А.Касаткин. Красноярский рабочий

Он горы видел наяву

Выставки

В краевом Доме архитекторов организована персональная выставка графических работ красноярского художника Виталия Янова

Признаться откровенно: об этой выставке я узнал случайно. Позвонили альпинисты.

— Приходите на открытие, — пригласили они, — не пожалеете. Виталий Янов не только профессиональный художник, но и наш товарищ. Альпинист. Он мастер спорта, серебряный призер чемпионата страны в скальном классе. Поднимался на высочайшие, вершины Алтая, Тянь-Шаня, Памира, Восточных Саян, Альп в Австрии и Франции.

Действительно, в нашей стране художников, владеющих профессиональными навыками альпинистов, можно по пальцам пересчитать. А ведь когда читаешь или слышишь о покорении высочайших вершин, невольно возникает желание хоть краешком глаза взглянуть на них, самому ощутить и проникнуться той высокой поэзией гор, о которых сложено немало романтических песен и стихов. Увы, большинству из нас это почти недоступно. Говорят, что даже фотоаппараты, случается, на той высоте не срабатывают.

Удивительный и потрясающий мир остроконечных скал, горных громад и диких труднопроходимых перевалов предстает вашим глазам на графических листах художника. И ведь это не игра фантазии и разгулявшегося воображения. У многих картин есть конкретные географические адреса. Он, Виталий Федорович Янов, видел эти горы наяву. Как выяснилось, выставленное — лишь малая часть того, что сделано художником за многие годы кропотливого и творческого труда.

Янову 46 лет. Он художник-профессионал. Выпускник Красноярского художественного училища. Коренной сибиряк, потомок древнего казачьего рода, он с детства увлекся походами на Столбы. Овладел искусством скалолазания. Кстати сказать, красноярским Столбам посвящена целая серия картин. Они выполнены акварелью.

— Мне хотелось показать наши Столбы такими, какие они есть в жизни, — говорит художник. — Причем ни одну картину я не писал на земле. С мольбертом поднимался на скалы, искал неожиданную точку обзора всего горного массива. А какие там, наверху, приходилось встречать рассветы. Чтобы запечатлеть неповторимые мгновения восхода солнца, например, заранее с ночи, поднявшись на вершину, готовился к этой необычной охоте за рассветами. Причем работать приходилось очень быстро, потому что с каждой минутой менялось буквально все вокруг.

А потом на смену одному увлечению — скалолазание, пришло другое — альпинизм.

Я обратил внимание на вроде бы неброскую картину, которая называется «И вот на дельтаплане я». Человек парит над землей — мечта, взлелеянная в детстве, постепенно обретала зримые черты. Теперь стало понятным его стремление заглянуть в мир горного царства, рассказать людям о таинствах творений самой матушки — дикой природы.

И он шагнул дальше, примкнув к отважным людям — альпинистам. Опасны были новые пути-дороги. Картина «Ночевка». Высоко над бездонной пропастью застала ночь пятерых альпинистов. Слева и справа в отвесные скальные стены вбиты крючья, на веревках повис брезентовый гамак. Озябшие руки протянуты к маленькому огню. Люди ждут утро, чтобы продолжить свой нелегкий путь наверх. На вершину.

Пик Победы, Крымские скалы, Альпы, Восточные Саяны... Он там был. Он их видел. Он нам рассказывает.

И вдруг костер, ночь, двое путников, и рождается маленький, пусть не очень совершенный, но зато искренний комментарий художника.

Из уст в уста шел разговор,
Мерцая, искры исчезали
в морозной мгле,
Звезда, поблекнув, закатилась
за кромку гор.
Угас костер. И тишина вдруг зашуршала
в бескрайней вышине.

Кто же он, Виталий Янов? Лирик, романтик, испытатель... Служить ему довелось на Тихоокеанском флоте. За четыре года службы два раза земной шарик обогнул.

— Довелось свет повидать, чего уж там... — усмехается он. — Но, в конце концов, все проходит, а чувства остаются. Чувствовать радость и боль, переживать удачу и огорчаться, уметь слушать природу, журчание ручья — разве это не богатство человека. Пусть смотрит, пусть думает, пусть размышляет. Вот зачем я рисую.

Правда, очень жаль, что столь любопытная выставка скоротечна. А, может быть, есть возможность ее продлить? Право, она того заслуживает.

А.Касаткин

«Красноярский рабочий», 12.07.89 г.

Материал предоставлен Б.Ганцелевич

Author →
Offered →
А.Касаткин. Красноярский рабочий
Ганцелевич Б.

Другие записи

Вестник "Столбист". № 6 (18). Поэма-шутка: "О чем мог бы рассказать А.С. Пушкин, побывав на Столбах"
У лукоморья дуб зеленый, И чудеса, и кот ученный. Мы вспомним, лишь наморщив лбы... Но «Красноярские Столбы», Где скалы и прекрасный лес — Восьмое чудо из чудес! Мне довелось их посмотреть И я не мог их не воспеть. Во-первых, милые друзья, Был восхищен природой я: Таких красот и с гор Кавказа, Бог мой, не видел я ни разу! Когда...
Печальный отклик поколений
В День поминовения жертв политических репрессий, 30 октября 1997 года, в «Музейном центре на Стрелке», красноярские «мемориальцы» организовали выставку памяти репрессированных деятелей культуры. Был там и раздел, посвященный столбистам: первому директору заповедника Александру Яворскому и Михаилу Лисовскому. Небольшая афишка 30-х годов сообщала о том, что состоится «Сибирская феерия...
Вход в заповедник "Столбы" будет стоить 15 рублей
Вероятно, уже с весны следующего года вход в туристическую зону заповедника «Столбы» станет платным. Это обусловлено тем, что посетители заповедника вольно или невольно влияют на окружающую среду и наносят вред экосистеме «Столбов», а денег на восстановление баланса у администрации заповедника нет. Предполагается, что вход в охраняемую зону будет...
Вестник "Столбист". № 2 (26). Последние бабочки... или танго на Транго.....
Интернациональные гонки на длиннейшей вертикальной дистанции в мире... Вы уже слышали? Встречаются, значит, трое в Каракоруме. Американец, русский и немец. Совершенно случайно летом 1999 года. Говорит янки: «Нам нужно наверх — и плевать, сколько это будет стоить» и высыпает из рукава, просто так, спонсорский миллион долларов. Русский вторит ему: «Нам...
Feedback