Русаков Э Красноярский рабочий

Охотник за красотой

Мир художника

Мне уже приходилось писать об этой выставке, посвященной творчеству Андрея Поздеева, тесно связанному с Кузьмичевой поляной — волшебным местом, где были рождены многие произведения замечательного художника. Был я на многолюдном вернисаже в день открытия, но особенно ощутил незримое присутствие самого Андрея Геннадьевича, когда зашел сюда в обычный будний день. В просторных светлых залах художественного музея было тихо, немногочисленные посетители неторопливо переходили от картины к картине, вглядываясь в каждую из них, словно старались глубже проникнуть в замысел художника...

А.Поздеев на Кузьмичевой поляне (фото 70-х годов, из альбома "Мир Андрея Поздеева«)Мне казалось, что где-то здесь, рядом, притаился и сам Андрей Геннадьевич. Даже вроде бы слышался его голос, рассказывающий о Кузьмичевой поляне: «Там изба вся в цветах... Там животные ходят-бродят... Какое чудо, вот это чудо! Порхнуло что-то и понеслось... Попробуй поймай это неуловимое состояние, чтобы и дух был, и запахи эти были, и дуновение какое-то... то, что „мигом“ зовется... Это удивительная вещь — миг! Жизнь удивительно прекрасна! И когда человек научится ценить миг, тогда, может быть, начнет очищаться, чуть почище станет...» Вот так, сбивчиво и восторженно, вспоминал незадолго до смерти Андрей Поздеев о Кузьмичевой поляне, где он провел, быть может, лучшие часы своей жизни, где особенно остро ощутил красоту природы и где впервые, мне кажется, осознал дерзновенное право художника по-своему преображать и воссоздавать на холсте эту волшебную красоту. Ведь природа на его картинах — не зеркальное отражение действительности, в своих пейзажах Поздеев сознательно отступал от канонов реализма.

Портрет А.ВасиловскогоИ делал он это вовсе не в результате своей «наивности» или «примитивизма» (как до сих пор кое-кому мерещится), ведь сохранились же и абсолютно реалистические его рисунки и живописные этюды. Вот и на этой выставке есть выполненный в традиционной манере прекрасный пейзаж «Березы. Последний снег», написанный в 1964 году. Вроде бы вполне реалистичны и такие работы, как «Здесь живешь ты» или «Прибежал Конек-горбунок», хотя и эти изумительные холсты больше похожи на сказочные видения, чем на реальность. А позднее мастер стал стремиться к еще большей условности, обобщенности, выявлению скрытой сущности натуры, ускользающей от других и открывающейся лишь ему, художнику.

Так, «Цветы одного лета» похожи на орнаментальный ковер, где царит гармоничное переплетение розовых, голубых, бирюзовых и светло-зеленых оттенков. Буйство желтого цвета — в картине «Жаркая осень». Знойное радужное марево — на холсте «Калтат». Детский рисунок напоминает картина «Сказка», где художник, скорее всего, решал чисто живописные, декоративные задачи.

Портрет А.ГубановаВыразительны и гротескны представленные на выставке портреты. Тут и хозяин избы «Дырявой» А.Василовский, и известные столбисты Ферапонтов и Губанов, и сам художник («Автопортрет на поляне»). Эффектно дополняют экспозицию и многочисленные фотографии и книжные издания. Так что выставка эта несет еще и большую информационную нагрузку. Хотя главное тут, конечно, картины...

Живопись, как и музыку или поэзию, словами объяснить невозможно. Если ваша душа не откликается на эти картины, что ж, художник не виноват. Так же, как «музыкальный слух», вероятно, есть и «художественное зрение», помогающее воспринимать искусство и наслаждаться им с простодушием и непосредственностью ребенка. Жаль, что с возрастом это свойство у многих начисто исчезает.

Эдуард Русаков

Фото Валерия Бодряшкина

«Красноярский рабочий», № 35 от 11.10.2002 г.

Материал предоставлен компанией «Maxsoft»

Author →
Русаков Э Красноярский рабочий

Другие записи

Скалолазы на трассе
5 октября на «Столбах» состоялись городские соревнования по скалолазанию, посвященные 40-летию комсомола. В них принимали участие семь коллективов города. Первое место среди женщин заняла В.Любименко, работник завода телевизоров. У мужчин первенствовал В.Ноздрин, спортсмен Ленинского района. Хорошо подготовились к соревнованиям скалолазы Ленинского района. Они и вышли победителями в командном...
Нарекли их просто - «Столбы»
Летопись красноярского спорта Эти скалы удивительны и своеобразны. Издавна поражают они воображение любого, кто увидит их. Полтора века тому назад один из исследователей Сибири П.Селезнев писал: «Зело превелики и причудно сотворены... даже на других землях не увидишь такое. А залезти на сии скалы никто не сможет, и какие они — неизвестно...»...
Вестник "Столбист". № 6 (30). Аннапурна – первый восьмитысячник
ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ДАТА Около полудня 3 июня 1950 года Морис Эрцог и Луи Ляшеналь первыми в мире поднялись на вершину, превышающую 8000 м. Им удалось осуществить то, к чему стремились участники 22 предыдущих экспедиций из различных стран Французская команда в составе 9 альпинистов, имея 6 тонн груза, без кислородных аппаратов поставила перед собой грандиозную...
Вестник "Столбист". № 7 (31). Краснояры сердцем яры
18 июня состоялся выезд в заповедник ветеранов-столбистов. В празднике приняло участие около сотни человек, половина из них — пенсионеры. Подобных акций ранее не проводилось. От имени ветеранов мы благодарим: С.Г. Бутенко (начальника Красноярского отделения Российской транспортной компании) за предоставленные бесплатно автобусы; А.В. Кнорре...
Feedback