Качалова в 1895 году.

Остается гадать: каким маршрутом поднималась отважная столбистка. Поэтому нет уверенности в том, что он полностью совпадает с современным вариантом Качаловского лаза.

Техническое описание лаза

Качаловский лаз и рядомВ целом Качаловский лаз: динамичный, разнообразный маршрут 10 к. сл.

Подойти к началу лаза можно как по Помойкам (прозванными так потому, что в ложбинке, в теплое время года, всегда сыро и грязно), так и от начала хода Свобода — через лабиринт глыбовых нагромождений, засыпавших горизонталь Постамента.

Начинается лаз с той же стартовой площадки, где были установлены первые чернышевские подставки. В пяти метрах правее щели, в которой крепились когда-то стволы деревьев-подставок, находится семиметровый вертикальный камин Дымовая труба. Качаловский лаз проходит по ней. Подниматься следует распором. В холодное время года стенки камина часто покрыты льдом. Это затрудняет подъем. Так на днях Николай Х. с девушкой спускались по Дымовой Трубе. Девушка сорвалась и сбила пытавшегося задержать ее падение Николая. К счастью, обошлось все благополучно: ребята отделались испугом и легкими ушибами.

На полке с растущей березой лазы Мазурка и Качаловский сходятся. Дальше подниматься можно несколькими вариантами: левым (по Мазурке), прямо — вверх (по мелким карманам) и правым. Последний вариант наиболее прост: косые полочки выводят на Сарачевскую площадку, затем следует пятиметровый спуск в мини-каньон Осиная Пасека, названный так за обилие здесь в жаркое время земляных ос.

Чтобы подняться из Осиной Пасеки на плоскость Качаловского проспекта, следует преодолеть четырехметровую северную стенку Пасеки. Этот участок лаза требует исключительной цепкости и покоряется далеко не каждому. Нередко здесь используют гимнастическую подставку.

Качаловский проспект, в аккурат под шеей Бегемота, украшает неведомо откуда взявшийся полутораметровый камень Трибуна. С верхушки Трибуны, дотянувшись руками до площадки-складки на шее Бегемота нужно сделать силовой выход на Складку. Иногда здесь используют гимнастическую подставку. Более высокий скалолаз ложится живым наклонным мостиком-лестницей между Трибуной и Складкой. Второй скалолаз, перебравшись по товарищу на площадку, разворачивается спиной к скале, берется левой рукой за крепенькую березу, правой подтягивает к себе товарища.

Следующее препятствие — трехметровый, изящно изогнутый Горловой Шкуродерчик, прорезавший насквозь шею Бегемота. Преодолев который мы оказываемся на Танцплощадке, поднебесном месте встречи, где Качаловский лаз, хода Свобода и Сарачевка утрачивают автономию, слившись в единое русло. (Описание хода «Свобода» см. в № 9/21).

Во времена расцвета столбизма, когда все хода были забиты народом, мало кому известный Качаловский служил для скоростных спусков энергичным торопыгам из компании Олимп. Получалось невероятно быстро: соскользнув Горловым Шкуродерчиком на Складку, спрыгнуть на Трибуну, с нее — на Качаловский проспект. А дальше, как со Слоника, соскользнуть на Осиную Пасеку. С Сарачевской площадки до самой земли ведут широченные скальные дороги. Спуск по Качаловскому лазу самый короткий на Втором Столбе.

Юлия БУРМАК, Сергей СЕНАШОВ,
Леонид ПЕТРЕНКО

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Вестник Столбист
Петренко Леонид Тимофеевич
Бурмак Ульяна Викторовна
Вестник Столбист

Другие записи

Вестник "Столбист". № 5 (17). Большой Беркут (1919, 1949 гг.)
ЛЕТОПИСЬ СТОЛБОВ Летом 1919 года в Красноярске находилась французская миссия. Несколько человек из нее решили побывать на Такмаке. Расположившись бивуаком на переднем выступе «Малька», иностранцы предприняли обход скалы и сразу за поворотом остановились в изумлении. За неглубокой ложбинкой круто взмывал в небо остроконечный пик Большого Беркута, а на вершине его трепетал......
Вестник "Столбист". № 36. Праздник на Столбах
50 лет назад, в июле 1951 года состоялось торжество по случаю 100-летия первого зарегистрированного восхождения на Столбах. Вот как об этом событии извещал 14 июля «Красноярский рабочий». «Спортивная общественность и трудящиеся Красноярска отмечают юбилейную дату — 100-летие со дня первого восхождения на Столбы. Сегодня в заповедник „Столбы“ на массовое гуляние выедут тысячи...
Ольга Бибик: «Скалолазание уже готово стать олимпийским спортом»
Скалолазка, мастер спорта международного класса, обладательница Кубка мира 2006 года Родилась 26 сентября 1976 года в Красноярске. С 1993 по 1995 годы окончила училище Олимпийского резерва. Тренер по спорту. В 2000 году закончила Академию цветных металлов и золота по специальности «Международная экономика». Спортивные достижения: мастер спорта международного класса,...
«Я покажу Вам горы…»
О художнике без слов говорят его работы. Гляди и увидишь, плох он или хорош. Плоды работы фотомастера Владимира Александровича Сковородникова — фотографии, выставленные сегодня в Выставочном зале на улице Сурикова. Сто снимков: пейзаж и жанр, портрет и натюрморт, снова пейзаж, и все они выполнены не просто с любовью, я бы сказал, с восторгом...
Feedback