Ферапонтов А. Комок

Столбист божьей милостью

На Столбах проведен мемориал Владимира Теплых

Писать о Володе Теплых — сложно. Он был настолько талантлив и беспорочен, что журналист постоянно находится перед опасностью впасть в сусальность. Читатель, не видевший Володю, может и криво усмехнуться: знаем, знаем — «О мертвых или хорошо, или ничего» — что-то там, конечно, было. Не было, уверяю.

Воскресным августовским утром 1989 года Теплых разбился, упав со скалы Перья; непревзойденный скалолаз, признанный даже нашими, красноярскими асами, чемпионами всего, что только возможно, великим мастером, — сорвался с простого, в общем-то, «Зверевского» хода и погиб. Говорят, подвела скальная крошка, прилипшая к подошве. Наверное, так и есть: иного разумного объяснения попросту не существует.

С тех пор друзья Володи ежегодно в августе собираются под скалой Перья и проводят соревнования его памяти, мемориал. Недавно такими соревнованиями был отмечен печальный пятилетний юбилей того падения.

Не следует думать, что отчаянные головы-столбисты устраивали гонки на скорость по-теплыховски, без страховки. Конечно, каждый из них раньше ходил по «Зверевскому» свободным лазанием, и не раз, но соревнования есть соревнования, и страхующая веревка тут обязательна, иначе недалеко и до беды. Единственное отличие этих мемориалов — никаких правил, только скорость, время от команды «марш» до касания финишного флажка наверху.

В последних соревнованиях приняли участие почти все мастера старшего, среднего и самого молодого поколений. Не было знаменитого трио Демин-Губанов-Балезин, зато лез двадцатилетний сын Губанова, Коля, а с ним и многократный призер прежних чемпионатов СССР Николай Молтянский, которому уже пятьдесят два!

Всем на удивление, победил, со временем 32 секунды, сорокалетний Рудольф Руйга — хотя и мастер спорта, но вот уже несколько лет больше известный как тренер сборной края, воспитавший мастеров международного класса. Более того, и последующие три места заняли столбисты без громких имен. Лишь пятым стал призер Кубка мира Евгений Овчинников, а там, позади — и чемпион России в скоростном лазании Владимир Черешнев, и даже чемпион мира Владимир Нецветаев.

Наверное, такова трасса. Ведь и сам Теплых «бегал» по ней, когда ему было уже за сорок, причем быстрее 32 секунд. Без страховки.

Мемориал примечателен еще и тем, что спорткомитет не расходует на него ни гроша: есть собственный спонсор — Андрей Терехов, столбист и предприниматель, кстати, мастер спорта и призер последних соревнований.

Спорткомитет и в самом деле тут не при чем, ведь, строго говоря, Володя Теплых не занимался официальным спортом, не имел никакого спортивного разряда. Когда-то, лет 25 назад, попробовал было, но — не понравилось, и отошел. Его спорт, истинный спорт, был неажиотажным, несуетливым, требующим раздумчивости, расчета, неоднократных повторов. Каждый найденный и пройденный им скальный маршрут сопряжен либо с запредельной сложностью, либо со смертельной опасностью. Но исполнял он все это с необычайной легкостью циркового трюка.

А начинал он еще в середине шестидесятых; тогда на Столбах его пренебрежительно звали очкариком«", Володя же выдумывал все новые «хитрушки» — короткие и трудные участки скал. Перед уходом в армию он пролез на камне близ Слоника такую щелку, над которой целых два года после безуспешно бились все сколько-нибудь умелые столбисты. Это стало первым знаком мастерства Володи Теплых.

Последнее, что он успел сделать на Столбах, — отчаянная по дерзости «петля» на Втором столбе, пройденная спустя 20 лет после той щелки. Стометровый маршрут по западной, отвесной стене, где никто и никогда не лазил без страховки, Володя пролез первым, и наверняка последним в нынешнем тысячелетии. Хотя единственными его «техническими средствами» были канифоль и обыкновенные калоши, а нынче есть уже скальные туфли и специальная магнезия.

Как ни сильны сегодняшние чемпионы, а все же они — люди иного, массового азарта. Теплых был солистом, хоть и, бесспорно, азартным человеком. Пройдя каждый новый маршрут, он как бы бросал перчатку друзьям-столбистам: вот, я прошел, попробуй и ты. При этом с удовольствием показывал, подбадривал: это просто, и неизменно радовался, когда кому-то удавалось его повторить, но случалось такое все реже.

Володи Теплых больше нет, но друзья — много друзей и почитателей его таланта — остались. Скалы остались, на которые по-прежнему ходят люди, молодые и не очень. И может быть, есть уже среди них кто-то неприметненький, в очках, кому суждено превзойти Мастера?

Анатолий Ферапонтов

«Комок», № 34, октябрь 1994 г.

Материал предоставлен В.И.Хвостенко

Author →
Offered →
Ферапонтов А. Комок
Хвостенко Валерий Иванович

Другие записи

Покорили Эльбрус в Москве
Успешно выступили юные красноярские скалолазы на международных соревнованиях «Эльбрус-99». Около трехсот спортсменов оспаривали награды представительных соревнований на искусственных трассах Московского детского дворца спорта. В программе соревнований, проводимых по четырем возрастным группам, было две дисциплины: лазание на трудность и на скорость. Из пятнадцати красноярских участников тринадцать скалолазов стали призерами....
Легенда красноярских Столбов
«... Я полюбил их так, как любят друга, Как любят женщину, как собственных детей, И все часы свободного досуга Я отдал царству сказочных камней» А.Л.Яворский (1889-1977), первый директор заповедника «Красноярские Столбы» С юго-запада к Красноярску примыкает государственный природный заповедник Столбы, знаменитый своими скалами. Каменные изваяния вулканического...
Всем столбистам
С настоящего года вводится перед началом летнего сезона обязательная перерегистрация столбовских «избушечных компаний», в силу чего необходимо представить администрации заповедника Столбы (здание нового музея) списки, оставленные по следующей форме: 1. Учет: а) название компании, 6) перечисление постоянных обязательных посетителей избушки «хозяев» (фамилия, имя,...
Мастер и его ученики
Дмитрия Иннокентьевича Каратанова — учителя нескольких поколений художников Сибири, сегодня знают далеко не все. Для более полного и верного понимания его заслуг важны не только сведения о его художественных работах и преподавательских трудах, но и осознание того, в каком соотношении они стоят к его предшественникам, что ему самому по мере таланта...
Feedback