Русаков Э Красноярский рабочий

Охотник за красотой

Мир художника

Мне уже приходилось писать об этой выставке, посвященной творчеству Андрея Поздеева, тесно связанному с Кузьмичевой поляной — волшебным местом, где были рождены многие произведения замечательного художника. Был я на многолюдном вернисаже в день открытия, но особенно ощутил незримое присутствие самого Андрея Геннадьевича, когда зашел сюда в обычный будний день. В просторных светлых залах художественного музея было тихо, немногочисленные посетители неторопливо переходили от картины к картине, вглядываясь в каждую из них, словно старались глубже проникнуть в замысел художника...

А.Поздеев на Кузьмичевой поляне (фото 70-х годов, из альбома "Мир Андрея Поздеева«)Мне казалось, что где-то здесь, рядом, притаился и сам Андрей Геннадьевич. Даже вроде бы слышался его голос, рассказывающий о Кузьмичевой поляне: «Там изба вся в цветах... Там животные ходят-бродят... Какое чудо, вот это чудо! Порхнуло что-то и понеслось... Попробуй поймай это неуловимое состояние, чтобы и дух был, и запахи эти были, и дуновение какое-то... то, что „мигом“ зовется... Это удивительная вещь — миг! Жизнь удивительно прекрасна! И когда человек научится ценить миг, тогда, может быть, начнет очищаться, чуть почище станет...» Вот так, сбивчиво и восторженно, вспоминал незадолго до смерти Андрей Поздеев о Кузьмичевой поляне, где он провел, быть может, лучшие часы своей жизни, где особенно остро ощутил красоту природы и где впервые, мне кажется, осознал дерзновенное право художника по-своему преображать и воссоздавать на холсте эту волшебную красоту. Ведь природа на его картинах — не зеркальное отражение действительности, в своих пейзажах Поздеев сознательно отступал от канонов реализма.

Портрет А.ВасиловскогоИ делал он это вовсе не в результате своей «наивности» или «примитивизма» (как до сих пор кое-кому мерещится), ведь сохранились же и абсолютно реалистические его рисунки и живописные этюды. Вот и на этой выставке есть выполненный в традиционной манере прекрасный пейзаж «Березы. Последний снег», написанный в 1964 году. Вроде бы вполне реалистичны и такие работы, как «Здесь живешь ты» или «Прибежал Конек-горбунок», хотя и эти изумительные холсты больше похожи на сказочные видения, чем на реальность. А позднее мастер стал стремиться к еще большей условности, обобщенности, выявлению скрытой сущности натуры, ускользающей от других и открывающейся лишь ему, художнику.

Так, «Цветы одного лета» похожи на орнаментальный ковер, где царит гармоничное переплетение розовых, голубых, бирюзовых и светло-зеленых оттенков. Буйство желтого цвета — в картине «Жаркая осень». Знойное радужное марево — на холсте «Калтат». Детский рисунок напоминает картина «Сказка», где художник, скорее всего, решал чисто живописные, декоративные задачи.

Портрет А.ГубановаВыразительны и гротескны представленные на выставке портреты. Тут и хозяин избы «Дырявой» А.Василовский, и известные столбисты Ферапонтов и Губанов, и сам художник («Автопортрет на поляне»). Эффектно дополняют экспозицию и многочисленные фотографии и книжные издания. Так что выставка эта несет еще и большую информационную нагрузку. Хотя главное тут, конечно, картины...

Живопись, как и музыку или поэзию, словами объяснить невозможно. Если ваша душа не откликается на эти картины, что ж, художник не виноват. Так же, как «музыкальный слух», вероятно, есть и «художественное зрение», помогающее воспринимать искусство и наслаждаться им с простодушием и непосредственностью ребенка. Жаль, что с возрастом это свойство у многих начисто исчезает.

Эдуард Русаков

Фото Валерия Бодряшкина

«Красноярский рабочий», № 35 от 11.10.2002 г.

Материал предоставлен компанией «Maxsoft»

Author →
Русаков Э Красноярский рабочий

Другие записи

Вестник "Столбист". № 5 (29). С Днем Великой Победы!
«Во время исторических боев за Кавказ в одном горном разведывательно-штурмовом отряде два отделения были сформированы из красноярских „столбистов“. Они в течение 28 часов сдерживали натиск немецкой горной дивизии „Эдельвейс“. Из 17 человек в живых осталось только четверо, но стратегический пункт и господствующая высота были удержаны. Неоценимые волевые качества красноярских „столбистов“ не раз...
Джонатан Тесенга: «Красноярские скалы – это опасная красота»
Джонатан Тесенга (Jonathan Thesenga), шеф-редактор крупнейшего в мире журнала о скалолазании «Climbing», сидит напротив нас на веранде домика для гостей на кордоне Нарым, расположенном между Первым и Вторым Столбом. За его головой осыпаются золотые листья. 9 сентября. На Красноярские Столбы пришла осень. Глава «Climbing magazine» морщится и держится за живот: неделю...
Вестник "Столбист". № 38. Однажды в студеную зимнюю пору
ЭКПЕДИЦИЯ С 26 января по 6 февраля 2002 года прошла экспедиция красноярских альпинистов на Мунку-Сардык, высшую точку Восточных Саян (3491 м). В ней приняло участие 26 человек. Предлагаем вашему вниманию воспоминания одного из участников Сборы Подготовка к восхождению началась заранее. Задолго до поездки мы сидели в теплой аудитории «Техноложки», слушали Сергея Сенашова — главного...
Вестник "Столбист". № 4. Красноярская альпиниада "Тува-98"
Организатор: Красноярская федерация альпинизма, Красноярский Центр путешественников. Сроки проведения: 24.04-10.05.98 г. Стоимость: Проезд: в плацкартном вагоне до Абакана и обратно — 150 р.; Абакан-Цаган Шэбэту — 200 руб., Цаган Шэбэту — Абакан — 200 руб. Организационный сбор: 150 руб. Прокат снаряжения: по мере необходимости. Календарный план мероприятия: 24 апреля — выезд из Красноярска на ж/д транспорте до г....
Feedback