Майстренко В. Красноярский рабочий

Две книги нам даны…

Вера. Надежда. Любовь

«На звезде, на планете — на моей планете по имени Земля — плакал Маленький принц, и надо было его утешить...
Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Как позвать, чтобы он услышал, как позвать его душу, ускользающую от меня?»

Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»

— Да, — говорит протоиерей Геннадий Фаст, — продолжая наш разговор о любви к земле, — храмы Божии стоят, несмотря на то, что тьмы и тьмы бросаются на их уничтожение, и свидетельствуют о том, что строить надо не башни вавилонские, а град Небесный. Святые именно его и строили. По мере их восхождения к Богу восходили они к природе, и тогда она сама покорялась им. Именно любовью восстанавливалось то первоначальное на Земле первозданное единство природы и человека.

Когда мы вели речь о заповеди «возлюби ближнего, как самого себя», то говорили о том, что истинно любит себя тот, кто любит в себе образ Божий, а все, что есть в самом себе Богу неугодное, отвергает. А когда мы любим только себя, то это уже страсть, которая непременно приведет к греху. Страсть сеет гордыню, зависть, тщеславие, самолюбование, обиды, распри, вражду, войны и уничтожение...

Так и с любовью к природе. Христианин видит в нем прежде всего Творца — образ Божий. В ней отблеск славы Божией, по ней мы можем познавать Творца. Как говорится в Писании? «Небеса проповедуют славу Божию...»

— И израненная, изуверившаяся душа человеческая тянется к природе, безотчетно угадывая в ней спасительный образ Божий. Даже самая погибшая, казалось бы, душа... Вспоминается эпизод из фильма «Калина красная», где Василий Шукшин играет роль рецидивиста. И вот ломаный-переломаный, еще недавно глядевший на белый свет из-за тюремной решетки, он подходит к березке, «к невестушке», нежно гладит ее и начинает с ней говорить... И чувствуешь, как разжимается сердце, зажатое в глухой, немой комок, как теплеет оно. Теперь я понимаю: хоть так, но прикоснулась больная душа человеческая к Богу и хоть чуть-чуть от прикосновения этого уврачевалась. И понятным становится, почему столь разные люди находят в природе утешение, ибо в не уничтоженном еще до конца мире ее блистает образ Божий.

— Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу Библии и книгу природы. Если говорить о книге природы, то небо и земля — это как бы ее обложки, две корки. Раскрытая книга дана нам. И надо уметь ее читать. Эта книга, как и Библия, возвещает о Боге. А современный ученый атеист читает ее как? Ага, буквы написаны черным, вот здесь — красная строка, страница записана не с самого верха, а вот отсюда идут другие страницы, их столько-то... И все.

— Любопытная характеристика для книги...

— Но именно так выглядит ученый, который фиксирует, допустим, что планеты движутся по эллипсам... и т.д. Он все это описывает — но не видит в книге главного — Творца. Вот такое «прочтение». Святые тоже читали книгу природы, но видели в ней Творца. И им открывалось многое.

А кто, не видя Творца, боготворит только природу — тот идолопоклонник. Вроде бы любовь, но это ложная любовь.

— Отец Геннадий, я представляю, как могут возмутиться столбисты, которые обожают красноярские Столбы, боготворят их. Даже фильм был «Поклонение камням», посвященный этим людям. Они действительно любят их со всею страстью души. Гибнут иногда, срываясь... Словно жертву берут с них эти камни. И все равно продолжают любить, гордятся столбистским обществом, тем, как относятся друг к другу. Им, вероятно, трудно поверить в то, что их отношение к такому уникальному творению, как Столбы, не есть любовь.

— Разумеется, у этой любви, у этого общества много достоинств. Но (переиначу чуть слова одного святого): сказав «Столбы», скажи и «Творец». И, уверяю вас, с Богом их общество станет еще лучше, а любовь к природе еще больше. Она станет бесстрастной, она станет божественной.

Ведь те отшельники, которые всю жизнь жили в пустынях и в лесах, наверное, любили пустыни и леса, и не меньше, наверное, чем столбисты свои Столбы. Если Симеон Столпник 47 лет простоял в молении к Богу на столпе, ну примерно таком, как красноярский Столб... Тоже, считайте, столбист... Их целый сонм столпников в христианстве...

— Столбисты и столпники — интересная параллель. Для столбистов общение с природой идет на душевном уровне — на добром, хорошем, но душевном уровне...

— А столпники — это уже иной, духовный уровень общения с природой. И совершалось чудо, когда природа, столбы эти каменные не уничтожали, а возвышали человека.

— Получалось, что не они камням, а камни им поклонялись.

— Так и было, ибо, благодаря подвигу столпничества, возносились они к Богу, становились святыми. А столбисты, увы, выше Столбов и выше поклонения камням не поднимутся.

И еще... Когда речь идет об идолопоклоннической привязанности, когда страстное боготворение природы, то не надо забывать, что мы в мире сем не одни: кроме нас и этих камней, есть еще бесы. И, как апостол Павел пишет о поклоняющихся идолам, приносящий жертву идолам приносит ее бесам. Так что хотите вы того или нет, но такой человек под формой «поклонения камню» поклоняется демону. И такое поклонение превращается уже в демонические страсти.

— И пример тому...

— А пример та же магия, колдовство. Джуна, которая выходит молча, воздевает руки ладонями в космос и воспринимает его энергию. И потом ею исцеляет людей.

Мы уже говорили о том, какой великой ценой платит человек за подобное исцеление, ибо здесь, увы, действует демоническое начало. Ведь в каждом магическом действии присутствует элемент природы, используется в какой-то мере естественная ее сила. Но действует уже не сама естественная сила, — не травы, не целебные воды, — а сила иная. По-разному ее называют. Но Священное писание нам ясно открывает, что это есть сила духа нечистого. И та же Джуна не космической энергией исцеляет, а энергией бесовской. Ее общение с космосом и слияние с космосом — это фактически выход в демонический мир.

— Ну тут, я думаю, многие запротестуют и возмущенно скажут, на каком это основании вы можете высказывать такие обвинения! Ведь многие сейчас обращаются к целителям такого рода...

— Мы уже говорили о том, что христианин не просто любит природу ради природы, он через нее восходит к ее Творцу.

— Ну да, к высшему духовному ее началу.

— Так же и магистры всех видов (а Джуна, не будем отрицать, имеет отношение к магии) тоже поклоняются космосу, природе не ради них самих. И их духовное начало уже не от Бога. В Священном писании оно называется демоническим. Почему я могу с уверенностью это утверждать? А потому, что передо мною Библия открыта (нам же две книги дано). И там очень ясно сказано, что такое колдовство, что такое ворожба. И какая сила при этом всем действует.

— Сейчас идет явная активизация этих сил.

— Сейчас идет чрезвычайное наступление. Мы целую беседу посвящали всем этим силам.

— Но они не унимаются... Шучу, конечно...

— Они не унимаются.

— Сейчас экстрасенс почти в каждом селении есть, даже потасовки среди них происходят, борьба за территорию...

— В Священном писании и об этом сказано, что им дана будет свобода: «Открыта кладезь бездны». Вот и вышло это все. И будет выходить. Мы говорим сейчас об этом не в надежде, что благодаря нам уничтожатся темные силы, а с пасторским душепопечительством. Для того, чтобы уберечь те души, которые можно еще уберечь от этого зла. Мы не собираемся остановить ход мировой истории, либо отменить страшный суд, либо отменить пришествие антихриста, либо остановить нашествие лжепророков и лжехристов, либо запретить осуществление ложных чудес. Господь сказал, что все это будет, и даже предупредил, через кого это будет. И это происходит. Пасторское же душепопечительство в том, чтобы уберечь души людские от величайшего зла, которое надвинулось на всех. И предупредить, что все эти исцеления — магические. В конечном счете они оборачиваются злом к исцеленным, это временная приманка, на которую человек попадается. Простой пример: рыба видит прекрасного червяка и заглатывает наживку. Наверное, червяк в это время для нее желанный и вкусный, в нем она видит спасение от голода. Но... оказывается на крючке, от которого уже не может освободиться. Так и человек через подобные исцеления — кому ж не хочется стать здоровым — оказывается «на крючке», с которого снимают его и, как рыбу на берег, выбрасывают в совершенно иную сферу, где уже не спастись.

Вот такая удочка заброшена дьяволом, на которую многие уже попались.

— Но Бог позволяет всякого рода врачевателям использовать силы природы...

— Позволяет, ибо создал человека свободным. И природу используют верующие люди, святые в Боге чудотворцы и целители (они тоже исцеляли, но через Бога и природу — через елей, воду освященную и т.д.). Используют природу и те, кто пошел в услужение бесам. Сама по себе природа объективно существует, но она имеет приобщенность к духовному миру.

Святые таинства христианские связывают ее с миром Божественным и совершаются именно через природу. Крещение — это вода, миропомазание — ароматические масла, евхаристия (причащение) — это вино, соборование — масло. Употребляются природные вещества, но в действие вступают не физические силы, а действует на человека благодать Божья. Через природные вещества.

Так же и в магии действует не само по себе вещество (олово выливают или воск), а демоническое начало — духи нечистые.

— Помните, вы цитировали слова Достоевского, что на Земле нашей дьявол борется с Богом, а поле битвы — сердца людей! Значит, и природа участвует в этом духовном сражении, сослуживая то светлым, то темным силам!..

— Разумеется. Еще автор закона о земном притяжении Исаак Ньютон, толкуя ветхозаветные пророчества Даниила, говорил о том, что все явления, что происходят в мире, являются отображением явлений в высших сферах — в мире духовном. И нет никакой слепой природы, нет никаких слепых явлений, есть слепые люди, которые видят только внешнюю оболочку. Скажем, муравей ползет и видит что-то темное, большое, опускающееся на него. Он не знает, что это сапог, что в этом сапоге нога человека разумного, который куда-то идет и имеет какие-то цели, хорошие или плохие. Это все ему невдомек, он видит только тени и то большое, что надвигается на него. Если б муравей мог описывать то, что видит, он и описал бы нечто темное и большое.

А если б муравью сказали, что это человек, допустим, спешит на работу, он бы возразил — глупость! Какой человек, какая работа? Ибо не видит сокрытого.

И снова повторю, когда человек своим умом, своею силой познает природу и идет по пути диполя, по прямой, он совершает, с христианской точки зрения, блуд, ибо блуждает вне Бога и потому бесконечно грешит. Да, книга природы нам дана, но прочесть мы ее не в силах. Ибо пришли к природе без любви, самооголенные, обнаженные, с сердцем, в котором гордость, самоуверенность, самовлюбленность. Вспомните сталинский план покорения природы. И в конечном счете становятся природа и человек врагами друг другу. Война эта ведет к страшным катастрофам, к страшным жертвам.

И когда человек взирает на то, как наказывает нас Бог через природу, он должен еще раз вспомнить о том, это по его вине страдает она, по его вине покорилась суете, стенает и плачет. Плачет и мстит, чтоб опомнились...

Смотришь на эту красоту, и сердце сжимается: что ж ты натворил, человек — венец творения? Ну, ладно бы сам пал, страдал и погибал, но ты и мир погубил. Из-за тебя гибнет мир, гибнет Вселенная! Ибо не только человечество, дети человеческие, но и природа поражена проказой греха. И она нечиста! И именно ты, человек, открыл нечистым духам доступ к ней. Человек как форточка, через которую вошло зловоние в мироздание, созданное для нас. И вошла в этот наш дом, в котором мы живем, с грехами нашими тьма нечисти всякой. Но от человека же должно прийти и спасение — через человека и Господа нашего Иисуса Христа.

«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, -
Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде,
Что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего».

Новый Завет. Послание к римлянам Святого Апостола Павла, гл.1-я.

Беседу вела
Валентина Майстренко

Енисейск-Красноярск

«Красноярский рабочий», 08.05.93 г.

Материал предоставлен Р.А.Коловским

Author →
Offered →
Майстренко В. Красноярский рабочий
Коловский Радий Александрович

Другие записи

Вестник "Столбист". № 9 (21). Первый спасатель на Столбах
СТОЛБЫ: ИСТОРИЯ Работая над книгой «От Красноярских Столбов до заоблачных вершин» я много дней провел в Госархиве г. Красноярска. Среди прочих документов я нашел приказ от 8 сентября 1939 года, в котором говорится: 1. Утвердить положение о спасательной службе на Столбах; 2. Принять тов. Бородушкина Бориса Константиновича на должность инструктора альпинизма. Валерий...
Вестник "Столбист". № 8 (32). Кавказская драма
С 16 по 30 июля на Кавказе в ущелье Безенги прошел чемпионат России по альпинизму в ледовом классе. Красноярск представляла команда: В. Балезин (рук. МСМК), Ю. Глазырин (КМС), А. Походенко (КМС), Ю. Раилко (КМС), О. Хвостенко (КМС), В. Шаймарданов (КМС). Ребята приехали туда 6 июля (сразу после тренировочного сбора в Ергаках). Для акклиматизации совершили несколько восхождений,...
«Здесь вам не равнина, здеськлимат иной…»
В субботу, 23 марта команда красноярских альпинистов отправится штурмовать Эверест В четверг в малом зале краевой администрации состоялась пресс-конференция участников экспедиции «Эверест-96». Представив поименно всех членов группы (среди них — два врача и трое наших коллег: фотожурналист Александр Кузнецов, «афонтовцы» Сергей Бондарев и Александр Абрамович), председатель крайспорткомитета...
Настоящему альпинисту мороз не помеха
Суровым погодным испытаниям подверглись участники десятого чемпионата края по альпинистской технике Традиционно эти старты проводятся в канун Рождества, но трескучие и злые морозы на неделю отодвинули проведение соревнований. Несмотря на перенос стартов, в первый день чемпионата было совсем не тепло. Но все же несколько десятков самых стойких и мужественных альпинистов вышли...
Feedback