Сенашов С. Вестник "Столбист"

Одежда столбистов

Столбизм — не просто отдых, это стиль жизни. Многие красноярцы проводят свои лучшие годы на Столбах, с удовольствием вспоминая о них потом. Столбы объединяют всех: скалолазов, альпинистов, спелеологов, туристов и просто любителей природы. Это своеобразный элитный клуб (куда разрешен вход всем) с существующими неписаными законами, своими традициями. Как и любой клуб Столбы имеют свою клубную одежду, но она не имеет застывших форм (как в старых английских клубах), а меняется со временем, отражая нашу изменчивую жизнь и позволяя с первого взгляда отличить «завзятых столбистов от неоперившихся новичков, точно также, как аристократы, по манерам, выделяют из толпы народа своих.

Итак, какую одежду носили столбисты начала века? На сохранившихся фотографиях Столбов мы видим: дам в длинных платьях; застывших в картинных позах мужчин с тросточками; бородатых мужиков в высоких сапогах и лихо заломленных картузах. Словом это обычная одежда в какой ходили на пикники, на охоту, по грибы или ягоды. Позднее появляется специальная одежда для Столбов и специфическая обувь — галоши, оставшиеся практически единственной обувью для скальных восхождений во всем бывшем СССР вплоть до 90-х годов. Здесь красноярцы оказались законодателями моды более чем на полвека. Куда Парижу до Столбов!

Представление об одежде столбистов в 30-40-е годы составляется после прочтения поэмы А.Л.Яворского:

Столбисты, тут штаны с экрана:
Таких и в цирке нет штанов
Из пестрых ситцев, бараканов
Фасон украйнских казаков.

Рубаха есть иль нет — не важно,
Не в ней у молодых фасон.
Вот опояску должен каждый
Иметь в два маха как закон.

Обычно ситец ярких красок
Не шитый из куска, как есть...

И служат эти опояски
Подушкой, лямкой для мешка
Во время лаза без опаски
Ей крепко обвита рука.

С собой гитары, мандолина,
А за спиной демисезон
Такой какой-нибудь старинный,
Он и матрац, и балахон.

А на ногах, конечно, галоши:

А лазать — лучше нет галошей,
Их часто в сумке и несут.
И дорожат же этой ношей
Галоши там, галоши тут.

И на Столбах, куда ни взглянешь,
Везде галош погибших прах.
Без них на камень не заманишь.
Галоши всюду на Столбах.

Девушки-столбистки одеваются в рубашки мужского покроя, самых разнообразных расцветок.

Широкой юбкой шаровары,
Чулки цветные. На ногах
Не обувь, а какой-то старый
Опорок или туфли «Ах».

50-60-е годы — одежда остается примерно такой же, но столбисты из разных избушек для форсу носят различную одежду: жилеты, фески, шляпы, кушаки. Причем в некоторых избах и стоянках право носить те или иные атрибуты следовало заслужить. Так у «Абреков» расшитую феску мог одевать лишь тот, кто мог с завязанными глазами подняться на все основные Столбы. Естественно, экзаменуемого подстраховывали, но на вопрос, правильно ли он лезет могли отвечать лишь: «Да» или «нет».

70-80-е годы — очень ценилась одежда из брезента, куртки типа анорак сшитые из стареньких плащей болонья: «перед нами анорака прикрывает грудь и...», самодельные рюкзаки из нейлоновых рубашек, верхонки для страховки, абалаковские пояса, специальные плечи для быстрого спуска дюльфером, вывернутые наизнанку шубки и шкуры, шорты с заплатами, одетые поверх трико, «шинелки» со споротыми погонами, зековские бушлаты, полушубки и т.д.

Уже в 50-е годы столбисты начали ездить в горы и это быстро сказалось на их одежде: появились штормовки и пуховки от ВЦСПС, которые добывались разными, иногда незаконными путями. Наличие теплой качественной одежды а, главное, кошек и триконей позволило лазить по скалам зимой. Столбизм стал круглогодичным. Сначала пуховая одежды была отличием только альпинистов высшего разряда, но затем, почти каждый «значкист» обзаводился «перовкой», а то и самодельной пуховкой. Фабрики ВЦСПС шили одежду из тканей преимущественно защитных цветов, а столбисты использовали для ее пошива разноцветные материалы, в том числе яркие, легкие и прочные флаги. Одежда из которых получалась пестрой, а государственные символы могли располагаться на самых неожиданных местах. Этот бум самопошива окончился с возникновением фирмы «Рок Пилларс» (ее название — дословный перевод «Столбы»). «Рок Пилларсу» удается изготавливать одежду удовлетворяющую самых требовательных клиентов. Мода на Столбах вступила в новый виток...

Сергей Сенашов

Вестник «Столбист», N 3 март 1998

Author →
Owner →
Offered →
Сенашов С. Вестник "Столбист"
Абрамов Борис Николаевич
Абрамов Борис Николаевич

Другие записи

Человек на скале
Приезжего в Красноярске обязательно спросят: «А на Столбах уже были?..» Чудо — каменные столбы, а вернее, серого цвета гранитные глыбы, громадные, с многоэтажный дом, природа, как бы играясь, высыпала вблизи того места, где суждено было стать на река Енисее городу Красноярску. На эти камни, несомненно, приезжали дивиться казаки, основатели...
10 часов в «Пещере мумий»
О «пещере мумий» написано уже немало. Однако писалось все главным образом с чужих слов. Наш корреспондент - первый из журналистов, побывавший на дне «бездонного» семидесятиметрового колодца После публикации моего репортажа «Кругом идет голова» («ЛГ», № 1, 1985) редакция получила немало...
Красноярское диво
Страницы истории Ныне слава красноярских «Столбов» перешагнула не только границы края, но и страны. Ежегодно их посещают десятки тысяч людей. Но более 100 лет назад этот живописнейший уголок природы был отрезан от города и горожан тайгой, по которой вели только...
Почти по Андерсену
Приходящие по выходным дням многочисленные посетители живого уголка на «Столбах» нередко видят такую картину: несколько девчат хлопочут на кухне, разносят корм обитателям уголка. Кто-то расчищает ото льда и снега деревянные тротуары. А возле «звердома» — зимнего помещения для зверей — слышится почти беспрерывный стук топора, и растет на глазах...
Feedback