Сенашов С. Вестник "Столбист"

Одежда столбистов

Столбизм — не просто отдых, это стиль жизни. Многие красноярцы проводят свои лучшие годы на Столбах, с удовольствием вспоминая о них потом. Столбы объединяют всех: скалолазов, альпинистов, спелеологов, туристов и просто любителей природы. Это своеобразный элитный клуб (куда разрешен вход всем) с существующими неписаными законами, своими традициями. Как и любой клуб Столбы имеют свою клубную одежду, но она не имеет застывших форм (как в старых английских клубах), а меняется со временем, отражая нашу изменчивую жизнь и позволяя с первого взгляда отличить «завзятых столбистов от неоперившихся новичков, точно также, как аристократы, по манерам, выделяют из толпы народа своих.

Итак, какую одежду носили столбисты начала века? На сохранившихся фотографиях Столбов мы видим: дам в длинных платьях; застывших в картинных позах мужчин с тросточками; бородатых мужиков в высоких сапогах и лихо заломленных картузах. Словом это обычная одежда в какой ходили на пикники, на охоту, по грибы или ягоды. Позднее появляется специальная одежда для Столбов и специфическая обувь — галоши, оставшиеся практически единственной обувью для скальных восхождений во всем бывшем СССР вплоть до 90-х годов. Здесь красноярцы оказались законодателями моды более чем на полвека. Куда Парижу до Столбов!

Представление об одежде столбистов в 30-40-е годы составляется после прочтения поэмы А.Л.Яворского:

Столбисты, тут штаны с экрана:
Таких и в цирке нет штанов
Из пестрых ситцев, бараканов
Фасон украйнских казаков.

Рубаха есть иль нет — не важно,
Не в ней у молодых фасон.
Вот опояску должен каждый
Иметь в два маха как закон.

Обычно ситец ярких красок
Не шитый из куска, как есть...

И служат эти опояски
Подушкой, лямкой для мешка
Во время лаза без опаски
Ей крепко обвита рука.

С собой гитары, мандолина,
А за спиной демисезон
Такой какой-нибудь старинный,
Он и матрац, и балахон.

А на ногах, конечно, галоши:

А лазать — лучше нет галошей,
Их часто в сумке и несут.
И дорожат же этой ношей
Галоши там, галоши тут.

И на Столбах, куда ни взглянешь,
Везде галош погибших прах.
Без них на камень не заманишь.
Галоши всюду на Столбах.

Девушки-столбистки одеваются в рубашки мужского покроя, самых разнообразных расцветок.

Широкой юбкой шаровары,
Чулки цветные. На ногах
Не обувь, а какой-то старый
Опорок или туфли «Ах».

50-60-е годы — одежда остается примерно такой же, но столбисты из разных избушек для форсу носят различную одежду: жилеты, фески, шляпы, кушаки. Причем в некоторых избах и стоянках право носить те или иные атрибуты следовало заслужить. Так у «Абреков» расшитую феску мог одевать лишь тот, кто мог с завязанными глазами подняться на все основные Столбы. Естественно, экзаменуемого подстраховывали, но на вопрос, правильно ли он лезет могли отвечать лишь: «Да» или «нет».

70-80-е годы — очень ценилась одежда из брезента, куртки типа анорак сшитые из стареньких плащей болонья: «перед нами анорака прикрывает грудь и...», самодельные рюкзаки из нейлоновых рубашек, верхонки для страховки, абалаковские пояса, специальные плечи для быстрого спуска дюльфером, вывернутые наизнанку шубки и шкуры, шорты с заплатами, одетые поверх трико, «шинелки» со споротыми погонами, зековские бушлаты, полушубки и т.д.

Уже в 50-е годы столбисты начали ездить в горы и это быстро сказалось на их одежде: появились штормовки и пуховки от ВЦСПС, которые добывались разными, иногда незаконными путями. Наличие теплой качественной одежды а, главное, кошек и триконей позволило лазить по скалам зимой. Столбизм стал круглогодичным. Сначала пуховая одежды была отличием только альпинистов высшего разряда, но затем, почти каждый «значкист» обзаводился «перовкой», а то и самодельной пуховкой. Фабрики ВЦСПС шили одежду из тканей преимущественно защитных цветов, а столбисты использовали для ее пошива разноцветные материалы, в том числе яркие, легкие и прочные флаги. Одежда из которых получалась пестрой, а государственные символы могли располагаться на самых неожиданных местах. Этот бум самопошива окончился с возникновением фирмы «Рок Пилларс» (ее название — дословный перевод «Столбы»). «Рок Пилларсу» удается изготавливать одежду удовлетворяющую самых требовательных клиентов. Мода на Столбах вступила в новый виток...

Сергей Сенашов

Вестник «Столбист», N 3 март 1998

Author →
Owner →
Offered →
Сенашов С. Вестник "Столбист"
Абрамов Борис Николаевич
Абрамов Борис Николаевич

Другие записи

Вестник "Столбист". № 8. Горбовик-кормилец
(Окончание, начало в № 7) Абсолютно все рюкзаки, палатки и штормовки советского времени были окрашены армейской зеленкой, так называемый цвет хаки. Абалаковский, геологический и туристический рюкзаки снабжались сверкающим хромом железным кольцом над верхними краями лямок, для того чтобы пустой рюкзак хранить на весу. Наивные...
Вестник "Столбист". № 2 (14). Трагические страницы красноярского альпинизма
«7.09.1934 г. Начали спуск. Скалы уходят назад. Грозно нависающий ледник тоже отступает. Наградит ли он нас на прощанье лавиной или помилует? Давно уже не было больших лавин, а там наверху явно готовится огромная лавина, она уже медленно отделяется от основной массы, готовая ежечасно нарушить грохотом горную тишину....
Печальны дела заповедные
Человек на лыжах спустился с крутого берега к реке. Снег, покрывающий лед, был глубок, лыжи сильно зарывались, и путник шел медленно. Добравшись до середины реки, он услышал глубокий вздох — снежное поле вокруг осело, образовав широкую чашу. Человек вздрогнул и оглянулся — лыжня сзади чернела выступившей водой. Он ускорил, насколько...
"Столбист" № 1 (25). История изучения пещер (Исторический обзор с 1722 по 1979 годы)
СПЕЛЕОЛОГИЯ Первые печатные сообщения о пещерах Алтае-Саянской горной области появились в начале XVIII века — в 1722 г. Ф.И. Страленберг посетил пещеру на берегу Енисея выше Красноярска и дал ее описание, которое считается первым описанием пещер Сибири... И.Г. Гмелин в период с 1735 по 1740 год произвел осмотр пещер на берегах Енисея...
Feedback