Русаков Э Красноярский рабочий

Охотник за красотой

Мир художника

Мне уже приходилось писать об этой выставке, посвященной творчеству Андрея Поздеева, тесно связанному с Кузьмичевой поляной — волшебным местом, где были рождены многие произведения замечательного художника. Был я на многолюдном вернисаже в день открытия, но особенно ощутил незримое присутствие самого Андрея Геннадьевича, когда зашел сюда в обычный будний день. В просторных светлых залах художественного музея было тихо, немногочисленные посетители неторопливо переходили от картины к картине, вглядываясь в каждую из них, словно старались глубже проникнуть в замысел художника...

А.Поздеев на Кузьмичевой поляне (фото 70-х годов, из альбома "Мир Андрея Поздеева«)Мне казалось, что где-то здесь, рядом, притаился и сам Андрей Геннадьевич. Даже вроде бы слышался его голос, рассказывающий о Кузьмичевой поляне: «Там изба вся в цветах... Там животные ходят-бродят... Какое чудо, вот это чудо! Порхнуло что-то и понеслось... Попробуй поймай это неуловимое состояние, чтобы и дух был, и запахи эти были, и дуновение какое-то... то, что „мигом“ зовется... Это удивительная вещь — миг! Жизнь удивительно прекрасна! И когда человек научится ценить миг, тогда, может быть, начнет очищаться, чуть почище станет...» Вот так, сбивчиво и восторженно, вспоминал незадолго до смерти Андрей Поздеев о Кузьмичевой поляне, где он провел, быть может, лучшие часы своей жизни, где особенно остро ощутил красоту природы и где впервые, мне кажется, осознал дерзновенное право художника по-своему преображать и воссоздавать на холсте эту волшебную красоту. Ведь природа на его картинах — не зеркальное отражение действительности, в своих пейзажах Поздеев сознательно отступал от канонов реализма.

Портрет А.ВасиловскогоИ делал он это вовсе не в результате своей «наивности» или «примитивизма» (как до сих пор кое-кому мерещится), ведь сохранились же и абсолютно реалистические его рисунки и живописные этюды. Вот и на этой выставке есть выполненный в традиционной манере прекрасный пейзаж «Березы. Последний снег», написанный в 1964 году. Вроде бы вполне реалистичны и такие работы, как «Здесь живешь ты» или «Прибежал Конек-горбунок», хотя и эти изумительные холсты больше похожи на сказочные видения, чем на реальность. А позднее мастер стал стремиться к еще большей условности, обобщенности, выявлению скрытой сущности натуры, ускользающей от других и открывающейся лишь ему, художнику.

Так, «Цветы одного лета» похожи на орнаментальный ковер, где царит гармоничное переплетение розовых, голубых, бирюзовых и светло-зеленых оттенков. Буйство желтого цвета — в картине «Жаркая осень». Знойное радужное марево — на холсте «Калтат». Детский рисунок напоминает картина «Сказка», где художник, скорее всего, решал чисто живописные, декоративные задачи.

Портрет А.ГубановаВыразительны и гротескны представленные на выставке портреты. Тут и хозяин избы «Дырявой» А.Василовский, и известные столбисты Ферапонтов и Губанов, и сам художник («Автопортрет на поляне»). Эффектно дополняют экспозицию и многочисленные фотографии и книжные издания. Так что выставка эта несет еще и большую информационную нагрузку. Хотя главное тут, конечно, картины...

Живопись, как и музыку или поэзию, словами объяснить невозможно. Если ваша душа не откликается на эти картины, что ж, художник не виноват. Так же, как «музыкальный слух», вероятно, есть и «художественное зрение», помогающее воспринимать искусство и наслаждаться им с простодушием и непосредственностью ребенка. Жаль, что с возрастом это свойство у многих начисто исчезает.

Эдуард Русаков

Фото Валерия Бодряшкина

«Красноярский рабочий», № 35 от 11.10.2002 г.

Материал предоставлен компанией «Maxsoft»

Author →
Русаков Э Красноярский рабочий

Другие записи

В гостях у скалолазов и альпинистов
Снизу деревянный маленький домик на скале кажется почти сказочным. Так естественно вписывается он в темно-серую горизонтальную щель у самой вершины, что невольно думаешь: уж не сам ли он вырос тут вроде гриба? Ведь даже самые высокие, стройные кедры верхушками не достают до середины отвесного обрыва. Метрах в трех от земли — конец толстой,...
Вестник "Столбист". № 6 (18). Загадка века
Прошло 75 лет с того момента, как во время штурма Эвереста (8848 м) погибли Джордж Мэллори и Сэнди Ирвин. До сих пор неизвестно, удалось ли им достигнуть вершины Первая попытка штурма Джомолунгмы были предпринята английскими восходителями в мае 1922 г. Тогда участникам экспедиции удалось достичь высоты 8320 м. В июне 1924 года...
В.М.Абалаков - в гостях ускалолазов
В минувшую пятницу в редакции газеты «Красноярский комсомолец» состоялась встреча комсомольского и физкультурного актива города со своим земляком заслуженным мастером спорта СССР Абалаковым. В.М.Абалаков рассказал о высокогорных экспедициях, в которых он участвовал, о новой технике альпинизма, поделился своими впечатлениями о Красноярске. — Задача «столбистов», — сказал; он, — состоит в том, чтобы сделать...
Абалаковские вершины
Краеведение Абалаковские вершины В начале XX века близ города Енисейска в семье сибирского казака М.О.Абалакова родились сыновья Михаил, Виталий и Евгений. Первый — в 1903 году, второй — в 1906 году, третий — годом позже. При родах Евгения случилось несчастье — скончалась мать. А еще через два года, в 1909 году, заболел и умер отец. Осиротевших...
Feedback